Файл: Бизнеспланирование группа См18э211 Студент Аловадинов О. М. Москва 2019.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т. п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. При создании нового бизнеса все разделы следует проработать более полно.
Основные разделы бизнес-планов по своей сути одинаковы. Вместе с тем они могут содержать некоторые отличия как по форме предоставления материала, так и по составу и расположению отдельных частей. Все зависит с какой целью пишется бизнес-план и для решения каких задач он предназначен, будут определяться и различия в структуре его разделов и тех ключевых моментах, на которых следует акцентировать внимание читателя.
Одно из важнейших преимуществ бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его разделов, которая постепенно переводит читателя от глобальных проблем к конкретным, от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.
При использовании любых модификаций структур необходимо соблюдать следующие проверенные на практике требования (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Требования к структуре бизнес-плана
Характеристика | Описание характеристики (требования) |
1. Количество разделов | Должно быть таким , сколько необходимо и достаточно для достижения целей и задач бизнес-плана, раскрытия специфики той отрасли и сферы бизнеса, которым он посвящен. |
2. Ключевые разделы | В любом бизнес-плане так или иначе должны быть представлены ключевые вопросы, раскрывающие: цели бизнес-плана и его бизне-идею; анализ рынка; операционную деятельность компании; маркетинг; финансы и риски. |
3. Четкость структуры | Лаконичная и ясная структура разделов должна помочь читающему в условиях дефиците времени быстро сориентироваться и легко найти интересующую его информацию. |
4. Логичность структуры | Определенная последовательность согласованных между собой разделов должна раскрывать основную концепцию и логику бизнес-плана. |
Бизнес-план должен дать краткую и предельно ясную информацию относительно рассматриваемого бизнеса.
Процесс создания бизнес-плана в организации малого бизнеса можно представить в виде следующего алгоритма. Вначале принимается решение о создании нового бизнеса или расширение текущей деятельности организации. После принятия данного принятия решения проводится анализ собственных возможностей и способности его осуществить. На следующем этапе выбирается и уточняется номенклатура товаров и услуг, которые намечаются к выпуску. Данный этап включает в себя следующие под этапы: исследование потенциального (целевого) рынка выбранных товаров и услуг и его взаимодействия с другими рынками, а также потенциальных конкурентов; оценка и прогнозирование объема продаж; оценка ареала потребителей и определение территориальной привязки планируемых производственных мощностей.
После этого разрабатывается план производства. Этот раздел очень важен, поскольку он позволяет оценить степень реалистичности выполнения бизнес-плана. Бизнес-план рассматривает операционную деятельность (по производству, оказанию услуг) как средство для достижения целей предприятия. Поэтому в данном разделе необходимо показать, как производственная деятельность будет способствовать достижению поставленных целей. Важные задачи данного раздела - определить производственные затраты, необходимые для изготовления продукции (услуг), а также требуемый объем инвестиций.
В бизнес-плане, связанном со сферой услуг, этот раздел, как правило, может не отличаться особой сложностью и детальностью рассмотрения. Для предприятий, ориентированно на оказание услуг, речь должна идти о способах предоставлении услуг, требуемом оборудовании и технологии обслуживания клиентов, оценке качества услуг и т. д.
На основе всех прогнозов и данных предыдущих этапов разрабатывается и моделируется финансовый план с различными временными горизонталями, детализацией и сценарными планами с обязательным моделированием всего спектра рисков.
Общие требования, предъявляемые к бизнес-плану, можно сформулировать следующим образом: он должен быть лаконичным. Четким, емким, грамотным, быть понятным финансистам инвесторов, партнерам по бизнесу и быть выполнен с учетом требований, стандартов инвесторов.
Бизнес-план может иметь следующую структуру:
резюме (краткое содержание);
описание бизнеса (описание и анализ отрасли, цели компании);
описание продукта, услуги;
план маркетинга;
план производства (описание местоположения, производственный процесс, инвестиционные и производственные затраты);
финансовый план (план прибылей и убытков, план денежных потоков);
анализ и оценка рисков;
приложения.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
Резюме
Резюме представляет собой краткие выводы бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что финансисты очень занятые люди и предпочитают не тратить на знакомство с планом более 5 или 10 минут. Таким образом, резюме должно быть кратким. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес. Пишется резюме сохраняя деловой стиль.
Описание бизнеса и анализ отрасли
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
описание предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
место нахождение предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия;
уставный капитал предприятия;
организационная структура предприятия;
состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;
структура активов (основной и оборотный капитал);
специализация предприятия, объем оказываемых бытовых услуг;
доля рынка бытовых услуг, представляемых предприятием;
потребители бытовых услуг предприятия;
позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположения источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);
анализ конкурентов.
Описание и анализ состояния и перспектив развития бизнеса решает две задачи:
изучение состояния и тенденции развития сферы бытовых услуг;
получение исходной информации для прогноза объема и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Описание продукта
В этом необходимо дать краткое описание потребительских свойств бытовых услуг, предлагаемых предприятием. Описание продукции включает в себя следующее:
наименование оказываемых услуг и его спецификация;
функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначены услуги);
показатели универсальности услуги;
стоимостная характеристика;
требования к контролю качества оказываемых услуг;
концепция развития сферы бытовых услуг;
структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
преимущества перед конкурентами.
План маркетинга
В разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на услугу определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуру рынка, конкуренцию, поставщиков сырья, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.
Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на услугу предприятия. Текущий спрос определяется общим количеством оказываемых услуг, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени. Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей.
При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать:
основные предприятия, работающие на рынке;
продукцию конкурентов;
необходимую потребность в продукции, услуге, с учетом демографических факторов, географического месторасположения, сезонных тенденций;
размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг);
проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения);
важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках;
установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию, услугу при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;
желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям, правительственным документам и др.).
Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:
тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка);
конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворить потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, ведущие сотрудники предприятия;
препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки).
В третьей части раздела необходимо привести результат анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия его проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми методиками. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценка издержек предприятия на производство и реализацию продукции.
На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.
В данной части раздела описывается:
стратегия проникновения на рынок;
каналы распределения продукции;
условия оплаты продукции: по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;
сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Производственный план.
Главная задача раздела - показать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить определенное количество товаров в необходимые сроки и с требуемым качеством.
Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные:
структура производства, планируемого к использованию в рамках инвестиционного проекта;
трудоемкость выполнения операций, тарифы по оплате труда основных производственных рабочих;
данные о квалификации персонала;
структура персонала и виды затрат на персонал;
перечень исходных материалов и комплектующих изделий, их количество и стоимостные характеристики;
основные поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, объемы и условия поставок;
необходимое количество энергии и стоимость единицы их потребления;
затраты по перечисленным позициям.
Финансовый план
Раздел просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. Отчет о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых двух лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки.
Отчет о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.