Файл: Григорий Турский История франков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Узнав об этом, Петр немедля отправился в Лион на суд, под защиту дяди моей матери епископа Ницетия. В присутствии Сиагрия, епископа Отёна, а также многих других священников и приходской знати Петр дал клятву, что не убивал Сильвестра. Спустя два года сын Сильвестра, подстрекаемый Лампадием, напал на епископа Петра на улице и смертельно ранил его копьем. Когда Петр умер, его тело перенесли в Дижон, где его похоронили рядом с прадедом святым Григорием.

Убийца между тем сбежал к королю Хильперику, а его собственность была конфискована по указу короля Гунтрамна и передана в королевскую казну. Теперь убийца был вынужден скитаться без приюта, а кровь невинно убиенного взывала к Господу из земли. Скитаясь, он однажды убил человека, который не сделал ему ничего плохого. Родственники убитого немедля бросились в погоню и изрубили сына Сильвестра на куски и разбросали их. Таков был конец этого несчастного, ибо наказание Господа неотвратимо.

После смерти Сильвестра жители Лангра снова попросили о новом епископе, и к ним назначили Паппола, который некогда был архидьяконом в Отёне. Рассказывают, что он свершил в Лангре немало дурного, о чем я не буду писать, дабы не оскорблять его прихожан.

Расскажу лишь о его смерти. На восьмой год епископства, когда он объезжал приходы и остановился на ночлег в загородном доме, во сне к нему явился святой Тетрик. Он сказал с угрозой в голосе: «Паппол, что ты делаешь? Зачем оскверняешь мою епархию, грабишь храмы и разгоняешь вверенное мне стадо? Оставь свое место и уходи подальше отсюда!» Произнеся эти слова, Тетрик ударил его своим посохом в грудь.

Проснувшись, Паппол увидел на своей груди рану и почувствовал невыносимую боль. От страха он перестал есть и пить, ибо чувствовал, что смерть его близка. На третий день он истек кровью и умер. Его перенесли в Лангр и похоронили там. На место Паппола был самим Господом избран аббат Муммол, известный своей набожностью. Многие хвалили его за кротость, бескорыстие, совершенные им добрые дела и праведные поступки. Приняв епархию, он установил, что Лампадий обкрадывал церкви и обирал бедных, присваивая себе церковные земли, виноградники и слуг. Муммол распорядился отобрать у него все и изгнать из епархии. Теперь Лампадий был вынужден жить в бедности и зарабатывать себе пропитание. Это было достаточным наказанием для него.
6. В этот год, когда умер Сигиберт и начал править его сын Хильдеберт, у гробницы святого Мартина произошло много чудес (в 576 г. –
Ред. ). Я подробно описал их в других книгах. Возможно, моя латынь несколько провинциальна, но я не могу молчать о том, что видел или что услышал из уст верных людей. Я просто рассказываю о том, что случилось с несколькими скептиками, которые, став свидетелями чуда, вместо наказания получили от святого Мартина исцеление в знак его милости.

Левнаст, архидьякон из Буржа, ослеп из-за катаракт на обоих глазах. Он обращался к множеству докторов, но так и не смог вернуть себе зрения. Наконец он отправился в храм Святого Мартина, где он оставался два или три месяца, вознося молитвы об исцелении. Когда наступил праздник святого Мартина, глаза Левнаста очистились, и он стал снова видеть. Потом он ушел домой и решил посоветоваться с евреем, который устроил ему кровопускание пиявками, чтобы еще улучшить зрение.

Однако, как только ему пустили кровь, Левнаст снова ослеп. Тогда он решил вернуться к священной гробнице, где провел долгое время, но его зрение так и не вернулось. По-моему, милость святого не вернулась к нему из-за того, что он согрешил, усомнившись в могуществе Господа: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф., 13: 12).

Левнаст смог бы вернуть себе зрение милостью Господа, если бы не обратился к помощи еврея. Таких, как он, упрекает и осуждает апостол: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас» (2 Кор., 6: 14—17).

Да послужит эта история предостережением христианам, чтобы они сподобились исцелению небесному, но не прибегали бы к врачеванию земному.
7. Здесь я должен назвать имя человека, призванного Господом в этом году, поскольку считаю, что он обрел жизнь вечную в раю. Сенох, священник из Тура, покинул мир и жил в небольшой обители, которую сам построил на древних руинах. Родом же он был тейрал (племя, близкое готам. –

Ред. ). Вокруг него собралось несколько монахов, и они восстановили давно разрушенную часовню. По молитвам Сеноха произошло много чудес, которые я подробно описал в своей книге.
8. Через некоторое время преставился святой Герман, епископ Парижа. Во время его погребения произошло чудо, продолжившее ряд прижизненных чудес. Когда его несли по улице, несколько заключенных воззвали к нему, и тотчас же его тело стало таким тяжелым, что его не смогли нести. Как только заключенных отпустили, тело вновь стало легким. Обретшие свободу присоединились к похоронной процессии, направлявшейся в храм, где и погребли святого Германа. По милости Господа на его могиле произошло много чудес, и ни один проситель не уходил без исполнения просимого. Чтобы узнать подробности прижизненных чудес святого Германа, лучше всего обратиться к его жизнеописанию, составленному святым Фортунатом.
9. В том же году умер затворник Калуппа. Он был религиозным с юности, жил в монастыре в Меалле, недалеко от Клермона, где вел себя как смиренный монах, что я и описал в книге о его житии.
10. Неподалеку от Буржа жил затворник Патрокл. Он был посвящен в сан священника и был человеком большой святости и набожности. Отличался суровым воздержанием и немало страдал во время постов.

Он не пил ни вина, ни сидра, утоляя жажду водой с медом, а также не ел животной пищи. Его диета состояла из размоченного и подсоленного хлеба. Его глаза всегда были ясными. Он проводил свободное от молитв время в чтении или писании. Своими молитвами он часто приносил облегчение больным лихорадкой, страдающим нарывами и другими болезнями. Совершил множество чудес, которые я не имею возможности описать. Всегда носил на теле власяницу. Умер в возрасте восьмидесяти лет, переселясь к Христу. О его житии мы тоже написали (Житие отцов. – Ред. ).
11. Чтобы восславить по милости Господа его епископов, я должен рассказать, что случилось в тот год с евреями в Клермоне. Святой Авит неоднократно увещевал их, чтобы сбросили они пелену закона Моисеева и поняли духовно Священное Писание и сердцем постигали жизнь Христову, которую провозвестили пророки. Не могу сказать, что он смог отвратить их от Моисеева закона, но епископ молился, чтобы они повернулись к Господу и Священному Писанию. И вот один из евреев попросил епископа крестить его на Пасху. Возродившись через таинство крещения, во время пасхального шествия он шел в белом облачении вместе с другими новообращенными. Когда шествие проходило через городские ворота, один из евреев, без сомнения подстрекаемый дьяволом, вылил ему на голову прогорклое масло. Люди были настолько разгневаны, что
хотели тут же побить оскорбителя камнями, но епископ не допустил этого.

В благословенный день, когда Господь наш в славе вознесся на небеса, искупив грехи наши, а епископ с пением псалмов совершал шествие к одному из местных храмов, шедшая за ним масса людей напала на синагогу, сровняв ее с землей. Затем епископ обратился к евреям с таким посланием: «Я не собираюсь принуждать вас силой верить в Иисуса Христа, но обращаюсь к вам, чтобы пролить свет истины в ваши сердца. Я пастырь, которого Господь поставил над стадом Своим. Но истинный Пастырь, который принял смертные муки за вас, говорит, что если появится овца, то он должен принять ее в свое стадо, потому что должно быть одно стадо и один пастырь. Если вы готовы поверить в то, во что верю я, то станьте стадом моим, а я буду вашим пастырем. Если же нет, то уходите отсюда».

Евреи совещались три дня, а затем прислали епископу ответ: «Мы верим в то, что Иисус есть сын Божий, о котором предвозвестили наши пророки». Епископ возрадовался этой новости. В день Троицы после всенощной он направился в баптистерий, находившийся вне городских стен. Там собрались все евреи города, просившие его о крещении. Святой Авит заплакал от радости. Он тут же окропил их святой водою, приняв в лоно святой церкви. В свете лампад и множества свечей белые одежды новообращенных ярко сверкали. Клермон ликовал подобно Иерусалиму в день сошествия Святого Духа на апостолов. Тогда крестилось более пятисот человек, а те из евреев, кто отказался креститься, перебрались в Марсель.
12. Позднее умер Брахион, аббат монастыря в Мена, родом из Тюрингии. Я уже писал о том, что некогда он служил охотником при дворе герцога Сигивальда.
13. Теперь я снова вернусь к изложению событий. Король Хильперик послал своего сына Хлодвига в Тур. Тот собрал отряд, прошел с ним по землям Тура и Анже и наконец занял Сент. В это время Муммол, один из патрициев, служивших королю Гунтаму, вторгся в окрестности Лиможа и напал на Дезидерия, командующего войском Хильперика. В войске Дезидерия пало 5 тысяч человек (в другом варианте у Дезидерия пало 24 тысячи, у Муммола 5 тысяч). Дезидерий потерпел поражение и едва смог бежать. А Муммол вернулся назад в Клермон, который уже успели разграбить его воины. Оттуда он переправился в Бургундию.
14. После этого Меровея, которого отец посадил в тюрьму, насильно постригли в монахи, облачили в соответствующую одежду и отправили в монастырь Анинсола в Ле-Мане для обучения.


Гунтрамн Бозон, о котором я уже писал, живший при храме Святого Мартина, услышал об этом. Он тайно послал иподьякона Рикульфа, чтобы тот посоветовал Меровею искать убежища в его храме. Меровей выехал, встретившись со своим слугой Гайленом, освободившим его. Путешествуя в простой одежде и стараясь закрывать лица, они наконец добрались до храма Святого Мартина. Меровей нашел дверь открытой и вошел внутрь. В это время мы служили мессу. Когда служба кончилась, он подошел ко мне за причастием.

В это время рядом со мной находился Рагнемод, епископ Парижский, преемник святого Германа. Мы отказались причастить его, но Меровей стал настаивать, заявив, что отлучить его может только собор епископов.

Согласившись с ним, ибо здесь находился только один из братьев-епископов, я причастил его своими руками, в соответствии с уставом. Я боялся, что мой отказ может привести к многим смертям, ибо Меровей поклялся убить некоторых наших людей, если мы откажемся дать ему причастие. Однако из-за этого область Тура претерпела много бед.

В это время Ницетий, муж моей племянницы, отправился по делу к королю Хильперику вместе со своим дьяконом, который и сообщил королю, что Меровей бежал. Увидев их, королева Фредегунда заявила: «Это соглядатаи, которые хотят выведать намерения короля и сообщить о них Меровею». Она велела схватить их и, лишив одежды (заменив ее на плохую, что было позором. – Ред. ), отправить в ссылку. Их отпустили очень нескоро.

Вслед за тем Хильперик прислал ко мне посланцев со словами: «Отлучи этих отступников от церкви, иначе я сожгу твои земли». Я написал ему, что невозможно делать в христианские времена то, что не делали даже с еретиками. В ответ он прислал войско и напал на Тур.

На второй год царствования короля Хильдеберта, видя, что отец непреклонен, Меровей вместе с герцогом Гунтрамном направился к королеве Брунгильде, говоря: «Я бы не хотел, чтобы из-за меня была подвергнута насилию церковь Святого Мартина или чтобы была разорена эта область». Он вошел в храм во время ночной службы, принес с собой все свои ценные вещи и, положив их перед гробницей святого, вознес молитву. Он просил святого явить свою милость и помочь ему получить королевство. Надеясь заслужить благосклонность королевы Фредегунды, Левдаст, герцог Тура, расставлял Меровею множество ловушек. Наконец он заманил в засаду нескольких приближенных Меровея и угрожал убить их, если они не укажут ему удобное место, чтобы он мог убить Меровея. Чтобы отомстить, Меровей по совету Гунтрамна велел избить придворного врача Марилейфа, как только тот отправился домой, покинув дворец.