Файл: Григорий Турский История франков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 670

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однажды в церкви он услышал, как читают отрывок из пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места» (Ис., 5: 8). Рассказывают, что он так ответил: «Это дурной знак. Оплакивайте меня и моих детей!» Он оставил сына, умершего бездетным и раздавшего церквам большую часть награбленного отцом.
25. Добродетельный король Гунтрамн сделал своей наложницей Венеранду и возлег с ней. Она была служанкой одного из его подданных. От него у нее родился сын по имени Гундобад. Позже Гунтрамн женился на Маркатруде, дочери Магнахара. У нее родился сын, и она стала ревновать Гундобада и отравила его, отправив ему яд.

Вскоре после смерти Гундобада по воле Господа она потеряла своего собственного сына. В результате король отдалил ее от себя. Вскоре после этого она умерла. Тогда Гунтрамн женился на Острехильде, которую также звали Бобилла, от нее у него было два сына, старшего звали Хлотарь и младшего Хлодомер.
26. Король Хариберт женился на женщине по имени Ингоберга, от него у нее была дочь, которая со временем вышла за человека из Кента и отправилась жить туда95. В то время среди служанок Ингоберги находились две молодые женщины, дочери бедного человека. Первую из них, более религиозную, звали Марковефа, а вторую Мерофледа.

Как я уже говорил, они были дочерьми шерстобита. Ингоберга стала ревновать, поскольку король выказывал явное расположение к ним. Она тайно устроила так, чтобы показать их отца работающим: если король увидит его, то начнет презирать девушек. Когда человек работал, Ингоберга позвала короля Хариберта.

Тот пришел, надеясь увидеть что-то интересное, и, не подходя слишком близко, стал наблюдать за тем, как человек готовит шерсть для королевского дома. Узнав, кто это, Хариберт настолько разгневался, что выгнал Ингобергу и взял на ее место Мерофледу. У короля была и другая женщина, дочь пастуха, смотревшего за стадами овец. Ее звали Теодехильда, и говорят, что у нее был от короля сын, но ребенка похоронили сразу же после его рождения.

Во времена короля Хариберта Леонтий собрал в своей провинции в городе Сент епископов и отстранил Эмерия от епископства, утверждая, что того не назначили в соответствии с каноническими законами. Король Хлотарь пожаловал Эмерию грамоту, разрешив быть рукоположенным без согласия отсутствовавшего в то время Леонтия.

Эмерия отстранили и решили выбрать вместо него Ираклия, бывшего тогда священником в городе Бордо. Для этого они подписали документ и отправили Ираклия к королю Хариберту, чтобы лично вручить его. Он добрался до Тура и объяснил святому Евфронию, что произошло, попросил проявить свою милость и добавить свою подпись к документу. Но тот отказался сделать это.


Тогда священник Ираклий вошел в ворота города Парижа и попросил аудиенции у короля. «Приветствую тебя, доблестный король! – заявил он. – Приветствую тебя и приношу благословение апостольского престола». – «Что? – спросил удивленный Хариберт. – Разве ты был в городе Риме и принес мне благословение папы?»

«Это Леонтий вместе с епископами своей провинции посылает тебе свое отеческое благословение, – ответил Ираклий. – Он пишет тебе, чтобы сообщить, что снял с епископства Цимула (так звали Эмерия в детстве), потому что тот стал епископом города Сент без разрешения каноников. Они уведомляют тебя о своем решении и заявляют, что он должен быть заменен кем-либо другим, дабы исправлены были должным образом нарушения церковных установлений. Пусть слава о твоей королевской власти распространится на века».

Услышав слова Ираклия, король впал в ярость. Он велел, чтобы священника увели от него и немедленно отправили в ссылку в повозке с шипами. «Неужели вы действительно думаете, что никто из живущих сыновей короля Хлотаря не собирается поддерживать решение их отца и что, даже не ожидая моего согласия, кто-то обладает властью, чтобы отстранить епископа, избранного благодаря его мудрому решению?»

Без большого шума он отправил нескольких своих священнослужителей, чтобы те восстановили епископа Эмерия в Сенте. Вместе с ними он послал нескольких своих управляющих, чтобы те взяли штраф в тысячу золотых у Леонтия и наложили максимальный штраф на остальных епископов, определив его сумму в зависимости от обстоятельств и размера имущества. Так король отомстил за нанесенное ему оскорбление.

Затем король Хариберт женился на Марковефе, сестре Мерофледы. И Хариберта и Марковефу обоих отлучил от церкви святой Герман, епископ. Король отказался оставить Марковефу, но случился суд Божий, и она умерла. Вскоре после этого умер и король96. После его смерти Теодехильда, одна из его королев, отправила послов к королю Гунтрамну, предлагая свою руку. Гунтрамн ответил следующим образом: «Она может приехать ко мне и принести с собой свои сокровища. Я приму ее и выделю подобающее место среди своих людей. Она станет занимать рядом со мной более высокое положение, чем когда-либо было при моем брате, недавно умершем».

Узнав ответ короля, Теодехильда обрадовалась, собрала все свое имущество и отправилась воссоединиться с Гунтрамном. Когда же тот увидел ее, то заявил: «Лучше было бы, чтобы эти сокровища попали в мои руки, чем продолжали находиться в ведении женщины, недостойно разделившей ложе с моим братом». Гунтрамн захватил большую часть ее добра, оставив ей только малую толику, и отправил ее в монастырь, находившийся в Арле.



Теодехильда тяжело переносила все посты и бдения, на которые ее обрекли. Она тайно отправила посланцев к некоему готу, сообщив ему, что если тот обещает перевезти ее в Испанию и там жениться на ней, то она убежит из обители вместе с оставшимся у нее богатством и отправится с ним без малейших колебаний. Тот немедленно пообещал выполнить все, что она хочет.

Теодехильда собрала свое имущество и уложила его в тюки. Когда она собралась бежать из обители, то нечаянно натолкнулась на бдительную аббатису. Та схватила ее с поличным, безжалостно высекла и заперла в келье. Там Теодехильда и оставалась до своего смертного часа, претерпевая ужасные страдания.
27. Король Сигиберт заметил, что его братья брали в жены тех, кто оказывался их совершенно недостоин, и доходили даже до того, что женились на собственных служанках. Поэтому он отправил представителей, нагруженных подарками, в Испанию и попросил руки Брунгильды, дочери короля Атанагильда. Она всегда была изысканно одета, красиво выглядела, отличалась целомудренностью и благопристойностью поведения, выделялась среди сверстников и приятным обращением.

Ее отец согласился выдать ее замуж за Сигиберта, отправив ее вместе с огромным приданым. Сигиберт собрал самых видных людей своего царства, велел устроить пир и женился на Брунгильде. Повсюду ликовали и веселились по этому поводу.

Конечно, она была арианской веры, но епископ, посланный к ней королем, уговорил ее перейти в другую веру и заново окрестил. Она приняла единство блаженной Троицы и была миропомазана. Во имя Христа она сохраняла свою католическую (ортодоксальную. – Ред. ) веру.97
28. Узнав об этом, король Хильперик, хотя у него уже было несколько жен, решил просить руки Галсвинты, сестры Брунгильды. Он сказал послам, что обещает оставить всех других жен, если только женится на королевской дочери равного с ним ранга. Отец Галсвинты поверил ему и послал к нему свою дочь с огромным приданым, поступив точно так же, как в свое время он отправлял Брунгильду.

Галсвинта была старше Брунгильды. Когда она добралась до двора короля Хильперика, тот приветствовал ее, воздав великие почести, и сделал ее своей женой. Она также перешла в истинную веру и была помазана елеем. Он нежно любил ее, потому что она принесла с собой большое приданое. Однако вскоре они страшно поссорились, потому что король продолжал любить и Фредегунду, на которой женился раньше.


Галсвинта не переставала жаловаться королю на оскорбления, которые ей приходилось терпеть. Она говорила, что он не выказывал ей никакого уважения, и просила, чтобы ей разрешили вернуться домой, даже если это означало оставить все сокровища, которые она привезла с собой. Хильперик делал все, что мог, пытаясь успокоить ее самыми изысканными заверениями и скрывая правду так искусно, как только мог. В конце концов он велел одному из своих слуг удушить Галсвинту, так что однажды ее нашли мертвой в постели.

После ее смерти Господь совершил великое чудо. Перед ее гробницей на шнуре висела горящая лампада. Хотя никто до нее не дотрагивался, веревка оборвалась, и лампада упала на каменный пол. Твердый камень раздвинулся и поглотил ее, а на том месте, где она лежала, не осталось ничего, как будто ничто и не падало. Все, кто увидели это, поняли, что произошло чудо.

Король Хильперик оплакал смерть Галсвинты, но через несколько дней попросил Фредегунду снова разделить с ним ложе. Его братья имели все основания подозревать, что он был замешан в убийстве королевы, и Хильперика выдворили из его королевства. От одной из своих первых наложниц, Авдоверы, у Хильперика было три сына: Теодеберт, о котором я вам уже рассказывал, Меровей и Хлодвиг. Теперь я должен вернуться к тому, о чем уже начал рассказывать.
29. Однажды гунны (авары. – Ред. ) снова попытались вторгнуться в Галлию. Сигиберт выступил против них вместе со своим войском, собрав огромную армию храбрых воинов. Как только они собрались вступить в битву, гунны (авары), весьма искусные в некромантии, изготовили ряд фигур призраков, танцующих перед глазами франков. Так им легко удалось разбить франков.

Армия Сигиберта бежала с поля битвы, самого же короля окружили гунны (авары. – Ред. ) и сделали своим пленником. Однако он был известен и хитростью и, хотя не разбил их в битве, смог справиться с ними позже с помощью подкупа. Он преподнес огромное количество подарков королю гуннов (аваров) и заключил с ним договор, в результате чего между двумя народами воцарился мир до конца его жизни. Это может расцениваться как похвала, а не бесчестье. Заметим, что короля гуннов (аваров) звали Гаганом (каган. – Ред. ), и всем правителям этого народа давали этот титул.
30. Король Сигиберт захотел захватить Арль и повелел, чтобы жители Клермона напали на этот город. В то время Фирмин был графом Клермона, и именно он возглавил его войско. Тем временем с противоположного направления вместе со своим войском подошел Одоварий. Они вошли в Арль и потребовали клятвы верности королю Сигиберту. Когда король Гунтрамн услышал об этом, он, в свою очередь, отправил сюда патриция Цельса с войском. Цельс отправился к Авиньону и захватил город.


Затем он направился к Арлю, окружил его и начал оскорблять армию Сигиберта, запершуюся внутри. Епископ Сабауд произнес речь перед людьми Сигиберта. «Совершите вылазку, – заявил он, – и вступите в бой с врагом, иначе, если вы продолжите оставаться в городских стенах, у вас не будет никаких шансов защитить ни нас, ни территорию. Если Господь на вашей стороне, вы побьете врагов, и мы сохраним обещания, которые вам дали. Если же, напротив, случится так, что они побьют вас, вы обнаружите, что городские ворота открыты для вас, вы сможете войти внутрь и спасти свои души».

Поверив в небылицы, что им рассказал Сабауд, люди Сигиберта начали сражение. Но, как того и следовало ожидать, армия Цельса разбила их. Когда они пустились в бегство, то обнаружили, что ворота закрыты. Со стен горожане забросали их дротиками и камнями. Тогда они направились к реке Роне, использовав свои щиты, чтобы переправиться, и попытались достичь противоположного берега. Сильное течение утащило многих из них, и они утонули. На самом же деле Рона проделала с ними то же самое, что Симоент с троянцами. Об этом мы читаем в «Энеиде»:
…где так много несло Симоента теченье

Панцирей, шлемов, щитов и тел троянцев отважных!
Немногие с огромным трудом сумели добраться до противоположного берега. Устыдившись своего поражения, они направились обратно домой, без доспехов и оружия, без лошадей. Многих воинов Оверни унесло силой течения, или они погибли от ударов вражеских мечей. Получив обратно свой город, король Гунтрамн с обычным для него великодушием возвратил Авиньон под власть брата.
31. В Галлии, в крепости Тавредун, расположенной на холме над рекой Роной, случилось невероятное предзнаменование. Сначала более шестидесяти дней слышали сильный звук, напоминавший рев. Затем часть холма отделилась и упала в реку, унося с собой людей, церкви, скот и дома.

Течение реки было перекрыто, и ее воды хлынули в обратную сторону. Поскольку местность с обеих сторон была замкнута возвышенностями, вода поднялась еще выше и разлилась, унося с собой все, что находилось на ее берегах. Вода пробивала себе путь, топя всех, кто жил там. Она поднималась все выше и выше, уничтожая дома, губя скот и унося с собой все, что могла, разлившись вплоть до города Женевы.

Многие говорили о том, что объем воды оказался настолько велик, что она омывала стены Женевы. Скорее всего, этим сообщениям можно верить, потому что, как я уже говорил вам, в этом месте Рона протекает через горные теснины. Если ее заблокировать, она не может никуда повернуть. Она должна была прорвать гору, которая упала в нее, и смыть все.