Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
-Ограничение доступа к конфиденциальной информации;
-Обучение персонала (обучение правилам хранения и защиты информации, стимулирование и т.д.);
-Нарушение порядка обращения с конфиденциальными документами (на любых носителях);
-Охрана помещений, условий труда в них, политика "чистых столов" (при отсутствии сотрудника на рабочем месте документов не должно быть);
-Предусмотрен запрет на несанкционированное фотокопирование;
-Соблюдение правил ведения переговоров для предотвращения утечки информации;
-Способность правильно рекламировать и предоставлять информацию, которая не позволяет разглашать секреты (реклама методом "черного ящика", сообщать результат, а не то, как он был получен в прессе);
-Защита информации аналитической службой организации.
Какие административные правила применяются для защиты коммерческой тайны?
Административные и организационные меры
Административные и организационные меры в первую очередь направлены на информирование сотрудников о том, какая информация считается коммерческой тайной и какие обязанности по неразглашению возлагаются на них.
Другая цель - обеспечить соблюдение компанией всех требований законодательства и проявление осмотрительности. Это укрепит позиции в случае возможного судебного разбирательства против воровки коммерческой тайны или похищения клиента, извлекшего выгоду из преступного деяния.
К административным и организационным мерам относятся
Оформление приказа о введении коммерческой тайны. Документ определяет основные параметры системы защиты и лиц, ответственных за организацию защитных мероприятий.
Определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну. Часто авторы документов включают в список всю информацию о существовании которой они знают. Это неправильный способ, так как многие данные, такие как опубликованные отчеты, находятся в открытом доступе. В случае судебного разбирательства слишком широкий перечень данных может стать основанием для признания всего списка неприемлемым для режима коммерческой тайны. Более уместно ограничить список действительно ценной информацией. Конфиденциальная информация не может включать в себя сведения из учредительных документов, большую часть сведений о штатном расписании, условиях труда, сведения о соблюдении экологических требований и требований пожарной безопасности.
Разработка системы локальных нормативных правовых актов, обеспечивающих соблюдение режима конфиденциальности и защиту информации, составляющей коммерческую тайну. Помимо основного документа - положения "О коммерческой тайне" - могут быть разработаны положения о работе со средствами электронной вычислительной техники, о порядке предоставления информации подрядчикам и государственным органам, порядке копирования документации, типовых договорах с подрядчиками, приложениях к трудовым договорам и другие.
Положение должно включать разделы, посвященные перечню информации, составляющей коммерческую тайну; порядку внесения изменений в перечень или общие критерии признания информации коммерческой тайной; списку должностных лиц и уровней допуска лиц, имеющих право работать с конфиденциальной информацией; порядку работы с документами и информационными базами данных, содержащими информацию, составляющую коммерческую тайну; правам и обязанностям обычных пользователей и лиц, отвечающих за обеспечение режима секретности; порядку хранения информации
Кроме того, положение должно содержать меры ответственности за несоблюдение требований. Иные документы, разработанные в соответствии с данным положением, не должны противоречить ему. Работники компании должны быть ознакомлены с данным положением. Закон не требует участия профсоюза или иных представительных органов трудового коллектива в разработке документа, но при необходимости их мнение может быть учтено.
Определение того, кто имеет право работать с материалами, содержащими коммерчески значимую информацию, и уровня доступа к ним. На данном этапе организационные мероприятия должны взаимодействовать с техническими, так как уровни доступа реализуются в ИТ-структуре компании. Для лучшей защиты имеет смысл назначать уровни доступа не только по стоимости информации, но и по отрасли. Уполномоченные лица, определенные на уровне приказа исполнительного органа, должны быть уведомлены о том, что доверенная им информация составляет коммерческую тайну, и предупреждены о возможности увольнения и иных санкций за ее разглашение.
Разработка трудовых договоров и договоров с контрагентами, содержащих положение о защите коммерческой тайны. В договор с работниками в обязательном порядке включается пункт, предупреждающий об ответственности за разглашение конфиденциальной информации и о праве компании обязать работника возместить материальный ущерб. Закон также позволяет указать в трудовом договоре период, начинающийся после прекращения трудового договора, в течение которого работник не имеет права раскрывать информацию, ставшую известной в связи с исполнением трудовых обязанностей. Обычно этот период составляет три года. Список информации должен быть подписан работником. Личная подпись подтверждает, что сотрудник полностью осознает свою ответственность и готов к наказанию в случае разглашения информации.
Включение в договоры с контрагентами положения о конфиденциальности в случаях, когда информация, доверенная контрагенту или его работникам в связи с выполнением условий договора, является коммерческой тайной. Такими контрагентами могут быть аудиторы, консультанты, оценщики и другие компании. Пункт в договоре должен полностью компенсировать ущерб, причиненный разглашением тайны.
Функционирование этикеток "коммерческой тайны" для защиты конфиденциальной информации и средств идентификации копий документов. Это не защищает документы от копирования с целью доведения информации до сведения потенциальных клиентов, но ограничивает их распространение широким кругом лиц, являющихся общественным достоянием.
Специальные режимы использования телекоммуникационного оборудования, копировальных аппаратов, внешней электронной почты, Интернета. Доступ сотрудника к ресурсам должен быть основан на заявках с обоснованием необходимости использования. Заявки должны быть согласованы на уровне служб управления и безопасности сотрудника.
Строгий контроль за использованием сетевых учетных записей только владельцами учетных записей с предупреждением, что передача пароля может стать основанием для прекращения использования в связи с "коммерческой тайной".
Если все утечки произошли и конфиденциальная информация не была предотвращена, необходимо привлечь виновного к ответственности и возместить нанесенный ущерб. Это возможно только в суде. Суд также может оспорить увольнение на основании "раскрытия коммерческой тайны".
В российской судебной практике есть много примеров, когда суд встал на сторону компании. Например, Московский городской суд признал законным увольнение работника, отправившего электронное письмо с информацией об объемах поставок. Она была уволена на основании подпункта "в" пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - разглашение охраняемых законом секретов. В другом случае Московский городской суд восстановил действие коммерческой тайны нарушителя, поскольку компания-ответчик не предоставила трудового договора с истцом, правила внутреннего трудового распорядка, по мнению суда, были неясными, а положения о коммерческой тайне или иных нормативных документов в компании вообще не существовало.
Такие примеры подчеркивают необходимость внимательного отношения к регулированию вопросов, связанных с установлением коммерческой тайны. При этом компания может не только защитить важную деловую информацию, но и компенсировать финансовые потери в случае инцидента, который может привести к оттоку клиентов, потере конкурентных позиций и нанесению ущерба репутации.
Коммерческий шпионаж является одним из наиболее опасных видов незаконной деятельности для нормального ведения бизнеса. Коммерческий шпионаж - это деятельность физических лиц, направленная на незаконное получение охраняемой коммерческой информации.
Коммерческий шпионаж включает в себя промышленный шпионаж, промышленный шпионаж, промышленный шпионаж, научный и технологический шпионаж и т.д. Объектом коммерческого шпионажа является информация, составляющая коммерческую тайну. Как уже упоминалось, она включает в себя информацию о бизнесе, научно-техническом, производственном, организационно-управленческом, маркетинговом, финансовом, кадровом и программном обеспечении. Утечка этой информации может привести к реальным потерям для фирмы, потере прибыли или и того, и другого. Чаще всего осуществляется коммерческий шпионаж:
конкурентов,
преступными организациями,
лицами, стремящимися получить доходы от перепродажи незаконно полученной информации.
Конкуренты, получив информацию о секретах производства ("ноу-хау"), последних научных разработках, планах других фирм, могут использовать ее для получения конкурентных преимуществ, выпуска аналогичной продукции или непосредственно влиять на успех своих "противников" (срыв сделок, предотвращение слияния конкурентов и т.д.). Преступные организации чаще всего используют информацию для шантажа с целью получения незаконных доходов.
В условиях жесткой конкуренции каждая фирма, работающая на рынке, неизбежно сталкивается с необходимостью решения двух проблем. Первый - получить информацию о деятельности конкурентов, а также как можно более полную, точную и своевременную. Без такой информации невозможно выстроить производственную, научно-техническую, финансовую, рыночную стратегии и тактику компании. Особенно важна информация, составляющая коммерческую тайну. Часто получение такой информации позволяет фирме сэкономить огромные средства на исследованиях и разработках. Если способы получения информации выходят за рамки разрешенного законом (например, путем подкупа сотрудников, незаконного доступа к компьютерной системе), такая деятельность может рассматриваться как коммерческий шпионаж.
Вторая проблема - защита конфиденциальной информации. Как и сама фирма стремится узнать секреты других, так и ее конкуренты делают то же самое. Таким образом, каждая фирма может быть объектом и коммерческого шпионажа, и коммерческой разведки, или, если использовать более мягкий термин, экономической разведки.
Предметом коммерческого шпионажа в развитых странах все чаще становятся не сами конкурирующие фирмы, а специализированные коммерческие организации, основной целью которых является изъятие или защита конфиденциальной информации. В этих странах даже государственным органам приходится защищать самую важную коммерческую информацию частных фирм от международного экономического шпионажа, поскольку потери от потери такого рода информации достигают сотен миллиардов долларов.
Объектами преступных нападений являются люди (сотрудники фирмы), документы, оборудование. Прямым носителем информации могут быть бумажные документы, планы, отчеты, финансовые документы, чертежи, техническая документация, дискеты, кассеты. Кроме того, используются технические средства коммерческого шпионажа. К ним относятся: направляющие микрофоны, закладки мини-радио ("жучки"), звукозаписывающее оборудование, специальные системы наблюдения, камеры, устройства для получения информации с телефонов, устройства для сбора информации через стекло здания. Борьба с подобными угрозами, как правило, может быть эффективной на основе:
Во-первых, соблюдение общих требований режима безопасности,
а во-вторых, создание собственной службы безопасности,
В-третьих, обращения предпринимателей в соответствующие специализированные фирмы и агентства, оказывающие услуги по обеспечению информационной безопасности,
В-четвертых, своевременное информирование правоохранительных органов.
Состав преступления по ст. 183 УК РФ Объект – общественные отношения, возникающие в сфере осуществления экономической деятельности. ВАЖНО в ст. 183 УК РФ знать предмет. Это не просто информация, а сведения, составляющие коммерческую, а также банковскую, налоговую тайну. Объективная сторона – действия, которые объединены понятием «собирание» и «разглашение». К примеру, это может быть кража, подкуп, взлом системы и другие. Состав по ч.1 ст.183 УК РФ формальный: ответственность наступает уже за факт сбора информации (даже если ее не удалось разгласить, передать другим лицам, продать). Субъект – с 16 лет; иногда требуется специальный субъект (лицо, которому такая информация была доверена или же стала известной по работе/службе). Субъективная сторона – прямой умысел. Но ч. 3 и ч.4 ст. 183 УК допускают, что преступление может быть причинено по неосторожности.
Заключение
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различной информации. А в современных условиях информация - это особый вид товара, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую самая ценная информация, которую он использует для достижения целей компании и раскрытие которой может лишить его возможности реализовать эти цели, то есть создает угрозу безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация, если ее раскрыть, может создать такие угрозы, но есть определенная ее часть, которая нуждается в защите.