Файл: 1. Теоретические основы изучения внешнего долга 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретические основы изучения внешнего долга 1.1 Понятие и сущность , классификация внешнего долга Внешний долг – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно получение кредитов гражданами за рубежом, то есть в отдельную категорию выделяется частный долг, но для нашей страны это редкость. Государственный внешний долг России, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, – это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)». На лето 2011 года госдолг России составлял 34,2 млрд долларов США, из которых 31,7 млрд приходится на федеральные, 2,5 млрд – на муниципальные органы власти. По времени заимствования общий внешний долг можно разделить на наследие СССР в размере 2,6 млрд и 29 млрд – новые долги. Максимальный размер государственного внешнего долга России был в 1999–2000 годах и достигал почти 160 млрд. Однако большая часть этой суммы приходилась именно на СССР и впоследствии была реструктуризирована и выплачена. Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим. Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по данным ЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти. Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера к валовому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны. 1.2 Ключевые показатели государственного внешнего долга С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей [7, c. 123]. С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга. Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор. Особенность государственного долга как финансового явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования [6]. Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств. Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться. Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент. Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что государство является заемщиком, а не кредитором. Государственный кредит выполняет три функции как финансовая категория: распределительную, регулирующую и контрольную. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, то есть налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются. Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Российские законодатели долгое время не могли определиться с делением государственных заимствований на их внутреннюю и внешнюю части. И только авторы действующего Бюджетного кодекса РФ попытались внести ясность в вопрос о классификации государственного долга. Однако в основу классификации долгов на внутренние и внешние они заложили сомнительный признак – валюту, в которой выражены долговые обязательства государства. Но события, предшествовавшие 17 августа 1998 г., со всей определенностью показали, что рублевый долг, приходящийся на иностранных инвесторов, не есть обычный внутренний долг, что он имеет черты внешнего долга. Поэтому можно сказать, что государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам [6]. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг. Сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов. Привлечение средств за рубежом и обслуживание внешней задолженности является составной частью внешнеэкономических отношений стран. Внешний долг оказывает огромное влияние на всю экономику страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в случае накопления большого объема задолженности обслуживание долга может стать тяжелым бременем для страны. Необходимо отметить, что в настоящее время понятия внешнего долга могут различаться. Каждый из подходов обосновывается целями представления информации. Российский бюджетный кодекс рассматривает внешний долг как долг, выраженный в иностранной валюте [БК РФ, ст.6], и этот подход целесообразен для бюджетных целей, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти, но в этом случае не берется в расчет «резидентность» или «нерезидентность» кредитора. Например, Минфин России, пользующийся методологией Бюджетного кодекса, учитывает в составе внешнего долга задолженность перед Банком России в размере 6,4 млрд. долл. США. Подход, реализованный в платежном балансе, тоже важен, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить об уровне выплат нашей экономики, т.е. по методологии платежного баланса внешний долг – это долг перед нерезидентами. На наш взгляд, валютный государственный долг (внешний государственный долг в бюджетной методологии) отличается от внешнего долга платежного баланса на рублевую задолженность перед нерезидентами, которая присутствует в платежном балансе, и валютную задолженность перед резидентами, которая присутствует во внешнем долге по бюджетной методологии. В соответствии с бюджетным кодексом информацию публикует Минфин России, а в соответствии с методологией платежного баланса – Банк России [5, с. 10]. Таким образом, внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Может взиматься: - правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов) - кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.) - напрямую крупными предприятиями страны - у кредитно-финансовых организаций других стран В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно. Валовой внешний долг представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени. 2. Статистический анализ внешнего долга в РФ 2.1 Современное состояние внешнего долга в РФ 1 июня 2021 г. Счётная палата РФ представила оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за I квартал 2021 г., в котором обозначила, что государственный долг России по состоянию на 1 апреля 2021 г. вырос на 3,6%, достигнув 19,7 трлн руб., и составил 17% прогнозируемого объёма ВВП. Однако этот показатель по-прежнему остаётся одним из самых низких в мире. В этой статье мы рассмотрим, почему продолжает расти мировой госдолг и как России удаётся сохранять низкий уровень долговой нагрузки. Динамика российского государственного долга (отношение к ВВП) Государственный долг — это долговые обязательства государства, используемые для покрытия дефицита бюджета. В зависимости от кредиторов различают внешний и внутренний долг. Внешний долг — это обязательства перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Например, кредиты, выданные международными кредиторами, задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций страны. Внутренний долг — это когда кредиторами являются резиденты субъекта-заёмщика. Например, долг по государственным ценным бумагам (ОФЗ), кредиты, выданные государству кредитными организациями, гарантии государства по ценным бумагам, выпущенным акционерными обществами. Последнее десятилетие государственный долг РФ планомерно растёт. Резкий скачок госдолга произошёл после замедления темпов российской экономики начиная с 2014 г. Это связано с ухудшением мировой рыночной конъюнктуры и введением санкций со стороны США и ЕС против России, а также, как следствие, исчерпанием резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. По данным Счётной палаты РФ внутренний долг России вырос на 45% — до 14,7 трлн руб. в основном за счёт увеличения объёма долга по ОФЗ-ПК в 2,7 раза, по ОФЗ-ПД в 1,3 раза и по ОФЗ-ИН в 1,5 раза. С марта 2020 г. Минфин России разместил ОФЗ почти на 5,5 трлн руб. Таким образом, долг по ОФЗ за год — с марта 2020 по март 2021 г. вырос на 4,7 трлн руб. Внешний долг увеличился на 23% — до 4,2 трлн руб. В структуре внешнего государственного долга большую долю занимает долг по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте (около 70%), и по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте (около 30%). Динамика государственного долга РФ, трлн руб. *по состоянию на 1 января каждого года Рис. 1. Источник: Минфин России и Федеральное казначейство Чтобы объективно оценить, перекрывают ли доходы государства долги, государственную задолженность сравнивают с ВВП. Чем выше показатель, тем труднее государству погасить свою задолженность. Низкий процент госдолга к ВВП говорит о наличии достаточного уровня экономической продукции для покрытия всех обязательств. По состоянию на 1 апреля 2021 г. отношение госдолга РФ к прогнозируемому уровню ВВП составило 17%. Это немного ниже, чем в конце кризисного 2020 г., однако выше уровня 2019 г. Хотя отношение российского государственного долга к ВВП последние несколько лет растёт, этот показатель остаётся одним из самых низких в мире. Отношение государственного долга РФ к ВВП, % Рис. 2. Источник: Федеральное казначейство На основании долговой нагрузки стране присуждается рейтинг: чем он выше, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП ниже 30% говорит о низком уровне рисков. Почему вырос госдолг в I квартале 2021 года? По данным Счётной палаты РФ за I квартал 2021 г., государственный долг России вырос на 3,6% — до 19,7 трлн руб., составив 17% от прогнозируемого объёма ВВП. Это произошло за счёт увеличения внутреннего долга на 4,6% — до 15,4 трлн руб., доля которого составляет 78,4% в структуре российского госдолга. Рост внутреннего госдолга обусловлен увеличением обязательств по государственным ценным бумагам (ОФЗ). Объём долга по ОФЗ-ПД со сроком погашения в 2021–2044 гг. вырос на 8,7%, составив почти 60% в структуре внутреннего долга. Объём долга по ОФЗ-ИН со сроком погашения в 2023–2030 гг. вырос на 14,3% (доля в структуре внутреннего долга — 4%). Дело в том, что в начале 2021 г. доходность по ОФЗ, как с длинными, так и с короткими сроками погашения, увеличилась из-за негативного влияния возросшей доходности на американском рынке. Это обусловлено ростом инфляционных ожиданий в США и санкциями в отношении российского госдолга, введёнными в апреле 2021 г., что отразилось на международных финансовых рынках. Структура внутреннего долга России на 1 апреля 2021 г.,% Рис. 3. Источник: Счётная палата РФ Внешний долг, наоборот, сократился на 1,4% — до 4,2 трлн руб., на его долю в общей структуре госдолга приходится 21,6%. При этом расходы бюджета РФ на обслуживание госдолга за I квартал выросли на 39% — до 2,38 трлн руб., по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Динамика расходов на обслуживание госдолга РФ, млрд руб. Рис. 4. Источник: Счётная палата РФ Государственный долг в других странах По итогам 2020 г. почти во всех странах был зафиксирован рост государственного долга, что вызвано необходимостью привлекать дополнительные финансовые ресурсы на борьбу с пандемией коронавируса. Наиболее сильный рост зафиксирован в развитых странах, таких как США, Япония, Германия. Самый высокий уровень отношения госдолга к ВВП в последние несколько лет наблюдается в Японии (273,1%), США (132,8%), Бразилии (98,4%), Индии (86,6%), Германии (70,3%). Япония начала «копить» долги ещё с 90-х гг., при этом являясь самым большим мировым кредитором. США — с 2007 г., и сегодня это самый большой должник в мире. Обе страны начали увеличивать долги именно в период кризиса, скупая более дешёвые активы для поддержания своей экономики. Всемирный банк определяет пороговую величину для государственного долга на уровне 77% ВВП. Отношение государственного долга к ВВП в некоторых развитых и развивающихся странах по итогам 2020 г., % *по России данные МВФ немного разнятся, так как у МВФ другая методика расчёта госдолга Рис. 5. Источник: МВФ По итогам I квартала 2021 г. на фоне повышения инфляции и роста доходности на американском рынке центральные банки многих стран были вынуждены повысить ключевые ставки для сдерживания внутренней инфляции. Повышение ключевых ставок, а также пессимистичные санкционные и инфляционные ожидания привели к росту доходности по ОФЗ. По прогнозам МВФ, государственный долг развитых стран продолжит расти до конца 2021 г., что обусловлено необходимостью восстановления экономики после 2020 г. Прогнозы Минфина России по поводу государственного долга достаточно оптимистичны. Нефтегазовые доходы начинают восстанавливаться, что означает пополнение доходной части федерального бюджета. В марте 2021 г. Минфин России объявил о сокращении программы займов на 2021 г. Нефтегазовые доходы — это одна из основных причин, почему РФ удаётся сохранять низкий уровень долга. Кроме того, Россия располагает значительным объёмом ликвидных активов, в виде средств Фонда национального благосостояния, и механизмами, благодаря которым эти резервы могут обеспечить российский рынок ликвидностью для финансирования внутреннего долга. В конце 2019 г. российский чистый долг имел отрицательное значение, то есть резервы, которыми располагало государство, превысили величину государственного долга. Из-за пандемии коронавируса в конце 2020 г. чистый долг снова стал положительным, так как потребовались займы на поддержку экономики. Банк России постепенно ужесточает монетарную политику, планируя повышать ключевую ставку ещё минимум два года. Это может создавать более привлекательные условия для новых инвесторов, ведь в остальных странах наблюдается низкий уровень процентных ставок. На сегодняшний день государственный долг РФ находится на устойчиво низком уровне и, несмотря на рост из-за оттока иностранного капитала, не представляет угрозы для российской экономик