Файл: 41. Понятие и уровни экономики. Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ценах текущего периода, по отношению к такому же количеству товаров, но в ценах прошлого периода.
2.Индекс цен Пааше отображает, как изменились цены на продукцию, реализованную в отчетном периоде, по сравнению с ценами базисного периода, на количество товаров, реализованном в отчетном периоде.
Стоит отметить что, в Российской Федерации, начиная с 1991 года, для расчета индексов цен используется индекс Ласпейреса. Индекс Пааше не учитывает падение спроса на определенные товары в периоды экономических спадов и инфляции, занижает уровень инфляции. Индекс Ласпейреса завышает уровень инфляции, потому что не учитывает эффект замещения дорогих товаров на аналогичные дешевые товары.
3.Чтобы устранить эти разногласия, предлагается применять индекс И. Фишера, который вычисляется как среднее геометрическое значение индексов Ласпейреса и Пааше. Но вычисление индекса Фишера очень трудоёмко. Поэтому в экономической практике этот индекс рассчитывается очень редко.
Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах.
Основные свойства:
Функции государства в рыночной экономике:
Экономический инструментарий. На протяжении всей истории развития современной цивилизации экономический фактор играет одну из ключевых ролей при определении внешнеполитических приоритетов мировых держав. Опора на экономический фактор в современной системе международных отношений позволяет решать
две основные задачи — обеспечение экономической безопасности государства и укрепление его конкурентоспособности на макроэкономическом уровне. При этом широкое распространение получил подход, когда конкурентоспособность рассматривается как один из ключевых элементов национальной безопасности страны. Глубокий экономический кризис 2007—2009 гг. четко обозначил необходимость дальнейших поисков путей стабилизации мирового хозяйства с опорой на расширение международного сотрудничества и недопустимость широкого применения протекционистских мер на национальном уровне.
Укрепление экономической безопасности страны на национальном уровне также является многомерной задачей, при решении которой государство должно учитывать вызовы и возможности сохранения и повышения уровня ее конкурентоспособности, а также динамику и характер развития мирового хозяйства. В условиях усиления глобализации мировой экономики роль экономической безопасности значительно возросла
Практика развитых стран мира свидетельствует о том, что с середины XX в. экономический фактор рассматривается как один из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности. При расстановке приоритетов развития учитывается характер участия стран в международном разделении труда, что определяет тот круг вопросов, которые находят отражение в доктрине национальной безопасности.
При анализе проблем экономической безопасности в отраслевом разрезе традиционно особое внимание уделяется проблемам функционирования транспортных систем, продовольственной и энергетической безопасности. Новой реальностью XXI в. стала необходимость включения в этот перечень рисков и вызовов развития информационных и телекоммуникационных систем, которые угрожают не только стабильности функционирования государственных институтов, но и интересам экономических агентов.
В России подходы к укреплению экономической безопасности были закреплены в 1996 г. в Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Дальнейшее развитие данного направления по обеспечению национальных интересов государства получило в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., связанной с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики экономическое измерение национальных стратегий безопасности предполагает учет внешнеэкономических факторов, влияние которых проявляется через участие страны в таких формах международных экономических отношений, как внешняя торговля, трансграничное движение капитала и передача технологий. Либерализация международной торговли сопряжена с ростом трансграничного движения капитала и технологий, одним из основных каналов передачи которых стали Транснациональные кампании (ТНК).
Экономический инструментарий, направленный на поддержание или изменение геополитической роли государств в современных международных отношениях, достаточно разнообразен. Основными направлениями формирования внешнеэкономической политики государства являются протекционизм и свобода торговли, использование которых определяется уровнем экономического развития страны и характером ее участия в международных экономических отношениях.
Ключевым направлением развития внешнеэкономической политики на современном этапе является ориентация на либерализацию международной торговли.
Флагман данного процесса — Всемирная торговая организация (ВТО), 1995г. Основополагающими принципами деятельности ВТО являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Основная задача ВТО — определение правил международной торговли. В своей деятельности организация опирается на систему, состоящую из 56 правовых документов.
Основной задачей внешнеторгового регулирования является расширение экспорта товаров и услуг на внешние рынки и поддержка конкурентоспособности национальных производителей.
В условиях современного финансового кризиса и недостаточно эффективной работы мировой финансовой системы весьма актуальным стал вопрос о предоставлении кредитов и займов на двусторонней основе и через многосторонние институты. Решение о предоставлении финансовой помощи может быть основано на политических приоритетах и целесообразности, когда наряду с сугубо экономическими интересами могут учитываться и внешнеполитические задачи.
Важным инструментом продвижения национальных интересов государств является иностранная помощь. На протяжении всей истории своего развития, насчитывающей не одно десятилетие, иностранная помощь является важным инструментом решения внешнеполитических задач стран-доноров, позволяя им сохранять и расширять зоны своего политического влияния.
Согласно определению, к категории иностранной помощи относится добровольная передача ресурсов на льготной основе от доноров реципиентам в денежной и товарной форме, а также навыков и ноу-хау. В зависимости от целей, на которые направляются ресурсы, выделяют гуманитарную, экономическую, техническую и военную помощь.
Система предоставления помощи развитию на многосторонней основе охватывает следующие категории участников (доноры): международные финансовые институты; специализированные учреждения системы ООН; программы и фонды ООН; региональные организации.
К международным финансовым институтам, предоставляющим официальную помощь развитию, относятся Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, региональные и субрегиональные банки развития, Организация Объединенных Наций.
Продовольственная помощь развивающимся странам является одной из первых форм иностранной помощи. Последние десятилетия ее роль как одного из инструментов развития стран-реципиентов критически пересматривается. Основными получателями продовольственной помощи являются страны Африки, Монголия, Северная Корея и государства Центральной Америки.
Связанная иностранная помощь — предоставление грантов и кредитов на условиях формальных и неформальных соглашений, предполагающих закупки товаров и услуг в стране-доноре или небольшом круге стран. Это ограничивает возможности стран-реципиентов помощи по получению хорошего соотношения цена— качество при приобретении товаров и услуг (ОЭСР).
В качестве еще одного инструмента проведения внешней политики государства могут выступать экономические санкции. Традиционно классификация данного инструмента международной дипломатии включает ограничение дипломатических контактов, культурного и научного взаимодействия, экономические санкции.
Экономические санкции могут быть использованы в качестве «рычага» для достижения как политических, так и экономических целей. В политической сфере экспертами выделяются три основных направления. Во-первых, их введение может быть ориентировано на изменение существующего политического строя в стране (противостояние США и Кубы). Во-вторых, экономические санкции могут широко использоваться для воздействия на страну для побуждения ее к изменениям во внутренней политике. В-третьих, они могут быть направлены против стран, нарушающих международное право, например, в случае военной агрессии. Что касается экономических целей, то они могут быть ориентированы на снижение конкурентоспособности отдельных отраслей или компаний и промышленных групп страны, против которой направлены.
На международном уровне полномочия по введению санкций и контроль за их исполнением возложены на Совет Безопасности ООН.
Основные формы экономических санкций могут быть разделены на два крупных блока — санкции, относящиеся к внешнеторговой сфере и финансовой.
К первой группе относятся меры в области внешней торговли, которые охватывают ограничения экспорта и запрет на импорт отдельных видов товаров. Экономические санкции в финансовой сфере представляют собой ограничения на получение коммерческих кредитов, кредитов Всемирного банка и Международного валютного фонда, снижение объемов иностранной помощи, предоставляемой на двусторонней основе. К данной категории санкций относится также замораживание финансовых активов или ограничение доступа к ним.
Петерсон: четыре основные причины неэффективности использования данного инструмента внешней политики. Во-первых, они могут быть неадекватными поставленной задаче, когда меры недостаточно жесткие, или не найти достаточной поддержки у других стран-участниц. Во-вторых, санкции могут побудить население государства к внутренней консолидации и поддержке существующего политического режима. В-третьих, введение экономических санкций может привести к тому, что страны — союзники государства, против которого они инициированы, могут оказать ему поддержку, нивелировав тем самым их эффективность.
2.Индекс цен Пааше отображает, как изменились цены на продукцию, реализованную в отчетном периоде, по сравнению с ценами базисного периода, на количество товаров, реализованном в отчетном периоде.
Стоит отметить что, в Российской Федерации, начиная с 1991 года, для расчета индексов цен используется индекс Ласпейреса. Индекс Пааше не учитывает падение спроса на определенные товары в периоды экономических спадов и инфляции, занижает уровень инфляции. Индекс Ласпейреса завышает уровень инфляции, потому что не учитывает эффект замещения дорогих товаров на аналогичные дешевые товары.
3.Чтобы устранить эти разногласия, предлагается применять индекс И. Фишера, который вычисляется как среднее геометрическое значение индексов Ласпейреса и Пааше. Но вычисление индекса Фишера очень трудоёмко. Поэтому в экономической практике этот индекс рассчитывается очень редко.
Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах.
Основные свойства:
-
При расчёте дефлятора цен учитываются все товары и услуги, включаемые в ВВП данной страны -
Данный индекс не включает в себя импортные товары -
Основан на потребительской корзине текущего года, а не базисного, как при индексе потребительских цен -
Включает в себя цены на новые товары и услуги
Функции государства в рыночной экономике:
-
Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности. -
Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей. -
Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами. -
Предоставление общественных товаров и услуг -
Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. -
Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки. -
Участие в хозяйственной деятельности.
Экономический инструментарий. На протяжении всей истории развития современной цивилизации экономический фактор играет одну из ключевых ролей при определении внешнеполитических приоритетов мировых держав. Опора на экономический фактор в современной системе международных отношений позволяет решать
две основные задачи — обеспечение экономической безопасности государства и укрепление его конкурентоспособности на макроэкономическом уровне. При этом широкое распространение получил подход, когда конкурентоспособность рассматривается как один из ключевых элементов национальной безопасности страны. Глубокий экономический кризис 2007—2009 гг. четко обозначил необходимость дальнейших поисков путей стабилизации мирового хозяйства с опорой на расширение международного сотрудничества и недопустимость широкого применения протекционистских мер на национальном уровне.
Укрепление экономической безопасности страны на национальном уровне также является многомерной задачей, при решении которой государство должно учитывать вызовы и возможности сохранения и повышения уровня ее конкурентоспособности, а также динамику и характер развития мирового хозяйства. В условиях усиления глобализации мировой экономики роль экономической безопасности значительно возросла
Практика развитых стран мира свидетельствует о том, что с середины XX в. экономический фактор рассматривается как один из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности. При расстановке приоритетов развития учитывается характер участия стран в международном разделении труда, что определяет тот круг вопросов, которые находят отражение в доктрине национальной безопасности.
При анализе проблем экономической безопасности в отраслевом разрезе традиционно особое внимание уделяется проблемам функционирования транспортных систем, продовольственной и энергетической безопасности. Новой реальностью XXI в. стала необходимость включения в этот перечень рисков и вызовов развития информационных и телекоммуникационных систем, которые угрожают не только стабильности функционирования государственных институтов, но и интересам экономических агентов.
В России подходы к укреплению экономической безопасности были закреплены в 1996 г. в Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Дальнейшее развитие данного направления по обеспечению национальных интересов государства получило в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., связанной с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики экономическое измерение национальных стратегий безопасности предполагает учет внешнеэкономических факторов, влияние которых проявляется через участие страны в таких формах международных экономических отношений, как внешняя торговля, трансграничное движение капитала и передача технологий. Либерализация международной торговли сопряжена с ростом трансграничного движения капитала и технологий, одним из основных каналов передачи которых стали Транснациональные кампании (ТНК).
Экономический инструментарий, направленный на поддержание или изменение геополитической роли государств в современных международных отношениях, достаточно разнообразен. Основными направлениями формирования внешнеэкономической политики государства являются протекционизм и свобода торговли, использование которых определяется уровнем экономического развития страны и характером ее участия в международных экономических отношениях.
Ключевым направлением развития внешнеэкономической политики на современном этапе является ориентация на либерализацию международной торговли.
Флагман данного процесса — Всемирная торговая организация (ВТО), 1995г. Основополагающими принципами деятельности ВТО являются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Основная задача ВТО — определение правил международной торговли. В своей деятельности организация опирается на систему, состоящую из 56 правовых документов.
Основной задачей внешнеторгового регулирования является расширение экспорта товаров и услуг на внешние рынки и поддержка конкурентоспособности национальных производителей.
В условиях современного финансового кризиса и недостаточно эффективной работы мировой финансовой системы весьма актуальным стал вопрос о предоставлении кредитов и займов на двусторонней основе и через многосторонние институты. Решение о предоставлении финансовой помощи может быть основано на политических приоритетах и целесообразности, когда наряду с сугубо экономическими интересами могут учитываться и внешнеполитические задачи.
Важным инструментом продвижения национальных интересов государств является иностранная помощь. На протяжении всей истории своего развития, насчитывающей не одно десятилетие, иностранная помощь является важным инструментом решения внешнеполитических задач стран-доноров, позволяя им сохранять и расширять зоны своего политического влияния.
Согласно определению, к категории иностранной помощи относится добровольная передача ресурсов на льготной основе от доноров реципиентам в денежной и товарной форме, а также навыков и ноу-хау. В зависимости от целей, на которые направляются ресурсы, выделяют гуманитарную, экономическую, техническую и военную помощь.
Система предоставления помощи развитию на многосторонней основе охватывает следующие категории участников (доноры): международные финансовые институты; специализированные учреждения системы ООН; программы и фонды ООН; региональные организации.
К международным финансовым институтам, предоставляющим официальную помощь развитию, относятся Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, региональные и субрегиональные банки развития, Организация Объединенных Наций.
Продовольственная помощь развивающимся странам является одной из первых форм иностранной помощи. Последние десятилетия ее роль как одного из инструментов развития стран-реципиентов критически пересматривается. Основными получателями продовольственной помощи являются страны Африки, Монголия, Северная Корея и государства Центральной Америки.
Связанная иностранная помощь — предоставление грантов и кредитов на условиях формальных и неформальных соглашений, предполагающих закупки товаров и услуг в стране-доноре или небольшом круге стран. Это ограничивает возможности стран-реципиентов помощи по получению хорошего соотношения цена— качество при приобретении товаров и услуг (ОЭСР).
В качестве еще одного инструмента проведения внешней политики государства могут выступать экономические санкции. Традиционно классификация данного инструмента международной дипломатии включает ограничение дипломатических контактов, культурного и научного взаимодействия, экономические санкции.
Экономические санкции могут быть использованы в качестве «рычага» для достижения как политических, так и экономических целей. В политической сфере экспертами выделяются три основных направления. Во-первых, их введение может быть ориентировано на изменение существующего политического строя в стране (противостояние США и Кубы). Во-вторых, экономические санкции могут широко использоваться для воздействия на страну для побуждения ее к изменениям во внутренней политике. В-третьих, они могут быть направлены против стран, нарушающих международное право, например, в случае военной агрессии. Что касается экономических целей, то они могут быть ориентированы на снижение конкурентоспособности отдельных отраслей или компаний и промышленных групп страны, против которой направлены.
На международном уровне полномочия по введению санкций и контроль за их исполнением возложены на Совет Безопасности ООН.
Основные формы экономических санкций могут быть разделены на два крупных блока — санкции, относящиеся к внешнеторговой сфере и финансовой.
К первой группе относятся меры в области внешней торговли, которые охватывают ограничения экспорта и запрет на импорт отдельных видов товаров. Экономические санкции в финансовой сфере представляют собой ограничения на получение коммерческих кредитов, кредитов Всемирного банка и Международного валютного фонда, снижение объемов иностранной помощи, предоставляемой на двусторонней основе. К данной категории санкций относится также замораживание финансовых активов или ограничение доступа к ним.
Петерсон: четыре основные причины неэффективности использования данного инструмента внешней политики. Во-первых, они могут быть неадекватными поставленной задаче, когда меры недостаточно жесткие, или не найти достаточной поддержки у других стран-участниц. Во-вторых, санкции могут побудить население государства к внутренней консолидации и поддержке существующего политического режима. В-третьих, введение экономических санкций может привести к тому, что страны — союзники государства, против которого они инициированы, могут оказать ему поддержку, нивелировав тем самым их эффективность.