Файл: Анализировать воспитательную работу за 202223 учебный год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуально на 9 мая 2023
Как проанализировать воспитательную работу за 2022/23 учебный год
Светлана Михайлова, замдиректора по воспитанию и социализации ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ, член Союза писателей России |
Татьяна Лопатина, эксперт Системы Завуч, педагогический стаж – более 20 лет, куратор педагогов в дистанционном курсе «Проектная деятельность в технике стартапов» |
Воспитание надо проанализировать по новым показателям, чтобы подготовиться к переходу на ФОП.
Заберите унифицированные формы, чтобы собрать информацию о реализации всех модулей рабочей программы воспитания. В формах – новые показатели, которые помогут школам перейти на ФОП. Также есть справка-отчет, чтобы обобщить воспитательную работу для Анализа работы школы за год.
В рекомендации вы можете:
-
выбрать критерии анализа воспитательной работы; -
взять унифицированные формы анализа; -
посмотреть инструкции, как собрать и обобщить данные по каждому модулю рабочей программы воспитания; -
скачать справку-отчет по итогам воспитательной работы за 2022/23 учебный год.
Какие критерии выбрать для анализа
Чтобы определить качество воспитательной работы, возьмите критерии основных направлений самоанализа воспитательной работы из федеральной рабочей программы воспитания и соотнесите их с рабочей программой воспитания, по которой ваша школа работала в этом учебном году. Это поможет вам учесть все особенности воспитательной работы вашей школы и составить свои рабочие программы воспитания к 1 сентября 2023 года с учетом федеральной программы.
Направления анализа и критерии прописаны в организационном разделе федеральной рабочей программы воспитания в подразделе «Анализ воспитательного процесса». Смотрите ниже фрагмент подраздела.
Пример
Фрагмент подраздела федеральной рабочей программы воспитания «Анализ воспитательного процесса»
<...>
Основные направления анализа воспитательного процесса
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом – при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
-
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; -
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; -
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом – при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
-
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; -
организуемой внеурочной деятельности обучающихся; -
деятельности классных руководителей и их классов; -
проводимых школьных основных дел, мероприятий; -
внешкольных мероприятий; -
создания и поддержки предметно-пространственной среды; -
взаимодействия с родительским сообществом; -
деятельности ученического самоуправления; -
деятельности по профилактике и безопасности; -
реализации потенциала социального партнерства; -
деятельности по профориентации обучающихся; -
другого по дополнительным модулям.
Первое направление самоанализа – это результаты воспитания, социализации и саморазвития учеников. Их оценивают по динамике личностного развития школьников по сравнению с предыдущими результатами. С помощью этого критерия вы сможете увидеть, какие проблемы личностного развития детей удалось или не удалось решить и почему, а также выявить новые дефициты.
Второе направление самоанализа – «Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых». Оцените здесь, качественно ли школа реализует воспитательные события модулей рабочей программы воспитания. Качество определите по наличию в школе интересной, насыщенной событиями и личностно развивающей совместной деятельности педагогов, школьников и их родителей.
Кроме того, в критериях вы можете учесть и контрольные направления воспитательной деятельности из плана ВШК. Просто дополните критерии таким образом, чтобы они сочетали в себе и направления анализа воспитательной работы, и направления внутришкольного контроля. Главное, чтобы критерии предполагали анализ именно качества воспитательной работы, а не подсчет ее элементов.
Например, можно дополнить критерии по приоритетным направлениям воспитания. Так, в 2022/23 учебном году усилили патриотическое воспитание. Включите в анализ воспитательной работы по направлению «Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся» дополнительный критерий «Динамика уровня развития патриотических качеств обучающихся в каждом классе».
А по направлению «Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых» попросите родителей назвать формы работы, которые, по их мнению, способствовали формированию патриотических качеств у детей. Принять участие в опросе предложите родителям, которые разделяют воспитательные приоритеты и ценности школы и являются партнерами школы в воспитании детей. Смотрите ниже пример анализа качества патриотического воспитания. А также соотношение направлений самоанализа воспитательной работы и направлений ВШК воспитательной работы.
Пример
Анализ качества патриотического воспитания по дополнительным критериям
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся
<...>
Динамика уровня развития патриотических качеств обучающихся на момент окончания обучения на уровнях НОО, ООО и СОО:
-
положительную динамику развития патриотических качеств показали обучающиеся 4 «А» и 4 «В» классов (на 28%), всех 9-х классов (на 14%) и 11 «А» класса (на 10%); -
стабильно высокий уровень развития патриотических качеств показали обучающиеся 11 «Б» класса; -
отрицательная динамика развития патриотических качеств зафиксирована у обучающихся 4 «Б» класса (на 3%).
<...>
Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых
Формы воспитательной работы, которые, по мнению родителей, способствовали формированию патриотических качеств у детей:
-
внеурочные занятия «Разговоры о важном»; -
церемония поднятия Государственного флага РФ; -
место почитания Героев Отечества в центральной рекреации школы; -
киноуроки; -
музейные уроки; -
экскурсии к местам боевой славы, в музеи; -
беседы с ветеранами; -
семейные вечера; -
<...>
Пример
Соотношение направлений самоанализа воспитательной работы и направлений ВШК воспитательной работы
№ п/п | Направление самоанализа воспитательной работы по рабочей программе воспитания | Критерии направлений самоанализа по рабочей программе воспитания | Направления ВШК воспитательной работы |
1 | Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников | Динамика личностного развития школьников в каждом классе: – какие проблемы личностного развития школьников решены за учебный год; – какие проблемы решить не удалось и почему; – над какими новыми или нерешенными проблемами школа будет работать в следующем учебном году | Работа с детьми группы риска. Посещаемость уроков, занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования. Организация дополнительного образования. Адаптация школьников 1-х, 5-х и 10-х классов. Организация деятельности педагога-психолога, социального педагога. Организация патриотического воспитания в школе |
2 | Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых | Качество проводимых основных школьных дел, мероприятий | Реализация календарных планов воспитательной работы НОО, ООО, СОО |
Качество внешкольных мероприятий | Реализация взаимодействия школы с социальными партнерами. Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классами. Организация воспитательной работы учителями-предметниками | ||
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов | Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом | ||
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности | Организация внеурочной деятельности | ||
Качество реализации воспитательного потенциала урочной деятельности | Организация воспитательной работы учителями-предметниками | ||
Качество деятельности ученического самоуправления | Организация работы органов ученического самоуправления | ||
Качество создания и поддержки предметно-пространственной среды | Оформление классных кабинетов | ||
Качество деятельности по профориентации обучающихся | Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом. Реализация календарных планов воспитательной работы школы. Организация воспитательной работы учителями-предметниками | ||
Качество деятельности по профилактике и безопасности | Организация деятельности социального педагога, педагога-психолога. Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом. Работа с детьми группы риска. Посещаемость уроков, занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования. Адаптация школьников 1-х, 5-х и 10-х классов | ||
Качество реализации потенциала социального партнерства | Реализация взаимодействия школы и ее социальных партнеров | ||
Качество взаимодействия с родительским сообществом | Организация работы с родителями классными руководителями, учителями-предметниками, социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы |
Как собрать и обобщить данные
Чтобы оценить реализацию программы воспитания, начните собирать данные для анализа. Можно пошагово проанализировать результаты воспитательной деятельности педагогического коллектива в рамках конкретных модулей рабочей программы воспитания. Например, деятельность классного руководителя анализируйте в рамках модуля «Классное руководство», педагогов-предметников – в рамках модуля «Урочная деятельность», педагогов внеурочной деятельности – в рамках модуля «Внеурочная деятельность» и т. п.
Способы сбора информации для анализа воспитательной работы школа может выбрать самостоятельно. Они должны быть отражены в специальном разделе действующей рабочей программы воспитания «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Однако федеральная рабочая программа воспитания четко определяет способы сбора информации по обоим направлениям анализа. Смотрите в таблице, как собирать информацию для анализа ВР и кто будет ее собирать.
Направление анализа воспитательного процесса | Критерии анализа | Способ сбора информации | Кто собирает информацию |
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся | Динамика личностного развития обучающихся в каждом классе | Педагогическое наблюдение | Классные руководители. Советник директора по воспитанию. Социальный педагог. Педагог-психолог. Заместитель директора по ВР |
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых | Наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых | Анкетирование учеников и родителей. Беседы с учениками и родителями | Заместитель директора по ВР. Советник директора по воспитанию. Педагог-психолог. Социальный педагог. Классные руководители. Дополнительно можно привлечь: – актив родителей/законных представителей обучающихся; – совет обучающихся |
Чтобы сделать анализ воспитательной работы школы вовремя и при этом не нагрузить педагогов излишними отчетами, заместителю директора нужно, во-первых, весь учебный год накапливать информацию. То есть фиксировать свои наблюдения, результаты контрольных мероприятий, мнения участников воспитательного процесса и т. п. А во-вторых, продумать краткие и одновременно информативные формы анализа деятельности педагогов, анкеты и опросники. Возьмите готовые образцы.
| |
| |
| |
| |
| Анкета для учеников «Качество внешкольных мероприятий» |
| Анкета для учеников «Выбор профессии» |
| |
| |
Когда будете составлять формы анализа и/или анкет, чек-листы для собеседования, предусмотрите в них вопросы, которые помогут проанализировать как количественные, так и качественные показатели воспитания. При этом нужно помнить, что модули рабочей программы воспитания могут между собой пересекаться, так же как и деятельность разных специалистов может входить в разные модули. Например, деятельность тех же классных руководителей выходит далеко за рамки модуля «Классное руководство» – их участие в той или иной мере требуется для реализации остальных модулей. Учитывайте это, когда будете продумывать формы сбора информации для специалистов.
Также рекомендуйте классным руководителям, советнику по воспитанию, соцпедагогу и педагогу-психологу накапливать результаты наблюдений за учениками, их опросов и анкетирований в течение учебного года и всего периода обучения на уровне образования. Это поможет им быстро предоставить вам информацию для анализа.
Привлеките к сбору информации для анализа воспитательной работы руководителей ШМО классных руководителей и предметных ШМО. Они могут провести собеседования с педагогами и обобщить данные. Однако в этом случает также нужно продумать единые формы анализа в той системе, которая будет удобна и вам, и руководителям ШМО.
Модуль «Классное руководство»
Чтобы проанализировать качество реализации мероприятий модуля, предложите руководителям ШМО классных руководителей собрать информацию о результатах воспитательной работы в классах. Подготовьте для них форму анализа. Включите в форму вопросы по четырем основным направлениям деятельности классных руководителей в соответствии с модулем:
-
работа с классным коллективом; -
индивидуальная работа с учениками; -
работа с учителями-предметниками в классе; -
работа с родителями учеников.
Работа с классным коллективом. По результатам этого раздела анализа вы сможете оценить, как классные руководители в течение года организовывали классные часы, интересные и полезные дела в классе, мероприятия на сплочение классных коллективов. Также определите, в каком объеме выполнен план воспитательной работы с классом. Сделаете выводы о том, насколько разнообразны формы взаимодействия классных руководителей с детьми и какие из них наиболее эффективны в достижении воспитательных целей.
Индивидуальная работа с учениками. С помощью этого раздела анализа получите информацию о том, как классные руководители проводили индивидуальную работу с учениками, в том числе с детьми группы риска, одаренными детьми и детьми с ОВЗ. Узнаете, какие формы работы используют классные руководители, какие из них оказались наиболее эффективны в достижении положительного результата. Также поймете, каких конкретных результатов удалось добиться.
Работа с учителями-предметниками в классе.
Этот раздел даст информацию для анализа взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками: какими формами работы оно представлено, кто из классных руководителей наиболее успешно смог организовать взаимодействие и в чем конкретно проявляются положительные эффекты такого взаимодействия.
Работа с родителями учеников. С помощью этого раздела оцените качество организации и проведения работы с родителями, а также включенность родителей в жизнедеятельность класса и школы. Получите представление о том, насколько эффективно классные руководители взаимодействуют с родителями, и сделаете выводы о наиболее эффективных формах взаимодействия с ними. Выявите тех классных руководителей, кто применяет в работе с родителями инновационные формы и методы. Узнаете, эффективно ли была организована работа с родителями в дистанционной форме. Также информация этой части анализа позволит вам понять, как классные руководители взаимодействовали с родителями при решении проблем в обучении и воспитании детей и каковы результаты взаимодействия.
Чтобы руководитель ШМО смог наиболее полно проанализировать все аспекты деятельности классных руководителей, в рамках основных направлений вы можете выделить и дополнительные. Это деятельность классного руководителя, которая предполагает его участие в реализации воспитательных дел других модулей программы воспитания. Например, сюда можно отнести:
-
участие в реализации традиционных и ключевых воспитательных событий, мероприятий (модули «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия»); -
работу по профессиональному самоопределению учеников класса (модуль «Профориентация»); -
вовлечение учеников класса в работу школьных органов ученического самоуправления (модуль «Самоуправление»); -
вовлечение учеников класса в общественно-полезную деятельность (модуль «Детские общественные объединения»); -
вовлечение учеников класса во внеурочную деятельность и дополнительное образование (модуль «Внеурочная деятельность»); -
профилактическую работу с учениками класса (модуль «Профилактика и безопасность»); -
организацию предметно-эстетической среды в классном кабинете (модуль «Организация предметно-эстетической среды»).
Можно сделать таблицы для анализа основных направлений деятельности классного руководителя – так руководителю ШМО будет проще систематизировать информацию. Также форма анализа может содержать готовые ответы по выбору, которые помогут сэкономить время руководителя ШМО. Ниже смотрите образец формы анализа.