Файл: 41. Понятие и уровни экономики. Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
Условия возникновения рынка:

Первое условие — общественное разделение труда и специализа­ция. В любом многочисленном сообществе людей никто из участни­ков хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения все­ми производственными ресурсами, всеми экономическими блага­ми. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на про­изводстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

Второе условие — экономическая обособленность производите­лей, полностью независимых, автономных в-принятии хозяйствен­ных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически воз­никает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д. Хаиман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на кото­рые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за об­щественного разделения труда, а с другой — всеобщего обособле­ния (ограничения) производителей.


Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издер­жек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением раз­решения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и чет­вертое условие самостоятельность производителя, свобода пред­принимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок.


Субъекты:

1. Физические лица (покупатели, продавцы);

2. Юридические лица (организации, предприятия, фирмы).

3. Государство

Объекты:

1. Товары потребительского назначения (материальные блага и услуги);

2. Факторы производства (средства производства, рабочая сила).

К объектам рынка относятся товары и деньги.

Структура

Рынки классифицируют следующим образом:

1)  по объектам купли-продажи:

  • рынок ресурсов,

  • потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики  и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги);

  • финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка;

  • рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга);

  • рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий);

  • рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе ( по масштабам):

  • локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны);

  • региональные рынки;

  • национальные рынки;

  • международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

  • мировой рынок.

3) по механизму функционирования:

  • свободный (основан на механизме свободной конкуренции);

  • монополизированный;

  • регулируемый государством;

4)по объемам сделок купли-продажи:

  • оптовые рынки;

  • мелкооптовые;

  • розничные

5) в соответствии с действующим законодательством различают:

  • легальный (официальный) рынок;

  • нелегальный (теневой) рынок:

6) по степени насыщенности выделяют:

  • равновесный (спрос и предложение совпадают);

  • дефицитный (спрос превышает предложение);

  • избыточный (предложение превышает спрос).

Все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Один и тот  же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т.е. относить его к определенному виду по разным основаниям.


Функции

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы произ­водства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка произ­водство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и по­требления в ассортиментной структуре, сбалансированность спро­си и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональ­ность в производстве и обмене между регионами, сферами нацио­нальной экономики.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производите­лей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наи­меньшими затратами и получением достаточной прибыли, стиму­лировании научно-технического прогресса и на его основе — ин­тенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установле­ние ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производ­ство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного кон­тролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количе­ство, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обо­собленных производителей и потребителей с целью обмена резуль­татами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаи­мовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь меж­ду участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а прода­вец — наиболее подходящего покупателя.


Информационная функция дает участникам рынка через посто­янно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объектив­ную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рын­ке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализа­ции товаров и услуг.
Механизм функционирования рынка

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Различают индивидуальный спрос и рыночный.

Индивидуальный спрос - это спрос, предъявляемый на товар отдельным потребителем (покупателем). Так как на спрос отдельного потребителя влияет множество индивидуальных факторов, то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга.

Рыночный спрос - это спрос, предъявляемый на товар всеми потребителями (покупателями) на рынке данного товара. Функция рыночного спроса на товар получается путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке при разных уровнях цен.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Характеристиками предложения являются объем предложения и цена предложения.

Объем предложения - это то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения увеличивается, если цена на товар повышается, и, наоборот, объем предложения товара снижается