Файл: 41. Понятие и уровни экономики. Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Правовая культура всесторонне развивает человека, способствует созданию правовых ценностей. 2) Правовая культура накапливает юридические знания и опыт человечества. 3) Правовая культура отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы.

48. Конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства.Понятие, принципы и элементы конституционного статуса человека и гражданина. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социальные и экономические права и свободы. Права в области образования и культуры. Конституционные пределы осуществления основных прав и свобод. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Проблемы обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина. Правосудие как важнейшая правовая гарантия обеспечения и защиты конституционных прав и свобод.

Конституция РФ 1993 года в содержание основ конституционного строя Российской Федерации включила новое для конституционного законодательства Рос­сийского государства положение об отношении госу­дарства к человеку, гражданину. Согласно ст.2 Консти­туции, "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу­дарства".

Под основами правового положения граждан пони­мается совокупность прав, свобод и обязанностей, за­крепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Конституционный статус человека и гражданина – это система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.

Характеристики конституционного статуса гражданина:

· Отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения.

· Относительно статичен и не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

· Постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют:

а) базовый (основной) – им обладает каждый – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства - всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека;


б) полный (имеют только граждане России); в) ограниченный (специальный) статус.

Конституционные (основные) права и свободы граждан России – это закрепленные в Конституции Российской Федерации, действующие на всей ее территории, неотъемлемые, неотчуждаемые и естественные права и свободы, принадлежащие гражданину от рождения, а также возникающие у него в связи с наличием иных обстоятельств возможности, направленные на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, можно условно разделить на три группы:

1) личные права и свободы;

2) политические права и свободы;

3) социально-экономические права.

Права и свободы граждан составляют две большие группы: общие и специальные.

К общим правам и свободам относятся конституционные и отраслевые, обладание которыми не связано с социальным статусом граждан, их служебным, семейным положением и полом.

Специальные права и свободы граждан зависят от специфических характеристик личности, в частности можно выделить специальные права отдельных категорий рабочих, пенсионеров, военнослужащих, депутатов, женщин, осужденных. Такого рода права конкретизируют или дополняют общие права и свободы граждан.

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:

1. опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

2. получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

3. в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества

, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. 

Принципами правового положения граждан в РФ являются:

  • 1. Равноправие граждан - это основополагающий принцип статуса человека и гражданина, который включает в себя следующие три аспекта:

    • - равенство всех перед законом и судом;

    • - равенство прав и свобод человека и гражданина;

    • - равноправие мужчины и женщины.



  • 2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ).
  • 1   2   3   4   5   6   7   8   9


3. Непосредственное действие прав и свобод. Этот принцип впервые закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 18 «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означает, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.

  • 4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставляются, их реализация обеспечивается совокупностью гарантий - экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.

    49. Система органов государственной власти РФ.

    Президент Российской Федерации. Основные функции главы государства. Конституционные и иные полномочия Президента РФ. Президент России и разделение властей. Место и роль указов Президента РФ в системе права. Федеральное Собрание РФ как представительный и как законодательный орган. Принципы формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и формы ее осуществления. Компетенция Государственной Думы и формы ее осуществления. Организация работы палат Федерального Собрания. Природа и предназначение исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Формирование и состав Правительства РФ. Структура и состав Правительства РФ. Конституционно-правовые основы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Судебная власть РФ.

    Различают государственные органы:

    Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. 

    Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. 


    Органы судебной власти.

    К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

    Классификация государственных органов:

    1. С учетом порядка образования (формирования):

    - Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);

    - Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

    2. С учетом сферы действия:

    - Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

    - Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

    3. По территориальному принципу:

    - Общегосударственные,

    - Региональные;

    - Местные.

    4. С учетом принципа разделения властей:

    - Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;

    - Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы - занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов;

    - Судебные органы - осуществляют правосудие.

    5. По временной деятельности:

    - высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

    - созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).