Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177.
Количество рак'атов праздничной молитвы
'Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Пятничная молитва состоит из двух рак'атов,
молитва Жертвоприношения из двух рак'атов, молитва Разговения из двух
рак'атов и молитва путника состоит из двух рак'атов. И это полноценное, а не
сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего Пророка !".
Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.
Вернуться в содержание
178.
Количество такбиров в праздничной молитве
Сообщается от 'Абдуллаха ибн 'Амра, что Пророк ﷺ сказал: "В молитве
Разговения такбиров (в первом рак'ате) - семь, а во втором - пять, и суры
следует читать после них".
Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.
Это самое достоверное, что передается о количестве такбиров в праздничной молитве.
О достоверности этого хадиса высказывались имам Ахмад, имам Ибн аль-
Мадини, имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-
Альбани.
См. "ат-Тальхыс" 144.
Также это усиливается хадисом 'Аиши, которая рассказывала: "Посланник
Аллаха произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом
рак'ате семь такбиров, а во втором - пять".
Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 639.
Къасим Абу 'Абдур-Рахман говорил: "Некоторые сподвижники Пророка мне
рассказывали: "Однажды Посланник Аллаха совершал с нами молитву в день
'Ида, и произнес по четыре такбира"". ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи и шейх аль-
Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2997.
Ибн Мас'уд о такбирах в праздничной молитве говорил: "Следует сначала
произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует
произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак'ате следует
сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира".
'Абдур-
Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. "ад-Дирая"
1/220.
А Ибн 'Аббас сказал: "Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве
'Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров".
ат-Тахауи 2/401.
Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имам Ахмад говорил: "Сподвижники разногласили в количествах такбиров в
праздничной молитве, но все эти виды дозволены".
См. "аль-Фуру'" 2/139.
То же самое говорил и шейх Ибн 'Усаймин.
См. "Шархуль-мумти'" 5/179.
Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что Пророк ﷺ произносил в первом рак'ате семь такбиров, а во втором пять.
Имам аль-Багъауи говорил: "Большинство ученых из числа сподвижников и их
последователей считают, что в праздничной молитве первом рак'ате семь
такбиров, не считая такбира аль-Ихрам, а во втором пять, не считая такбира,
который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это
передается от Абу Бакра, 'Умара и 'Али, да будет доволен ими Аллах".
См. "Шарху-
Ссунна" 4/309.
Вернуться в содержание


179.
Такбиры в праздничной молитве не являются условием этой
молитвы
Если имам не произнес такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забыв-чивости, то это не нарушает молитву. Имам Ибн Къудама говорил:
"Я не знаю в этом вопросе разногласий!" То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.
Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда сахуа) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности.
См. "аль-Фуру'" 2/140, "ад-Дураруль-мудыя" 1/196.
Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.
Вернуться в содержание
180.
Что можно произносить между такбирами?
Не передается ничего от Пророка ﷺ, чтобы он между произ-ношением такбиров говорил что-либо, однако сообщается, что Ибн Мас'уд о такбирах в праздничной молитве говорил: "Между каждыми двумя такбирами произносится
восхваление и прославление Всевышнего Аллаха". аль-Байхакъи 3/291. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани.
Вернуться в содержание
181.
Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?
Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и
Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от Пророка ﷺ.
Что же касается сообщений, в которых сказано, что Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то имам аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: "Его
иснад прерванный".
См. "Сунан аль-кубра" 2/293.
Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн 'Умар. Ибн аль-Каййм сказал: "Не смотря на то, что Ибн 'Умар в
точности следовал Пророку , он все же поднимал руки при такбирах".
См.
"Задуль-ма'ад" 1/441.
Однако шейх аль-Альбани говорил: "Что касается этого сообщения от Ибн
Умара, то я пока его не нашел".
См. "Тамамуль-минна" 349.
Имам Малик говорил: "Не поднимаются руки при произнесении такбиров в
молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)".
См. "аль-
Мудаууана" 1/169.
Однако также от Малика передается, что несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Уалид ибн
Муслим рассказывал: "Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении
такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: "Да, поднимай руки с
каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал".
См. "Ахкамуль-идейн"
137.
Лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка.
Вернуться в содержание


182.
Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничной
молитвы
Имам Ибн Муфлих сказал: "Если имам сомневается в количестве
произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)".
См. "аль-Мубди'" 2/185.
Имам ан-Науауи сказал: "Что касается не имама (т.е. позади стоящих за
имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя".
См.
"аль-Маджму'" 3/295.
Вернуться в содержание
183.
Что следует читать в праздничной молитве?
Передается, что как-то 'Умар спросил Абу Уакъида ал-Лейси о том, что читал
Посланник Аллах ﷺ в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: "Он
читал суру "Каф. Клянусь славным Кораном"
(Сура "Къаф")
и "Приблизился
Час, и раскололся месяц"
(Сура "аль-Къамар")
"
Муслим 1477.
Ну'ман ибн Башир рассказывал: "Пророк в праздничных и пятничных
молитвах читал: "Славь имя Господа твоего Всевышнего"
(Сура "аль-А'ля")
и
"Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?".
(Сура "аль-Гъашия")
".
Муслим
1452.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: "Имам имеет право выбора, и если желает, то
читает в молитве двух праздников суры "Къаф" и "Приблизился Час", или же
суры "Славь имя Господа своего" и "Дошел ли до тебя рассказ". Но если имам
прочитает суру "аль-Фатиха" и любую иную суру помимо упомянутых, то это
будет достаточным".
См. "аль-Аусат" 4/284.
Вернуться в содержание
184.
Есть ли у праздничной молитвы азан или икъама?
У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва. Ибн Аббас и Джабир говорили: "Нет азана у праздничной молитвы ни
до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва".
аль-Бухари 2/451, Муслим 2/604.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Ученые сошлись на том, что азан и икъама для
молитвы двух праздников являются нововведением!".
См. "Фатхуль-Бари" 8/447.
Вернуться в содержание
185.
Совершается ли молитва до или после праздничной молитвы?
Нет ничего достоверного от Пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: "Посланник Аллаха
совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких
молитв". аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
Имам Ахмад сказал: "Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после
праздничной молитвы".
См. "Масаилюль-имам Ахмад" 469.
Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак'ата,
противоречат Сунне. Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой
Пророк ﷺ сказал: "Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не
садится до тех пор, пока не совершит два рак'ата".
аль-Бухари 444, Муслим 714.
Абу Са'ид аль-Худри рассказывал: "Посланник Аллаха не совершал до
праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой,


то совершал два рак'ата".
Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-
Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан'ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там Посланник Аллаха ﷺ не совершал никаких молитв ни до,
ни после, а в хадисе Абу Са'ида речь идет о совершении молитвы в два рак'ата после праздничной у себя дома.
См. "ат-Тальхис" 144, "Субулю-Ссалям" 2/123.
Вернуться в содержание
186.
О проповеди (хутба) в праздничной молитве
В отличие от пятничной молитвы, проповедь в день праздника произносится после молитвы. Ибн 'Аббас рассказывал: "Я совершал праздничные молитвы с
Посланником Аллаха , Абу Бакром, 'Умаром и 'Усманом, и все они совершали
молитву до хутбы". аль-Бухари 962, Муслим 884.
Однако слушание этой проповеди в отличие от пятничной молитвы, не является обязательным. 'Абдуллах ибн Саиб рассказывал: "Я присутствовал во
время праздничной молитвы с Посланником Аллаха , и после молитвы он
сказал: "Поистине, мы сейчас будем читать проповедь (хутбу) и кто
желает остаться, пусть садится, а кто желает уйти, пусть уходит"".
Абу Дауд
1155, ан-Насаи 1570, Ибн Хузайма 462. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-
Захаби, Ибн Хузайма, аль-Альбани.
Имам ас-Сан'ани сказал: "Передается единогласное мнение (иджма') в том,
что хутба в молитве двух праздников не является обязательной".
См. "Субулю-
Ссалям" 2/490.
Имам аш-Шаукани сказал: "Я не знаю того, кто бы говорил, что эта хутба
является обязательной!".
См. "Найлюль-аутар" 3/377.
Если же у человека нет неотложных дел, то лучше остаться на хутбе тоже.
Вернуться в содержание
187.
Некоторые положения, связанные с праздничной хутбой
Ибн аль-Къайим сказал: "Посланник Аллаха начинал каждую свою
проповедь с восхваления Аллаха, и он него не передается ни одного
достоверного хадиса, чтобы он начинал две праздничные проповеди с такбиров".
См. "Задуль-ма'ад" 1/447.
Что касается хадиса, который приводит Ибн Маджах, в котором сообщается,
что во время праздничной хутбы Пророк ﷺ много произносил такбир, то он недостоверный.
См. "Ируауль-гъалиль" 647.
Также нет никаких указаний на то, что праздничную хутбу следует разделять сидением на две, как это принято делать в пятничной хутбе. Абу Са'ид аль-
Худри: "В день Разговения и в день Жертвоприношения Посланник Аллаха
всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по
завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того,
чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления". аль-Бухари 956.
Абу Са'ид о разделении хутбы ничего не упомянул, и если бы Пророк ﷺ
разделил проповедь сидением, то он обязательно это сообщил бы.
См. "Ахтау- ммусаллин" 410 и "Сахих фикъху-Ссунна" 1/607.
Имам ас-Сан'ани, комментируя этот хадис, сказал: "В нем указание на то, что
праздничная проповедь узаконена, и что эта проповедь подобна пятничным
проповедям, в которых содержится повелении и увещевание. И в этом хадисе нет
указания на то, что праздничная хутба состоит из двух частей, между которыми
имам усаживается, как это делается в пятничной хутбе. Не установлено, чтобы


Пророк совершал подобное, а люди стали совершать подобное, проведя
аналогию с пятничной молитвой".
См. "Субулюс-салям" 2/140.
Что же касается хадиса, который приводит аль-Баззар, в котором сообщается,
что Пророк ﷺ делал две хутбы в праздничной молитве, разделяя их сидением, то он не является достоверным, о чем говорили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-
Бусайри, шейх аль-Альбани и др.
См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/86, "Кашфуль-астар"
1/315, "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 12/635.
Также есть сообщение от Ибн Мас'уда, который якобы сказал: "Сунной является произнесе-ние двух проповедей в день 'Ида, разделяя их сидением".
Имам ан-Науауи сказал об этом сообщении: "Оно слабое! Нет ничего
достоверного относительно праздничной хутбы, в этом было только аналогия с
пятничной хутбой".
См. "Хулясатуль-ахкам" 2/838.
Вернуться в содержание
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26