Файл: Анализировать воспитательную работу за 202223 учебный год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Форма анализа воспитательной работы для руководителя ШМО классных руководителей за учебный период


Модуль «Урочная деятельность»


Анализ воспитательной работы по предметам предложите подготовить руководителям ШМО учителей-предметников. Включите в форму анализа вопросы по применению учителями форм воспитательной работы в рамках школьного урока:

  • шефство мотивированных учеников над неуспевающими одноклассниками;

  • интерактивные формы организации деятельности;

  • установление доверительных отношений с учениками;

  • побуждение учеников к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения;

  • привлечение внимания учеников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, событий;

  • использование воспитательных возможностей предметного содержания урока;

  • организация исследовательской деятельности учеников и т. п.

Попросите оценить эффективность этих форм и описать другие форматы, которые педагоги используют в работе, чтобы разнообразить уроки. На основе полученных данных вы сможете проанализировать воспитательную деятельность учителей-предметников. Смотрите ниже примерную форму анализа воспитательной работы руководителя предметных ШМО за учебный период.

Форма анализа воспитательной работы для руководителей предметных ШМО за учебный период


Модуль «Внеурочная деятельность»


Чтобы оценить качество воспитательной работы в рамках курсов внеурочной деятельности, не нужно описывать реализацию самих курсов. При анализе модуля сосредоточьтесь на том, как проходило воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности и каких результатов удалось достичь. Побеседуйте с педагогами внеурочной деятельности. Продумайте для них вопросы, чтобы оценить качество организации внеурочной деятельности по показателям:


  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять школьников и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

  • поддержка в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Ниже смотрите чек-лист для проведения собеседования с педагогами внеурочной деятельности. Он подойдет и для собеседования с педагогами дополнительного образования.

Чек-лист для собеседования с педагогами внеурочной деятельности по качеству воспитательной работы за учебный период


Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»


Чтобы проанализировать качество работы с родительской общественностью, можно провести анкетирование родителей. Так вы сможете оценить организацию педагогического просвещения родителей, индивидуального консультирования. Также анкетирование поможет выявить, насколько полно родители знакомы с содержанием и ходом реализации воспитательной работы, дополнительными возможностями развития детей в рамках программы.

Еще установите уровень заинтересованности родителей к реализации воспитательной программы школы, уровень их участия в школьных мероприятиях, положительные эмоциональные отзывы и т. п. Ниже смотрите примеры анкет для родителей.

Анкета оценки качества работы классного руководителя для учеников и их родителей

Анкета для определения степени удовлетворенности родителей качеством внеурочной деятельности





Модуль «Основные школьные дела»


Чтобы оценить качество основных школьных дел, проведите анкетирование учеников, педагогов и родителей. Это поможет выяснить, какие из воспитательных дел и событий стали наиболее интересными и запоминающимися.

Поручите узнать мнение школьников советнику по воспитанию или классным руководителям. Важно, чтобы ученики могли не только высказать свое мнение о школьных делах, но и оценить свое участие в них. Это поможет понять, насколько активны школьники в подготовке и проведении школьных событий. А также их активность напрямую связана с качеством воспитательных мероприятий – чем интереснее школьникам мероприятие, тем активнее их участие, тем охотнее они проявляют инициативу. Скачайте ниже анкету для учеников.

Анкета для учеников «Качество основных школьных дел»



Запросите у советника информацию о степени вовлеченности детей в школьные дела. Еще спросите – привлекались ли к подготовке и проведению мероприятий дети, которые требуют особого педагогического внимания. Хорошо, если советник сможет проанализировать, что изменилось в хорошую сторону в характерах, особенностях поведения и общения этих школьников.

Попросите классных руководителей описать результаты своих наблюдений за поведением детей в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел. А также отметить учеников, которые проявили наибольшую активность.

Также можно узнать мнение родителей по этому вопросу. Необязательно проводить массовое анкетирование или опрос всех родителей. Лучше спросите, что думают о воспитательных событиях и делах те родители, чьему мнению можно доверять.

Модуль «Внешкольные мероприятия»


Обсудите с советником, какие внешкольные мероприятия, проведенные в течение учебного года, оказались наиболее эффективными в плане воспитания. Совместно определите, какие задачи воспитания удалось решить с помощью экскурсий, походов и иных выездных мероприятий.

Также попросите педагогов, учеников и родителей выделить из общего списка наиболее удавшиеся внешкольные дела. Попросите их указать, почему именно эти мероприятия понравились ученикам и/или родителям. Поручите советнику собрать обратную связь от учеников и родителей. Предложите ему использовать краткие анкеты. Смотрите ниже готовые образцы.


Анкета для учеников «Качество внешкольных мероприятий»

Анкета для родителей «Качество внешкольных мероприятий»




Модуль «Организация предметно-пространственной среды»


Оцените качество совместной деятельности педагогов, школьников и родителей по созданию предметно-пространственной среды школы и использованию в воспитательном процессе. При этом нужно оценивать не только качество оформления помещений школы, но и то, какой эффект оно оказывает на школьников. Например, оформление помещений школы государственной символикой РФ, субъекта и муниципального образования. Или организация и проведение церемоний поднятия и спуска государственного флага, исполнение государственного гимна. Или создание звукового пространства в школе –использование звонков-мелодий, музыки, информационных сообщений и т. п.

Если в школе оформлено место новостей или стенды, обратите внимание на актуальность и содержание материалов, которые там размещаются. В течение года наблюдайте, пользуются ли места новостей вниманием школьников и какая именно информация их больше всего привлекает. Это же относится и к экспозициям творческих работ учеников.

В течение года обращайте внимание на событийный дизайн – оформляются ли пространства школы к проведению значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров. Собирайте отзывы учеников, родителей и педагогов о событийном дизайне – так вы получите представление о его качестве.

Если оформляли в рекреациях, вестибюле или библиотеке стеллажи свободного книгообмена, попросите заведующего библиотекой проанализировать, какие книги больше всего интересовали школьников.

Модуль «Социальное партнерство»


Оцените, насколько эффективно было взаимодействие с социальными партнерами по реализации задач воспитания. Например, при проведении воспитательных событий и мероприятий: дней открытых дверей, государственных, региональных и школьных праздников, торжественных мероприятий.


Опишите результативность участия представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности на базе школы или на базе организаций-партнеров. Если школа участвовала совместно с социальным партнером в разработке и реализации проектов различной направленности – укажите и их результаты.

Модуль «Профилактика и безопасность»


Чтобы оценить качество профилактической работы, запросите информацию у социального педагога и педагога-психолога. Попросите проанализировать качество работы по профилактике правонарушений среди школьников. Смотрите в примере критерии качества профилактической работы.

Пример


Качество работы по профилактике правонарушений

Правильный критерий: соотношение количества детей, снятых с учета в течение учебного года, и количества детей, взятых на учет в течение учебного года. Например, если в начале года на учете состояли три ученика, а к концу года их стало четыре, то качество работы школы в этом направлении низкое.

Неправильный критерий: количество бесед с «трудными» детьми и их родителями, количество заседаний совета по профилактике правонарушений и т. п.

Попросите педагога-психолога проанализировать качество работы со школьниками группы риска по формированию у них социально одобряемого поведения. А также по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению.

Попросите также у советника директора по воспитанию информацию по результатам вовлечения школьников в проекты и программы профилактической направленности: антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях. Кроме этого, нужно проанализировать работу школы по обеспечению безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.

Оцените также деятельность педколлектива по профилактической работе с семьями школьников, которые требуют специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Например, это семьи слабоуспевающих, социально запущенных учеников