Файл: Курсовая работа дисциплина Конституционноправовой статус личности Тема Свобода совести и вероисповедания.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и то что в религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.
Выделим, что государство согласно данному федеральному закону обязуется:
1. Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;
2. Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
3. Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
4. Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Взамен, государство даёт религиозным организациям следующие привилегии:
1. Различные налоговые и иные льготы, а также оказывает различную материально-финансовую помощь религиозным организациям в реставрации, охране и содержании объектов, являющихся памятниками культуры
2. Назначения различных религиозных праздников нерабочими днями;
3. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством РФ.
Но любая конфессиональная деятельность очень обширна, её работа может выходить далеко за «ворота» вероисповедания, она может на прямую влиять на сознание своих прихожан, именно поэтому есть определённый перечень запретов в осуществлении их деятельности, все эти запреты обеспечивают светский характер государственной власти и противодействие экстремизму в РФ.
Так федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ защищает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечивает целостность и безопасность РФ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Данный закон также регулирует взаимоотношения государственных институтов и религиозных по противодействую экстремизму на территории РФ. В случаи нарушения законодательства в этой сфере на религиозные организации могут быть наложены следующие санкции: запрет на деятельность или предупреждение, которые влекут уже уголовные наказание, согласно гл. 29, а именно ст. 280 УК РФ.
Особенно место в сфере правового регулирования взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений, занимает федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-ФЗ. Данный федеральный закон внёс изменения в законодательство, с целью защиты вероисповедания, прописав административные и уголовные санкции, за нарушения прав граждан в их выборе вероисповедания. Были изменены статьи УК РФ и КоАП РФ. Благодаря, данному закону с 2013 года за неуважение или воспрепятствованию религиозных чувств верующих. Данное изменение в законодательстве было принято с целью защиты чувств верующих, но стоит обратить внимание на нормы УК РФ, они не носят, в отличии от КоАП РФ, такого чёткого объяснения, что же будет именно считаться правонарушением. Отсутствие чёткой формулировки с приведённым перечнем данной нормы, приводит к созданию «стены» между делами религиозных объединений и средств массовой информации.
Также нормы правового взаимоотношения между государственными институтами и религиозными объединениями нашли своё отражение и в НК РФ. Так различные работы по сохранению и охране культурных объектов, переданных в пользование или на праве собственности религиозным объединениям, реализация предметов и товаров религиозного назначения не подлежат налогообложению, согласно статье 149. Религиозные организации не обязаны вести свой бухгалтерский учёт, хотя согласно статье 23 федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», они могут вести предпринимательскую деятельность. Отдельно хочу отметить, что почти все пособия и выплаты, которые производят религиозные организации не облагаются налогом, согласно статье 217 НК РФ.
Также религиозные организации согласно ст. 219, могут получать социальный вычет, на осуществление своей уставной деятельности.
Согласно статье 251 НК РФ, для религиозных организаций доходы, не учитываемые в налоговой базе представлены в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Таким имуществом могут быть как памятники культуры, переданные им в собственности, так и доходы от реализации религиозной продукции, а также пожертвования. Так же согласно статье 270 НК РФ, все расходы, связанные с производством и реализацией различных товаров и обрядов религиозного назначения, не признается объектом налогообложения. Ст. 333.35 от государственной пошлины освобождаются религиозные объединения за право иметь в наименования «Россия» и «Российская Федерация», а также все производные от них. Статья 381 НК РФ, от налога на имущество освобождаются религиозные организации, используемого ими в целях осуществления своей деятельности. Так же земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, статья 395 НК РФ.
В целом, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:
1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-конфессиональных отношений.
2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы – введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений – не позволит полностью устранить проблему – возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.
Перспективы развития социального партнёрства государства и религиозных объединений – одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.
При правовом урегулировании проблем государственно-конфессиональных отношений на законодательном и на правоприменительном уровнях приоритет нередко отдаётся интересам религиозных объединений, а не правам и свободам личности. Отсутствуют правовые гарантии прав и личности, и религиозных объединений. В то же время гармоничное развитие правового регулирования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений невозможно без учёта прав как личности, так и религиозных объединений, без чёткого решения в законодательстве всех основных вопросов регулируемых отношений.
В связи с этим представляется, что актуальна задача обеспечения на уровне законов и на подзаконном уровне установления гарантий реализации свободы совести каждого и создания благоприятных условий для благотворительной деятельности религиозных объединений. Обеспечение права каждого верующего – неотъемлемая часть соблюдения права религиозных объединений, так как через реализацию права верующих граждан, которые при необходимости в установленном порядке могут обращаться за содействием к религиозной организации, государство создает возможности для активной деятельности религиозных объединений.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что религиозные организации обладают огромным количеством налоговых преференций, они на законодательном уровне освобождены от уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество и налог на прибыль организации.
Государство дало религиозным организациям защиту и стену в лице федерального закона «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-Ф. Вторым важным аспектом в правовом взаимоотношение государства и религиозных объединений, является огромное количество освобождений по налоговым обязательствам и ведению бухгалтерского учёта. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ, постановляет, что государство не вмешивается в выбор вероисповедания граждан и защищает его, но также согласному этому же закону единственным путём воздействия на религиозную организацию остаётся нарушение законодательства. В современных реалиях, чаще всего это будет применение федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ. Как можно было заметить государство создало все для образования, защиты и денежного обогащения религиозных организаций. Такое взаимоотношения религии и государства значительно сдерживает и ограничивает РФ как светское государство, ведь единственным органом, который может хоть как контролировать или следить за деятельностью религиозных организаций остаётся Прокуратура и в определённых ситуациях ФСБ РФ.
Самыми очевидными показателями состояния реализации свободы совести и свободы вероисповедания, являются многочисленные нарушения прав верующих и религиозных объединений, которые проявляются в форме дискриминации, ксенофобии, нетерпимости и насилия на их почве. При этом неверующие так же чувствуют себя ущемлёнными, поскольку нередко фактически за их счёт происходит финансирование деятельности некоторых религиозных организаций.
Под нетерпимостью и дискриминацией на основе религии или убеждений следует понимать любое различие, исключение, ограничение, или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение, или удаление признания, пользования или осуществления на-основе равенства прав человека и основных свобод".
Ксенофобия (от греческого svoq – чужой и фброд – страх) это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому,
Итак, представляется, что при определении перспектив развития государственно-конфессиональных отношений и совершенствовании законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях важно учесть следующие подходы:
1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач. Причём оно возможно и без установления особого правового статуса ведущих религиозных объединений, при юридическом равенстве всех религиозных объединений.
2. При кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России важнейшее значение приобретает чёткое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями.
3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения. Однако в настоящее время государственные органы порой принимают во внимание только одну сторону реализации свободы совести – право на свободу вероисповедания. Назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере свободы совести, чтобы более строго соблюдать конституционный принцип идеологического многообразия
Перспективным путём развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путём установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надёжную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы по теме курсовой работы «Свобода совести и вероисповедания».
Свобода совести и вероисповедания понятие многогранное, сложное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.
В законодательстве РФ наблюдается неопределённость терминологической конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этом законодатель и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Выделим, что государство согласно данному федеральному закону обязуется:
1. Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;
2. Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
3. Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
4. Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Взамен, государство даёт религиозным организациям следующие привилегии:
1. Различные налоговые и иные льготы, а также оказывает различную материально-финансовую помощь религиозным организациям в реставрации, охране и содержании объектов, являющихся памятниками культуры
2. Назначения различных религиозных праздников нерабочими днями;
3. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством РФ.
Но любая конфессиональная деятельность очень обширна, её работа может выходить далеко за «ворота» вероисповедания, она может на прямую влиять на сознание своих прихожан, именно поэтому есть определённый перечень запретов в осуществлении их деятельности, все эти запреты обеспечивают светский характер государственной власти и противодействие экстремизму в РФ.
Так федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ защищает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечивает целостность и безопасность РФ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Данный закон также регулирует взаимоотношения государственных институтов и религиозных по противодействую экстремизму на территории РФ. В случаи нарушения законодательства в этой сфере на религиозные организации могут быть наложены следующие санкции: запрет на деятельность или предупреждение, которые влекут уже уголовные наказание, согласно гл. 29, а именно ст. 280 УК РФ.
Особенно место в сфере правового регулирования взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений, занимает федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-ФЗ. Данный федеральный закон внёс изменения в законодательство, с целью защиты вероисповедания, прописав административные и уголовные санкции, за нарушения прав граждан в их выборе вероисповедания. Были изменены статьи УК РФ и КоАП РФ. Благодаря, данному закону с 2013 года за неуважение или воспрепятствованию религиозных чувств верующих. Данное изменение в законодательстве было принято с целью защиты чувств верующих, но стоит обратить внимание на нормы УК РФ, они не носят, в отличии от КоАП РФ, такого чёткого объяснения, что же будет именно считаться правонарушением. Отсутствие чёткой формулировки с приведённым перечнем данной нормы, приводит к созданию «стены» между делами религиозных объединений и средств массовой информации.
Также нормы правового взаимоотношения между государственными институтами и религиозными объединениями нашли своё отражение и в НК РФ. Так различные работы по сохранению и охране культурных объектов, переданных в пользование или на праве собственности религиозным объединениям, реализация предметов и товаров религиозного назначения не подлежат налогообложению, согласно статье 149. Религиозные организации не обязаны вести свой бухгалтерский учёт, хотя согласно статье 23 федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», они могут вести предпринимательскую деятельность. Отдельно хочу отметить, что почти все пособия и выплаты, которые производят религиозные организации не облагаются налогом, согласно статье 217 НК РФ.
Также религиозные организации согласно ст. 219, могут получать социальный вычет, на осуществление своей уставной деятельности.
Согласно статье 251 НК РФ, для религиозных организаций доходы, не учитываемые в налоговой базе представлены в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Таким имуществом могут быть как памятники культуры, переданные им в собственности, так и доходы от реализации религиозной продукции, а также пожертвования. Так же согласно статье 270 НК РФ, все расходы, связанные с производством и реализацией различных товаров и обрядов религиозного назначения, не признается объектом налогообложения. Ст. 333.35 от государственной пошлины освобождаются религиозные объединения за право иметь в наименования «Россия» и «Российская Федерация», а также все производные от них. Статья 381 НК РФ, от налога на имущество освобождаются религиозные организации, используемого ими в целях осуществления своей деятельности. Так же земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, статья 395 НК РФ.
В целом, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:
1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-конфессиональных отношений.
2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы – введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений – не позволит полностью устранить проблему – возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.
Перспективы развития социального партнёрства государства и религиозных объединений – одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.
При правовом урегулировании проблем государственно-конфессиональных отношений на законодательном и на правоприменительном уровнях приоритет нередко отдаётся интересам религиозных объединений, а не правам и свободам личности. Отсутствуют правовые гарантии прав и личности, и религиозных объединений. В то же время гармоничное развитие правового регулирования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений невозможно без учёта прав как личности, так и религиозных объединений, без чёткого решения в законодательстве всех основных вопросов регулируемых отношений.
В связи с этим представляется, что актуальна задача обеспечения на уровне законов и на подзаконном уровне установления гарантий реализации свободы совести каждого и создания благоприятных условий для благотворительной деятельности религиозных объединений. Обеспечение права каждого верующего – неотъемлемая часть соблюдения права религиозных объединений, так как через реализацию права верующих граждан, которые при необходимости в установленном порядке могут обращаться за содействием к религиозной организации, государство создает возможности для активной деятельности религиозных объединений.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что религиозные организации обладают огромным количеством налоговых преференций, они на законодательном уровне освобождены от уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество и налог на прибыль организации.
Государство дало религиозным организациям защиту и стену в лице федерального закона «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-Ф. Вторым важным аспектом в правовом взаимоотношение государства и религиозных объединений, является огромное количество освобождений по налоговым обязательствам и ведению бухгалтерского учёта. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ, постановляет, что государство не вмешивается в выбор вероисповедания граждан и защищает его, но также согласному этому же закону единственным путём воздействия на религиозную организацию остаётся нарушение законодательства. В современных реалиях, чаще всего это будет применение федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ. Как можно было заметить государство создало все для образования, защиты и денежного обогащения религиозных организаций. Такое взаимоотношения религии и государства значительно сдерживает и ограничивает РФ как светское государство, ведь единственным органом, который может хоть как контролировать или следить за деятельностью религиозных организаций остаётся Прокуратура и в определённых ситуациях ФСБ РФ.
2.2 Основные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания
Самыми очевидными показателями состояния реализации свободы совести и свободы вероисповедания, являются многочисленные нарушения прав верующих и религиозных объединений, которые проявляются в форме дискриминации, ксенофобии, нетерпимости и насилия на их почве. При этом неверующие так же чувствуют себя ущемлёнными, поскольку нередко фактически за их счёт происходит финансирование деятельности некоторых религиозных организаций.
Под нетерпимостью и дискриминацией на основе религии или убеждений следует понимать любое различие, исключение, ограничение, или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение, или удаление признания, пользования или осуществления на-основе равенства прав человека и основных свобод".
Ксенофобия (от греческого svoq – чужой и фброд – страх) это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому,
Итак, представляется, что при определении перспектив развития государственно-конфессиональных отношений и совершенствовании законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях важно учесть следующие подходы:
1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач. Причём оно возможно и без установления особого правового статуса ведущих религиозных объединений, при юридическом равенстве всех религиозных объединений.
2. При кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России важнейшее значение приобретает чёткое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями.
3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения. Однако в настоящее время государственные органы порой принимают во внимание только одну сторону реализации свободы совести – право на свободу вероисповедания. Назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере свободы совести, чтобы более строго соблюдать конституционный принцип идеологического многообразия
Перспективным путём развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путём установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надёжную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы по теме курсовой работы «Свобода совести и вероисповедания».
Свобода совести и вероисповедания понятие многогранное, сложное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.
В законодательстве РФ наблюдается неопределённость терминологической конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этом законодатель и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.