Файл: АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АПТЕКА ПЛЮС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сведения об основных поставщиках и конкурентах ООО «Аптека плюс» представлены в таблице 3 и приложении 2.

Конкурентные преимущества аптеки ООО «Аптека плюс»:

  • Расположение аптеки и качество помещения (близко от остановок общественного транспорта, в центре города, наличие парковки, внешнее оформление, просторное, светлое, чистое помещение).
  • Штат сотрудников (высококвалифицированные специалисты, низкая текучесть – ассоциируется со стабильностью и надежностью аптеки).
  • Специализация аптечного предприятия (наличие сопутствующих и дополнительных товаров).
  • Товарные запасы (значительные, позволяющие минимизировать отказы покупателям по причине отсутствия товаров, отрегулированные четкие поставки).
  • Возможность получения справки по наличию лекарств в других аптеках города (позволяет создать так называемый «системный эффект привлечения покупателя», который предпочтет пойти в данную аптеку в будущем).

Таблица 3

Сведения о поставщиках

Товарная группа

Поставщики

Лекарственные средства

г. Тамбов, ЗАО «Центр внедрения Протек фирма»

г. Тамбов, ЗАО «СИА Интернейшнл»

г. Тамбов, ООО «Надежда-фарм»

г. Тамбов, ООО «Фармцентр»

г. Воронеж, ЗАО ИПК»Катрен»

г. Воронеж, ЗАО «Генезис»

г. Воронеж, ООО «Норман плюс»

Детское питание и сопутствующие товары

г. Тамбов, ООО «Первый продукт»

г. Тамбов, ООО «Вега»

г. Тамбов, ООО»Санданс»

г. Воронеж ООО»Концернсигмаопт»

г. Тамбов, филиал ООО «Воронежфрахт»

г. Тамбов ООО «ЦМР»

г. Тамбов, ООО «Молочная доставка»

Изделия медицинского назначения

г. Тамбов ЗАО «Медком-МП»

г. Воронеж, ЗАО ИПК»Катрен»

г. Тамбов, ЗАО «СИА Интернейшнл»

г. Тамбов ООО «Надежда-фарм»

г. Тамбов, ЗАО «Центр внедрения Протек фирма»

Медицинские приборы и инструменты

г. Тамбов, «СиЭс Медика Черноземье»

г. Воронеж, ЗАО ИПК»Катрен»

г. Тамбов, ЗАО «СИА Интернейшнл»

г. Тамбов ООО «Надежда-фарм»

г. Тамбов, ЗАО «Центр внедрения Протек фирма»

Косметика и средства гигиены

г. Тамбов ООО «Химбытторг»

г. Тамбов, «ИП Кикоть»

г. Воронеж, ЗАО ИПК»Катрен»

г. Тамбов ЗАО «СИА Интернейшнл»

г. Тамбов, ООО «Надежда-фарм»

г. Тамбов ЗАО «Центр внедрения Протекфирма»

Минеральная вода

г. Тамбов ООО «Доставка»

г. Тамбов, «ИП Шеховцов»

г. Тамбов ООО «Транзитпродукт»

Биологически активные добавки

г. Воронеж, ООО «Норман плюс»

г. Воронеж ЗАО ИПК»Катрен»

г. Тамбов ЗАО «СИА Интернейшнл»

г. Тамбов, ООО «Надежда-фарм»

г. Тамбов ЗАО «Центр внедрения Протек фирма»

Диабетические и диетические продукты

г. Тамбов, ООО «Надежда-фарм»


Все перечисленные конкуренты(приложение 2) расположены в центре города и находятся в непосредственной близости друг с другом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что на аптечном рынке присутствует жесткая конкурентная борьба. Сложившаяся ситуация требует от ООО «Аптека плюс» проведения грамотной и продуманной политики.

С этой целью целесообразно провести SWOT-анализ – Сопоставление сильных и слабых сторон аптеки с возможностями и угрозами рынка (приложение 1).

Сопоставив сильные и слабые стороны ООО «Аптека плюс» с возможностями и угрозами рынка можно резюмировать, что широкий ассортимент товара и наличие эксклюзивных лекарственных средств, относительно низкие отпускные цены, рост числа постоянных клиентов повышают конкурентоспособность предприятия. Опыт работы и рост числа постоянных клиентов дают возможность расширения и углубления ассортимента, что добавит конкурентных преимуществ аптеке. Лучшая мотивация участников канала сбыта будет способствовать улучшению контроля. Улучшение внешнего вида аптеки, проведение рекламных акций, использование скидок, усовершенствование системы распределения товара, формирование новой системы работы с поставщиками будет способствовать повышению эффективности деятельности. Проведение гибкой ценовой и товарной политики упрочнит позицию аптеки на рынке.

Анализ микросреды аптеки проводится при помощи STEP-анализа. В результате его проведения анализируется влияние экономических, политических, технологических, социальных, демографических факторов на деятельность аптеки (таблица 6).

Следует отметить, что на действие одних факторов аптека может оказать влияние, другие требуют вмешательства государства. Например, при появлении спроса на новые товары аптека начнет сотрудничество с новыми поставщиками. А на демографическую ситуацию в стране аптека никак повлиять не может.

Эффективность работы аптеки, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность аптеки.

За каждой товарной группой закрепляется постоянная зона размещения. Однородные товары размещаются концентрированно. Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости. Однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозреваемость. В оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100…1600 мм от пола) размещают товары, быстрая реализация которых предпочтительна. Выкладка товаров в торговом зале насыщенная. В аптеке применяют индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания). Для клиентов – это удобно тем, что они могут получить от фармацевтов интересующую их информацию. Но и есть минусы – это время на ожидание своей очереди и возможность несоответствующего ожиданиям покупателя обслуживания.


В аптеке оказываются услуги, связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки: прием и исполнение заказов на товары, упаковку товаров; информационно-консультационные услуги: предоставление информации о товарах и их изготовителях; услуги по созданию удобств покупателям: организацию и создание мест отдыха, парковку автомашин покупателей на организованную стоянку у аптеки. Услуги, оказываемые аптекой, являются бесплатными.

Немаловажной является работа над привлекательным образом аптеки. В оформлении аптеки «Аптека плюс» используется белый цвет и холодные тона, которые действуют на покупателя пассивно, снимают беспокойство при выборе лекарств и стоянии в очереди. В торговом зале всегда царят порядок и чистота. Рабочее место провизора хорошо просматривается отовсюду, удобно размещена и оргтехника. Оплата стоимости лекарств населением проводится через кассовый аппарат.

Таблица 4

Микросреда ООО «Аптека плюс»

Группа факторов

События/ факторы

Опасность/ возможности

Вероятность события или проявления

фактора, %

Программа действий

Политические

1 Непредсказуемые действия государственных органов по налоговой, ценовой политике.

1 Уменьшение прибыли аптеки, банкротство.

30

1 В части увеличения местных налогов – активная работа с местными органами власти

Экономические

1 Уровень инфляции

1 За последние полтора года наблюдается увеличение инфляции, что не лучшим образом сказывается на развитии аптеки.

40

1 Производить действия в соответствии с разработанной специальной программой с целью уменьшения влияния инфляции

2 Розничный оборот

2 В целом наблюдается увеличение товарооборота

80

2 Действовать в рамках запланированной программы, которая способна повысить оборот

3 Снижение покупательной способности потребителей

3 Уменьшение прибыли аптеки

50

3 Увеличение ассортимента с бо-

лее низкой категорией цен

4 Повышение цен поставщиков

4 Увеличение

затрат, потеря доли рынка.

40

4 Непрерывный

поиск новых поставщиков.

Социальные

1 Влияние СМИ

1 Увеличение спроса на определенные рекламируемые товары

60

1 Составление ассортимента в соответствии со спросом

Технологические

1 Появление новых товаров

1 Вероятно появление спроса

90

1 Поиск поставщиков, налаживание отношений, подписание договоров

Демографические

  1. Снижение рождаемости в Р.Ф.
  2. Старение населения в Р.Ф.

Уменьшение притока молодых специалистов

80

Аптека не может повлиять на демографическую ситуацию в стране


Состав помещений аптеки «Аптека плюс» включает: торговый зал, комнату персонала, помещение для хранения запасов лекарственных средств, туалет. Помещения для хранения запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения оснащены стеллажами, шкафами и другим необходимым оборудованием для обеспечения сохранности ядовитых, наркотических, сильнодействующих, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами. Комната персонала оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников.

Организация торгового пространства аптеки учитывает распределение посетителей в соответствии с типом спроса, обеспечивает отсутствие очередей и сокращает время бесцельного ожидания. В часы, когда посещение аптеки становится наиболее интенсивным, в зале находится консультант, к которому покупатель, стоящий в очереди, может обратиться с вопросом по выбору препаратов.

Расширение знаний о товарах – важное средство для увеличения объема продаж. Политика информирования и обучения потребителей представляется очень перспективной также с точки зрения повышения покупательской лояльности. Поэтому в аптеке существует уголок информации и рекламы: расположенный у входа столик с рекламным материалом, что определенным образом сказывается на объеме продаж. Хорошим дополнительным стимулятором импульсного спроса выступают листовки в «карманах» вдоль прилавка и около витрин, в которых размещен соответствующий товар.

В аптеке предъявляются повышенные требования к внешнему виду рекламных материалов. Грязные и поврежденные плакаты, наклейки и воблеры могут нанести серьезный ущерб имиджу любого предприятия, а аптеке – в особенности. В ООО «Аптека плюс» используются также приемы стимулирования сбыта. Наиболее универсальный прием, позволяющий снизить цену без ущерба для репутации препарата, – использование скидок временного действия. Так, например, в сентябре препарат «Вильпрофен» продавался по 515 рублей, хотя его обычная цена 545 рублей.

Особой популярностью среди инструментов стимулирования потребителей пользуются премии, т.е. товары, бесплатно или по сниженной цене предлагаемые покупателю, совершившему покупку одной или более упаковок продвигаемого препарата. Так, в октябре при покупке одной упаковки сока «Фруктовый сад» емкостью 2 литра, вторая предлагалась со скидкой 30%.

Разновидностью премий являются излюбленные в нашей стране акции типа «2 + 1», когда в качестве премии предлагается тот же препарат, что приобрел покупатель.


Стимулирование сбыта принадлежит к числу важнейших инструментов продвижения безрецептурных препаратов. Стимулированием является и невидимая посторонним работа производителей с дистрибьюторами и аптеками или оптовиков с розницей (сложная система скидок, особых условий и т.п.). В частности, стимулирование персонала осуществляется посредством надбавки к заработной плате за увеличение объема продаж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммерческая деятельность торговой организации состоит в исполнении определенной совокупности торгово-организационных операций и организации управления данными операциями. Коммерческие операции предприятия торговли предназначены для обслуживания процесса купли-продажи товаров. В этом случае осуществляемые операции носят экономический характер и оказывают непосредственное влияние на результаты работы предприятия торговли.

ООО «Аптека плюс» является аптекой готовых форм. Основной задачей аптеки является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами.

В целом, можно сделать выводы:

Благодаря SWOT-анализу, можно понять, что широкий ассортимент товара и наличие эксклюзивных лекарственных средств, относительно низкие отпускные цены, рост числа постоянных клиентов повышают конкурентоспособность предприятия ООО «Аптека плюс».

Предприятие ООО «Аптека плюс» следит за своим имиджем, потому что грязные и поврежденные плакаты, наклейки и воблеры могут нанести серьезный ущерб имиджу любого предприятия, а аптеке – в особенности. Данная аптека создала все условия, чтобы покупателям было удобно покупать их продукцию. Но не только внешний вид помогает этому предприятию сохраняться на рынке труда. Не немаловажным показателем является то, что ООО « Аптека плюс» делает различного рода скидки, которые способствуют увеличению клиентов в данной аптеке. Уважение к клиентам – это залог успеха любого предприятия, независимо от вида деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. Минск: Высшая школа, 2017. 201 с.

Разиньков, П.И. Экономическое состояние и конкурентоспособность предприятия. Методы анализа и показатели оценки / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. Тверь: ТвГТУ, 2018. 120 с.