Файл: 41. Понятие и уровни экономики. Определение предмета экономической науки. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рыночная экономика – система, в которой главным регулятором отношений выступает сам рынок. Распределение ресурсов в ней происходит исходя из спроса, предложения и доступных ресурсов. Рынок образует основную характеристику рыночной экономики. Соответственно под рыночной экономикой разумеют систему организации всего народного хозяйства, при которой хозяйствующие субъекты взаимодействуют посредством рынка.
Это экономика, где только решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения ресурсов.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение:
1) рынок – место сбыта, где осуществляется обмен товарами и услугами.
2) рынок - система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между его субъектами.
К числу таких характеристик, или факторов относятся: количество и размеры фирм (доли), показатели рыночной концентрации характер продукции (степень сходства или отличия товаров раз-ных фирм), легкость входа и выхода с конкретного рынка, открытость рынка для межрегиональной и международной тор-говли, доступность рыночной информации и др.
Функции рынка:
Наименование функции | Ее сущность |
Посредническая | Соединение производителей товаров и их потребителей |
Ценообразования | Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара |
Информационная | Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары |
Регулирующая | «Перетекание» капиталов из менее выходных отраслей̆ производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами |
Санирующая (оздоровительная) | «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно-полезных производств |
Рыночный механизм (или механизм рынка) – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренциии основных экономических законов.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.
На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Черты конкуренции
Позитивные | Негативные |
•Ограничивает возможность возникновения монополий, которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. •Создает возможность выбора для потребителя •Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки •Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции | •Постоянное разорение многих товаропроизводителей •Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу • Использование нечестных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпионаж и др. |
Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной (чистой, совершенной) или несовершенной.
Свободная (чистая) конкуренция — такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция — такой тип структуры рынка, когда несколько фирм производят основную массу определенного товара, что позволяет им диктовать условия другим производителям и влиять на его цену.
Методы конкурентной борьбы в условиях рынка
Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:
1. ценовые (характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен);
2. неценовые (Суть их заключается в повышении качества производимых товаров, улучшенное послепродажное, допродажное обслуживание);
3. недобросовестные методы конкуренции (соседствуют с ценовыми и неценовыми методами, но они подвергаются как общественному осуждению, так и уголовному преследованию. К названным методам относятся:
1. промышленный шпионаж;
2. промышленная контрразведка;
3. подделка продукции конкурентов;
4. воровство товарного знака;
5. прямой обман потребителей;
6. сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;
7. подкуп должностных лиц (коррупция);
8. махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).
Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Функции инфраструктуры рынка: организация заключения контрактов на поставку продукции; продвижение товарных потоков по отраслям и регионам; регулирование сбыта продукции; обслуживание потребителей.
Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.
Инфраструктура рынка
•Биржа — организационно-оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара:
— товарная биржа — регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;
— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами;
— биржа труда — государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками;
Рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на
рынке на данный момент или отрезок времени под воздействием комплекса факторов. Под рыночной конъюнктурой также понимают совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию.
45. Понятие спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.
Спрос, и факторы его определяющие. Спрос и объем спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Предложение и факторы, его определяющие. Закон предложения. Эластичность предложения. Перекрестная эластичность. Равновесный объем и равновесная цена.
Спрос - это платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какое количество данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Кроме цены существуют и другие факторы, определяющие спрос. К ним относятся:
- Вкусы и предпочтения потребителей, определяемые частой модой, рекламой, качеством потребляемых благ, обычаями, традициями и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.
- Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса.
- Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности, речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары.
- Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.
- Эффект отложенного спроса, связанный с существованием циклических колебаний спроса во времени — годовые, квартальные, недельные колебания.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность.
Объем спроса (или величина спроса) – это количество товаров, которое платежеспособные потребители купили по заявленной цене в определенный отрезок времени.
Закон спроса: повышение цен обычно ведет к понижению величины спроса, а снижение цен к её увеличению.
Эластичность спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара.
Эластичность спроса по доходу – показатель изменения спроса в зависимости от изменения дохода покупателя. Как правило, спрос на товар увеличивается, если вырос доход покупателя. Однако, если товар низкокачественный, то с ростом дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается, а спрос на высококачественный товар растет.
Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены.
Предложение – это вид зависимости объема благ, который производители готовы предложить к продаже в определенный период времени, от уровня цены на эти блага.
Факторы формирования предложения:
Цены на ресурсы, технология производства, налоги, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке.
Закон предложения состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли).
Эластичность предложения представляет собой интенсивность реакции предложения на изменение цены.
Эластичность предложения зависит от таких факторов как:
-периода времени, который имеет производитель, чтобы отреагировать на происходящее изменение цены товара (эластичность предложения в этом случае будет зависеть от того, насколько производитель сумеет изменить объем производимой продукции. Таким образом, предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период).
- Типов предлагаемых к продаже товаров и услуг (товары, технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене. Пример: стиральный порошок. И наоборот, товары, технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение по цене. Пример: нефть. )
-Наличия свободных (незагруженных) производственных мощностей. Предложение будет эластичным, когда промышленность не работает на полную мощность, т.е. простаивает некоторое оборудование, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае эту ситуацию можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Если же промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным;