Файл: 41. Понятие и уровни экономики. Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46. Экономика государства и экономический рост. Типы и показатели экономического роста.

Возникновение макроэкономической науки. Система национального счетоводства и ее показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП), чистый внутренний продукт. Национальный доход, чистый доход, располагаемый чистый доход. Способы расчета ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП. Роль государства в кругообороте доходов, ресурсов и продукта. Функции государства в рыночной экономике. Экономические инструменты в международных отношениях.

Государственная экономика — все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти.

Главной целью функционирования государственной экономики является создание эффективной и конкурентоспособной хозяйственной системы.

На рост экономического потенциала и уровня жизни населения суще­ственное воздействие может оказать экономическая политика государстваС помощью экономической политики государство может вли­ять на величину физического и человеческого капитала.

Под экономическим ростом принято понимать увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). ЭР измеряется темпами роста этих показателей за определенный период времени, как правило, за год.

Цели экономического роста:

1) увеличение предложения товаров и услуг производственного и непроизводственного (личного) назначения, что означает насыщение внутреннего рынка, увеличение экспорта, расширение ассортимента, снижение цен;

2) увеличение доходов населения, что повышает совокупный спрос на товары и услуги непроизводственного назначения, который, в свою очередь, стимулирует развитие предприятий и отраслей, работающих на население (легкая, пищевая отрасли, сельское хозяйство и т.п.);

3) увеличение доходов хозяйствующих субъектов, что означает повышение совокупного спроса на товары и услуги производственного назначения, что, в свою очередь, стимулирует развитие соответствующих производств.

Таким образом, конечная цель ЭР – увеличение потребления, что обеспечивает достойную жизнь населению и динамику экономике.


ВВП (валовойвнутреннийпродукт) - общая денежная стоимость того, что было произведено внутри страны за определенный период (обычно год).

ВНП (валовой национальный продукт) - общая денежная стоимость того, что было выпущено всеми согражданами одной страны (включая компании), не только на территории этой страны.

В истории национальных экономик выделилось два основных типа ЭР:

1. Экстенсивный – увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования все большего (возрастающего) количества факторов производства: работников, земли, сырья, капитала, оборудования и т.д. Данный тип ЭР оправдан при освоении территорий, восстановлении экономики (например, Западная Европа в послевоенные годы), при создании новых отраслей и т.п. В длительном периоде экстенсивный тип ЭР приводит к тому, что национальная экономика приобретает затратный, неэффективный характер, так как ресурсы страны не безграничны и рано или поздно их станет не хватать для постоянного строительства новых фабрик и заводов.

2. Интенсивный – предполагает увеличение объема производства товаров и услуг за счет применения более совершенной техники и технологии, за счет максимального использования достижений НТП. Если, например, ВВП увеличится на 20% за счет интенсивных факторов, это означает, что 20% товаров и услуг произведено на новом техническом оборудовании и по новым технологиям, 20% номенклатуры товаров обновилось.

Можно выделить следующие факторы экономического роста:

1. Природные ресурсы: земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы, воздух и др. Для обеспечения ЭР главное – наиболее полное их извлечение, комплексная и глубокая переработка, рациональное использование.

2. Трудовые ресурсы: численность населения страны, людей трудоспособного возраста, их квалификация, число студентов, получающих образование (будущие работники), удельный вес мужского населения, которое в большей степени занято в национальной экономике. Для обеспечения ЭР главное – повышение образования и квалификации, сохранение и улучшение здоровья, совершенствование организации труда и, в конечном итоге, повышение производительности труда.

3. Основной капитал: оборудование, станки, производственные здания, транспортные средства. Главное для ЭР – такое совершенствование организации производственного процесса, которое обеспечило бы увеличение фондоотдачи, ускорение возмещения основных производственных фондов.



4. Научно-технический прогресс: увеличение затрат в НИОКР, внедрение и использование новых технических новшеств и технологий в производстве и, в конечном итоге, повышение его эффективности, производительности, что положительно влияет на динамику ЭР.

5. Совокупный спрос: рост доходов населения и хозяйствующих субъектов, государственных заказов, зарубежных потребностей стимулирует производство товаров и услуг не только в условиях бездефицитной, но и дефицитной экономики.

6. Социально-культурные и институциональные факторы: обычаи, традиции, «философия жизни», мировоззрение, состояние образования и здравоохранения, политические и экономические условия и т.п. Например, «философия жизни» большинства стран Африки: «То, что предопределено свыше, то и должно быть» – вряд ли будет способствовать каким-либо переменам, прогрессу, экономическому росту в этих странах.

Индекс цен  представляет собой нормализованное среднее (обычно средневзвешенное) значение соотношения цен на данный класс товаров или услуг в данном регионе за определенный промежуток времени.


Выделяют следующие формы Международных Экономических Отношений:

  • международная специализация производства и научно-технических работ;

  • обмен научно-техническими результатами;

  • международная кооперация производства;

  • международная торговля;

  • информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

  • движение капитала и рабочей силы и знаний;

  • деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем

47. Правосознание и правовая культура.

Понятие правосознание: подходы к определению, значение. Правосознание как форма (общественного) сознания: критерий выделения, основные характеристики. Функции правосознания. Правосознание и реализация права. Правосознание как фактор формирования и совершенствования правовых систем. Подходы к определению понятия правовой культуры. Правовая культура как содержательное и оценочное понятие. Правовая культура в системе культуры общества. Значение правовой культуры в формировании правовых систем. Функции правовой культуры
Правосознание - совокупность идей, представлений и чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.


Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Функции правосознания

  1. познавательно-оценочная (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. 

  2. функция правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования.

  3. регулятивная функция. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются

  4. идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Правовая культура личности — это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого. Она характеризуется знанием и соблюдением человеком правовых норм, высокоразвитым чувством справедливости, готовностью к правоохранительной деятельности.


Слагаемые элементы правовой культуры:

1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2. правовая практика;

3. правосознание;

4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

- знание населением законов;

- развитость правотворческого процесса;

- степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

- соответствие практики законодательству;

- степень уважения норм права.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

5. коммуникативная – через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение «выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права».

Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.