Файл: Анализировать воспитательную работу за 202223 учебный год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Актуально на 9 мая 2023

Как проанализировать воспитательную работу за 2022/23 учебный год


Светлана Михайлова, замдиректора по воспитанию и социализации ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ, член Союза писателей России

Татьяна Лопатина, эксперт Системы Завуч, педагогический стаж – более 20 лет, куратор педагогов в дистанционном курсе «Проектная деятельность в технике стартапов»

Воспитание надо проанализировать по новым показателям, чтобы подготовиться к переходу на ФОП.

Заберите унифицированные формы, чтобы собрать информацию о реализации всех модулей рабочей программы воспитания. В формах – новые показатели, которые помогут школам перейти на ФОП. Также есть справка-отчет, чтобы обобщить воспитательную работу для Анализа работы школы за год.

В рекомендации вы можете:

  • выбрать критерии анализа воспитательной работы;

  • взять унифицированные формы анализа;

  • посмотреть инструкции, как собрать и обобщить данные по каждому модулю рабочей программы воспитания;

  • скачать справку-отчет по итогам воспитательной работы за 2022/23 учебный год.

Какие критерии выбрать для анализа


Чтобы определить качество воспитательной работы, возьмите критерии основных направлений самоанализа воспитательной работы из федеральной рабочей программы воспитания и соотнесите их с рабочей программой воспитания, по которой ваша школа работала в этом учебном году. Это поможет вам учесть все особенности воспитательной работы вашей школы и составить свои рабочие программы воспитания к 1 сентября 2023 года с учетом федеральной программы.

Направления анализа и критерии прописаны в организационном разделе федеральной рабочей программы воспитания в подразделе «Анализ воспитательного процесса». Смотрите ниже фрагмент подраздела.

Пример


Фрагмент подраздела федеральной рабочей программы воспитания «Анализ воспитательного процесса»

<...>

Основные направления анализа воспитательного процесса

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.

Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом – при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.

Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:

  • какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;

  • какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;

  • какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом – при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.

Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.

Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.

Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:

  • реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

  • организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

  • деятельности классных руководителей и их классов;

  • проводимых школьных основных дел, мероприятий;

  • внешкольных мероприятий;

  • создания и поддержки предметно-пространственной среды;

  • взаимодействия с родительским сообществом;

  • деятельности ученического самоуправления;

  • деятельности по профилактике и безопасности;

  • реализации потенциала социального партнерства;

  • деятельности по профориентации обучающихся;

  • другого по дополнительным модулям.

Первое направление самоанализа – это результаты воспитания, социализации и саморазвития учеников. Их оценивают по динамике личностного развития школьников по сравнению с предыдущими результатами. С помощью этого критерия вы сможете увидеть, какие проблемы личностного развития детей удалось или не удалось решить и почему, а также выявить новые дефициты.

Второе направление самоанализа – «Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых». Оцените здесь, качественно ли школа реализует воспитательные события модулей рабочей программы воспитания. Качество определите по наличию в школе интересной, насыщенной событиями и личностно развивающей совместной деятельности педагогов, школьников и их родителей.

Кроме того, в критериях вы можете учесть и контрольные направления воспитательной деятельности из плана ВШК. Просто дополните критерии таким образом, чтобы они сочетали в себе и направления анализа воспитательной работы, и направления внутришкольного контроля. Главное, чтобы критерии предполагали анализ именно качества воспитательной работы, а не подсчет ее элементов.

Например, можно дополнить критерии по приоритетным направлениям воспитания. Так, в 2022/23 учебном году усилили патриотическое воспитание. Включите в анализ воспитательной работы по направлению «Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся» дополнительный критерий «Динамика уровня развития патриотических качеств обучающихся в каждом классе».

А по направлению «Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых» попросите родителей назвать формы работы, которые, по их мнению, способствовали формированию патриотических качеств у детей. Принять участие в опросе предложите родителям, которые разделяют воспитательные приоритеты и ценности школы и являются партнерами школы в воспитании детей. Смотрите ниже пример анализа качества патриотического воспитания. А также соотношение направлений самоанализа воспитательной работы и направлений ВШК воспитательной работы.

Пример


Анализ качества патриотического воспитания по дополнительным критериям

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся

<...>

Динамика уровня развития патриотических качеств обучающихся на момент окончания обучения на уровнях НОО, ООО и СОО:

  • положительную динамику развития патриотических качеств показали обучающиеся 4 «А» и 4 «В» классов (на 28%), всех 9-х классов (на 14%) и 11 «А» класса (на 10%);

  • стабильно высокий уровень развития патриотических качеств показали обучающиеся 11 «Б» класса;

  • отрицательная динамика развития патриотических качеств зафиксирована у обучающихся 4 «Б» класса (на 3%).

<...>

 Состояние организуемой в школе совместной деятельности учеников и взрослых

Формы воспитательной работы, которые, по мнению родителей, способствовали формированию патриотических качеств у детей:

  • внеурочные занятия «Разговоры о важном»;

  • церемония поднятия Государственного флага РФ;

  • место почитания Героев Отечества в центральной рекреации школы;

  • киноуроки;

  • музейные уроки;

  • экскурсии к местам боевой славы, в музеи;

  • беседы с ветеранами;

  • семейные вечера;

  • <...>

Пример


Соотношение направлений самоанализа воспитательной работы и направлений ВШК воспитательной работы

№ п/п

Направление самоанализа воспитательной работы по рабочей программе воспитания

Критерии направлений самоанализа по рабочей программе воспитания

Направления ВШК воспитательной работы

1

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников

Динамика личностного развития школьников в каждом классе:

– какие проблемы личностного развития школьников решены за учебный год;

– какие проблемы решить не удалось и почему;

– над какими новыми или нерешенными проблемами школа будет работать в следующем учебном году

Работа с детьми группы риска.

Посещаемость уроков, занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Организация дополнительного образования.

Адаптация школьников 1-х, 5-х и 10-х классов.

Организация деятельности педагога-психолога, социального педагога.

Организация патриотического воспитания в школе

2

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых

Качество проводимых основных школьных дел, мероприятий

Реализация календарных планов воспитательной работы НОО, ООО, СОО

Качество внешкольных мероприятий

Реализация взаимодействия школы с социальными партнерами.

Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классами.

Организация воспитательной работы учителями-предметниками

Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов

Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом

Качество организуемой в школе внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности

Качество реализации воспитательного потенциала урочной деятельности

Организация воспитательной работы учителями-предметниками

Качество деятельности ученического самоуправления

Организация работы органов ученического самоуправления

Качество создания и поддержки предметно-пространственной среды

Оформление классных кабинетов

Качество деятельности по профориентации обучающихся

Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом.

Реализация календарных планов воспитательной работы школы.

Организация воспитательной работы учителями-предметниками

Качество деятельности по профилактике и безопасности

Организация деятельности социального педагога, педагога-психолога.

Реализация классными руководителями планов воспитательной работы с классом.

Работа с детьми группы риска.

Посещаемость уроков, занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования.

Адаптация школьников 1-х, 5-х и 10-х классов

Качество реализации потенциала социального партнерства

Реализация взаимодействия школы и ее социальных партнеров

Качество взаимодействия с родительским сообществом

Организация работы с родителями классными руководителями, учителями-предметниками, социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы

Как собрать и обобщить данные


Чтобы оценить реализацию программы воспитания, начните собирать данные для анализа. Можно пошагово проанализировать результаты воспитательной деятельности педагогического коллектива в рамках конкретных модулей рабочей программы воспитания. Например, деятельность классного руководителя анализируйте в рамках модуля «Классное руководство», педагогов-предметников – в рамках модуля «Урочная деятельность», педагогов внеурочной деятельности – в рамках модуля «Внеурочная деятельность» и т. п.

Способы сбора информации для анализа воспитательной работы школа может выбрать самостоятельно. Они должны быть отражены в специальном разделе действующей рабочей программы воспитания «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Однако федеральная рабочая программа воспитания четко определяет способы сбора информации по обоим направлениям анализа. Смотрите в таблице, как собирать информацию для анализа ВР и кто будет ее собирать.

Направление анализа воспитательного процесса

Критерии анализа

Способ сбора информации

Кто собирает информацию

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся

Динамика личностного развития обучающихся в каждом классе

Педагогическое наблюдение

Классные руководители.

Советник директора по воспитанию.

Социальный педагог.

Педагог-психолог.

Заместитель директора по ВР

Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых

Наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых

Анкетирование учеников и родителей.

Беседы с учениками и родителями

Заместитель директора по ВР.

Советник директора по воспитанию.

Педагог-психолог.

Социальный педагог.

Классные руководители.

Дополнительно можно привлечь:

– актив родителей/законных представителей обучающихся;

– совет обучающихся

Чтобы сделать анализ воспитательной работы школы вовремя и при этом не нагрузить педагогов излишними отчетами, заместителю директора нужно, во-первых, весь учебный год накапливать информацию. То есть фиксировать свои наблюдения, результаты контрольных мероприятий, мнения участников воспитательного процесса и т. п. А во-вторых, продумать краткие и одновременно информативные формы анализа деятельности педагогов, анкеты и опросники. Возьмите готовые образцы.























Анкета для учеников «Качество внешкольных мероприятий»





Анкета для учеников «Выбор профессии»









Когда будете составлять формы анализа и/или анкет, чек-листы для собеседования, предусмотрите в них вопросы, которые помогут проанализировать как количественные, так и качественные показатели воспитания. При этом нужно помнить, что модули рабочей программы воспитания могут между собой пересекаться, так же как и деятельность разных специалистов может входить в разные модули. Например, деятельность тех же классных руководителей выходит далеко за рамки модуля «Классное руководство» – их участие в той или иной мере требуется для реализации остальных модулей. Учитывайте это, когда будете продумывать формы сбора информации для специалистов.


Также рекомендуйте классным руководителям, советнику по воспитанию, соцпедагогу и педагогу-психологу накапливать результаты наблюдений за учениками, их опросов и анкетирований в течение учебного года и всего периода обучения на уровне образования. Это поможет им быстро предоставить вам информацию для анализа.

Привлеките к сбору информации для анализа воспитательной работы руководителей ШМО классных руководителей и предметных ШМО. Они могут провести собеседования с педагогами и обобщить данные. Однако в этом случает также нужно продумать единые формы анализа в той системе, которая будет удобна и вам, и руководителям ШМО.

Модуль «Классное руководство»


Чтобы проанализировать качество реализации мероприятий модуля, предложите руководителям ШМО классных руководителей собрать информацию о результатах воспитательной работы в классах. Подготовьте для них форму анализа. Включите в форму вопросы по четырем основным направлениям деятельности классных руководителей в соответствии с модулем:

  • работа с классным коллективом;

  • индивидуальная работа с учениками;

  • работа с учителями-предметниками в классе;

  • работа с родителями учеников.

Работа с классным коллективом. По результатам этого раздела анализа вы сможете оценить, как классные руководители в течение года организовывали классные часы, интересные и полезные дела в классе, мероприятия на сплочение классных коллективов. Также определите, в каком объеме выполнен план воспитательной работы с классом. Сделаете выводы о том, насколько разнообразны формы взаимодействия классных руководителей с детьми и какие из них наиболее эффективны в достижении воспитательных целей.

Индивидуальная работа с учениками. С помощью этого раздела анализа получите информацию о том, как классные руководители проводили индивидуальную работу с учениками, в том числе с детьми группы риска, одаренными детьми и детьми с ОВЗ. Узнаете, какие формы работы используют классные руководители, какие из них оказались наиболее эффективны в достижении положительного результата. Также поймете, каких конкретных результатов удалось добиться.

Работа с учителями-предметниками в классе.
Этот раздел даст информацию для анализа взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками: какими формами работы оно представлено, кто из классных руководителей наиболее успешно смог организовать взаимодействие и в чем конкретно проявляются положительные эффекты такого взаимодействия.

Работа с родителями учеников. С помощью этого раздела оцените качество организации и проведения работы с родителями, а также включенность родителей в жизнедеятельность класса и школы. Получите представление о том, насколько эффективно классные руководители взаимодействуют с родителями, и сделаете выводы о наиболее эффективных формах взаимодействия с ними. Выявите тех классных руководителей, кто применяет в работе с родителями инновационные формы и методы. Узнаете, эффективно ли была организована работа с родителями в дистанционной форме. Также информация этой части анализа позволит вам понять, как классные руководители взаимодействовали с родителями при решении проблем в обучении и воспитании детей и каковы результаты взаимодействия.

Чтобы руководитель ШМО смог наиболее полно проанализировать все аспекты деятельности классных руководителей, в рамках основных направлений вы можете выделить и дополнительные. Это деятельность классного руководителя, которая предполагает его участие в реализации воспитательных дел других модулей программы воспитания. Например, сюда можно отнести:

  • участие в реализации традиционных и ключевых воспитательных событий, мероприятий (модули «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия»);

  • работу по профессиональному самоопределению учеников класса (модуль «Профориентация»);

  • вовлечение учеников класса в работу школьных органов ученического самоуправления (модуль «Самоуправление»);

  • вовлечение учеников класса в общественно-полезную деятельность (модуль «Детские общественные объединения»);

  • вовлечение учеников класса во внеурочную деятельность и дополнительное образование (модуль «Внеурочная деятельность»);

  • профилактическую работу с учениками класса (модуль «Профилактика и безопасность»);

  • организацию предметно-эстетической среды в классном кабинете (модуль «Организация предметно-эстетической среды»).

Можно сделать таблицы для анализа основных направлений деятельности классного руководителя – так руководителю ШМО будет проще систематизировать информацию. Также форма анализа может содержать готовые ответы по выбору, которые помогут сэкономить время руководителя ШМО. Ниже смотрите образец формы анализа.