Файл: Задача научного стиля сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функции учебно-научных письменных текстов – передача научной информации в сжатом и систематизированном виде, доказательство ее профессиональной полезности и практической ценности.

12 неделя

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В процессе делового общения ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.

Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.

Деловые переговоры – форма делового общения. Цель их проведения – достигнуть соглашения между теми, кто в них участвует. Ведение деловых переговоров необходимо для обсуждения проблем, поиска их решений, способных удовлетворить все стороны переговорного процесса.

Кроме того, переговоры могут быть внешними (с деловыми партнерами и клиентами) и внутренними (между сотрудниками).

Переговоры также могут быть официальными – с протоколом, строгой процедурой, соблюдением специальных ритуалов – и неофициальными, похожими на непринужденную беседу, не предполагающими подписания тех ли иных официальных бумаг.

Жесты уверенности

кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

руки в карманах, большие пальцы снаружи;

одна рука обхватывает другую в области ладони

Жесты неуверенности, раздражения

прижатые вплотную к бокам локти;

ёрзание в кресле;

одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов;

человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

потирание уха

Жесты, выражающие агрессивность

тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях;

руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин - агрессивность

Жесты несогласия

боковой взгляд – жест недоверия ;

прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону

Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации

рука у щеки;

один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение);

манипуляции с очками;

рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев


Жесты, проявляющие некоторые черты характера и отношение к ситуации

Жесты

Возможная интерпретация

Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь

Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ

Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр.

Ощущает неполный контакт

Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди

Человек замкнут

Ладони рук в поле зрения партнера по общению

Человек открыт для общения

Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак

Внутренний монолог, скука

Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот

Подозрительность, скрытность, недоверие

Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками)

Негативно подавленное отношение к ситуации

Скрещенные руки и ноги у сидящего человека

Нежелание вступать в контакт, демонстративность

Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол)

Властность, психологическое давление на партнера

Закладывание рук за голову

Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

13 неделя

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.

Произносительные ошибки

Произносительные ошибки (орфоэпические) ошибки возникают вследствие неверного произношения звуков, звукосочетаний или грамматических конструкций; акцентологические ошибки – неверные ударения.

Примеры:

Произношение:стерет (сотрет), текёт (течёт), сотри(смотри), конечно («конешно»), плотит (платит), прецендент (прецедент). Ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «э́ксперт».



Лексические ошибки

Лексические ошибкиупотребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении:

1.Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».

2.Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный, элементы – алименты, Австрия – Австралия, опечатки – отпечатки, роман – романс.

3.Смешение слов, близких по значению и звучанию: одеть – надеть, абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда, длинный – длительный, жизненный – житейский, желанный – желательный.

Нарушение правил смыслового согласования слов.

Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием.

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неверное образование форм слов: «хотишь», «красивше», «ляжте».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки заключаются в неправильном построении словосочетаний или предложений::

  1. Неверное согласование: «Девочка была круглым сиротой» (круглой);

  2. Неверное управление: «Согласно приказа директора» (приказу);

  3. Синтаксическая двузначность: «Чтение Есенина не вызвало никакого интереса» (читал Есенин или читали творчество Есенина);

  4. Смещение конструкции: «Главное, о чем я вас прошу, – это о справедливости», тогда как правильно «это справедливость».

  5. Лишнее соотносительное слово в предложении: «Подскажите ту кратчайшую дорогу, ведущую в город» – «ту» речевая ошибка, поскольку кратчайшая дорога может быть только одна.

Орфографические ошибки

Данный вид речевых ошибок появляется вследствие незнания грамматики русского языка, переноса, сокращения слов. Например:
«робота не пыльная», «видеть далико», «физк-ра».

Коммуникативные неудачи — это недостижение участниками общения коммуникативной цели, отсутствие взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Виды барьеров, которые приводят к Коммуникативным неудачам:


  • Личностные барьеры – это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, гендере, социально-экономическом статусе участников коммуникаций.Вредные вербальные привычки (слова и звуки-«паразиты»: «так сказать», «э-э», «это самое»).

  • Физические барьеры - это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояние между людьми.

  • Семантические барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания символов, используемых в коммуникациях, различное понимание слов, рисунков, мимики, жестов.

  • Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций.

  • 1.Вовнутрь? ПРАВИЛЬНО: ВНУТРЬ!

  • Одеваясь, мы заправляем кофточку ВНУТРЬ юбки. Открывая конверт, мы смотрим ВНУТРЬ. Никаких приставок «во» не должно быть.



  • 2. Одеть? ПРАВИЛЬНО: НАДЕТЬ!

  • Этот случай, пожалуй, самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Существует простое правило, по которому легко запомнить правильное употребление этих слов в зависимости от контекста. НАДЕТЬ шляпу – ОДЕТЬ дочку. Когда дело касается вас самих, в этом случае НАдеть, кого-то другого – Одеть.



  • 3. Закончить школу, вуз? ПРАВИЛЬНО: ОКОНЧИТЬ!

  • В школе задали сделать собственный проект. И вот дело ЗАкончено. Вы прибрались дома – ЗАкончили. Как вы поняли, заканчивают дело, а учебное заведение (вуз, школа, автокурсы) Оканчивают.



  • 4.Коллеги по работе? ПРАВИЛЬНО: КОЛЛЕГИ!

  • Слово «коллега» уже по умолчанию имеет следующее значение: «человек, который со мной вместе работает, или имеющий аналогичную профессию», поэтому пояснять, что «Вася – мой коллега по работе» – избыточное выражение.



  • 5.Крема, свитера, джемпера? ПРАВИЛЬНО: КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!

  • Окончание «а» в этих словах мы слышим регулярно, оно привносит в разговорную речь некой «простецкости». Намного более «поэтичнее» и правильнее использовать на конце «ы»: сегодня ходили по магазинам и купили теплые джемперы, а потом зашли в отдел косметики и купили питательные кремы.



  • 6.Кушать? ПРАВИЛЬНО: ЕСТЬ!

  • Произнося фразу «я покушала», помните, что звучит она словно из уст манерной кокетки. Слово «есть» универсально. Стоит различать границы можно-нельзя. Спросить ребенка, кушал ли он, вполне этично. Однако взрослый мужчина, ответивший о себе: «я покушал» – это моветон.



  • 7.Ложить? ПРАВИЛЬНО: КЛАСТЬ!

  • Одной из самых распространенных ошибок в речи считается именно эта. Запомните правило: слова «ложить» не существует, оно употребляется только с приставками: ПОложить на стол, Сложи в стопку и т. д. Знаменитая фраза из фильмов: «положь трубку» тоже не является нормой. Только «положи, клади».



  • 8.Навряд ли, напополам? ПРАВИЛЬНО: ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!

  • Помните популярную в 90-х группу «На-на»? Так вот: в случае этих слов никакие «на-на» не нужны: ВРЯД ЛИ сегодня мы куда-нибудь пойдем, разделим фрукт ПОПОЛАМ.



  • 9.По приезду, по прибытию, по окончанию?

  • ПРАВИЛЬНО: ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!

  • Правильное употребление этих слов в первую очередь возлагается на вашу зрительную память, частое чтение и интерес к словарям, так как проверочных правил к ним нет. Остается только хорошенько запомнить, зазубрить.



  • 10.Пылесошу? Пылесосю? ПРАВИЛЬНО: ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!

  • Борьба за чистоту в доме часто заканчивается борьбой за правильную речь! Вы наводите порядок, но вдруг позвонила подруга и спрашивает, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «пылесосю…пылесошу…сосу пыль»... Правильно – «чищу пылесосом»!



  • 11. Стираться? ПРАВИЛЬНО: СТИРАТЬ!

  • Употребляя в словах стирать, полоскать, убирать добавочное окончание «ся», вы как бы приписываете действие себе, то есть вы собрались себя любимую полоскать, стирать и оттирать от грязи.



  • 12.Туфлей? ПРАВИЛЬНО: ТУФЕЛЬ!

  • Нельзя не вспомнить знаменитую фразу из фильма «Кавказская пленница», ставшую чуть ли не крылатой: «Чей туфля». Слово «туфли» неизменно. Правильное употребление: сегодня меряла пару туфель, которая мне очень понравились.



  • 13.Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?

  • ПРАВИЛЬНО: оба варианта

  • Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).

  • 14. Плотит? ПРАВИЛЬНО: Платит



  • 15. Конешно? ПРАВИЛЬНО: Конечно



  • 16. Экспрессо? ПРАВИЛЬНО: ЭСПРЕССО!

  • А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи. (Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски).


14-15 неделя

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности (паритет – принцип равного представительства сторон) – должен проявляться в ходе всего процесса общения.

Этикет (от франц. etiquette) — это установленный порядок поведения где-либо.

Деловой этикет— важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле, на 15 % зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми.