Файл: Дисциплина Методы активного социальнопсихологического обучения Практическое задание 3, Модуль 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области семейной психологии (1850)
Дисциплина: Методы активного социально-психологического обучения
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности различных направлений социально-психологического обучения
Выполнил:
слушатель Ахмерова Алина Фирдусовна
Преподаватель:
Чеснюк Ирина Васильевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2022
Задание 1. Представьте, что Вам нужно провести 5-дневный обучающий тренинг для учащихся 10-11 классов на одну из тем: «Повышение коммуникативной компетенции», «Повышение уверенности в себе», «Повышение лидерских способностей».
1.1. Составьте алгоритм действий ведущего при разработке программы (сценария) тренинга:
Шаг 1. Предтренинговая диагностика потребности в обучении. Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:
интервью со школьниками;
анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга;
тестирование уровня знаний;
наблюдение на рабочем месте.
Проведение качественной диагностики обеспечит максимальное попадание в потребности группы и ожидани
Шаг 2. Формулирование целей тренинга
Когда проведена предтренинговая диагностика, и мы имеем чёткое представление о запросе и ожиданиях участников, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:
Во-первых, изменение уровня знаний участников тренинга;
Во-вторых, изменения уровня владения навыками;
В-третьих, работа с ограничивающими установками и убеждениями.
Шаг 3. Название тематических блоков тренинга
Когда определились с темой тренинга и сформулировали цели обучения направленные на изменения уровня знаний, уровня развития навыков и изменения установок, задаем вопрос: какие тематические блоки стоит включить в тренинг? Каким должно быть содержание, чтобы в результате обучения цели были достигнуты.
Шаг 4. Формулирование результатов
После того как у нас появились названия тематических блоков, сформулируем результат для участников по каждому блоку. Для это используем глаголы, например:
сформируют;осознают разницу;осознают преимущества;сформулируют;
получат опыт;узнают;изучат;отработают на практике и т.д.
1.2. Разработайте и оформите программу (сценарий) тренинга, включающую: титульный лист, пояснительную записку (актуальность, цели, задачи, форма и методы работы, продолжительность, ожидаемый результат, структура тренинга, структура одного занятия), тематический план, описание упражнений, используемая литература.
5-дневный обучающий тренинг для учащихся 10-11 классов «Повышение уверенности в себе»
Пояснительная записка
Актуальность программы. Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Подростковый возрастной период является очень благоприятным временем для работы с уверенностью. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью подростков в этот период к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Тренинг “Развитие чувства уверенности в себе” направлен на решение следующих задач:
Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
Укрепить чувство собственного достоинства.
Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
Программа тренинга рассчитана на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 5 встреч по 2 – 2,5 часа каждая.
Структура программы
День 1
Тема: “Я в своих глазах и в глазах других”.
Цель – знакомство с группой и с самим собой.
Задачи:
-Знакомство с группой.
-Ввести правила группы.
-Обеспечить средствами самопознания.
-Укрепить чувство собственного достоинства.
-Обучить элементам релаксации.
День 2
Тема: “Я среди других”.
Цель – обучение правильному выражению своих чувств и адекватному восприятию поведения другого.
Задачи:
-Создать комфортный климат для свободного выражения чувств.
-Способствовать осознанию себя.
-Способствовать осознанию участниками своих различных черт.
-Работа с чувствами.
-Развить навыки и умения, необходимые для уверенного поведения.
День 3
Тема: “Мы очень разные и этим интересны друг другу”.
Цель – повышение уверенности в сфере межличностного общения
Задачи:
-Научить понимать друг друга.
-Способствовать осознанию проблем в отношениях с людьми.
-Развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
-Завершение работы группы.
Содержание программы
День 1
1. Знакомство.
Ведущий: “Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем”.
На это отводится максимум 30 минут.
2. Предварительный этап.
Для получения более полной информации об участниках группы предлагаются задания, раскрывающие проблемы неуверенности клиентов.
Ведущий: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства.
На это дается максимум 15 минут.
Ведущий: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства.
На это дается также максимум 15 минут.
Ведущий: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
На это отводится максимум 20 минут.
Ведущий: Обсуждение данных рисунков будет происходить на одном из последующих занятиях.
3. Введение правил.
“Ведущий”: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.
На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.
ПРАВИЛА ГРУППЫ: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.
4. Упражнение 1.
Медитация-визуализация “Судно, на котором я плыву”. [3, стр. 207 - 212]
На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут.
Ведущий: А теперь нарисуйте то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами.
На рисунок дается максимум 20минут.
При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на вопросы, приводимые на странице 211-212 [3]
Ведущий: А теперь по кругу скажите в двух словах: кто как себя чувствует? На этом первый день заканчивается до встречи завтра. (Это говорится за 15 минут до конца занятия).
Задание 2. Заполните таблицу «Типы тренинговых групп».
Основные характеристики | Группы поддержки | Развивающие группы | Обучающие группы |
Основные цели | Группа поддержки призвана организовать поддержку, содействовать обмену информацией, помочь процессу адаптация к новой ситуации развития, создание благоприятных условий для помощи и взаимопомощи | Участники развивающих групп нацелены на осознание себя, освобождение подавленных чувств, расширение самосознания и устранение препятствий в процессе совершенствования личности. | Основной целью участников, приходящих в обучающие группы, является приобретение умений и навыков в какой-либо определенной области. |
Варианты групп | Основным критерием для подбора людей в такие группы служит возраст участников. Существуют группы поддержки для молодых людей, людей среднего возраста и пожилых. С учетом этого разделения тренер и должен строить работу своей группы. | Данный тип группы, в отличие от двух предыдущих, предполагает, что состав участников может быть гетерогенным: различный возраст и опыт, разные задачи и степень осознания проблем – все это может совершенно неожиданным образом обогатить участников | Более эффективными являются обучающие группы с гомогенным составом участников ; и критерием для подбора людей в такие группы должен служить их запрос. |
Возможные формы работы | Молодежную группу поддержки составляют в основном студенты и старшеклассники, стремящиеся поучаствовать в ярких эмоциональных взаимоотношениях, проявить себя, найти друзей. У них пока еще мало собственного опыта для обобщения, поэтому есть смысл сделать упор на интерактивных играх, которые дают хорошую основу для отреагирования чувств и последующего обсуждения. Подходящие для этого игры и упражнения представлены программой «Синтон» . Постепенно процентный состав игр должен уменьшаться в пользу дискуссии. Учитывая возрастные особенности участников, занятия нужно проводить в хорошем темпе, весело, с задором, со стороны тренера возможны провокации. Ведущему все время необходимо следить за тем, чтобы возможность проявить себя была у всех, а не только у лидера. В группы поддержки для людей среднего возраста в подавляющем большинстве входят женщины, желающие найти отдушину среди быта и напряженной деловой жизни. Как правило, у тренера в таких группах нет необходимости занимать участников: у них всегда есть волнующие темы для обсуждения и желание разобраться в насущных проблемах. Основная форма работы в подобных группах – дискуссия; и тренеру необходимо следить только за тем, чтобы предложенная для обсуждения тема принимала вариант, наиболее психотерапевтичный и интересный для всех. | На сегодняшний день наиболее распространены следующие варианты групп: личностно-ориентированные, психоаналитические, гештальтстские, трансактного анализа, психодраматические, психосинтетические, арт-терапии, сказкотерапии и телесной терапии. | Программа обучающего тренинга формируется в соответствии с заказом конкретной группы и включает в себя игры, дискуссии, медитации, предоставление информации, упражнения, направленные на тренировку определенных навыков. Очень эффективно работает на тренингах такого типа видеообратная связь |
Продолжительность работы | продолжительность всех трех вариантов групп поддержки длительная. Лучше всего подходят встречи один раз в неделю в течение нескольких месяцев (лет). Есть положительный опыт работы в женском клубе в течение 7 лет. | Продолжительность развивающих групп, поведение тренера и набор техник зависят от теоретического основания тренинга. | Продолжительность обучающего тренинга ограничена. Очень хорошо работает следующий вариант занятий: 2-3 этапа по 3-5 дней каждый |
Возможные теоретические направления | Конгруэнтность – целостность в своих чувствах, их восприятии и высказываниях о них, отсутствие психологических «защит». ольше всего для поведения тренера подходит гуманистическая ориентация , в рамках которой психотерапевтические отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным принятием, эмпатией и открытостью | При работе в рамках личностно-ориентированной терапии акцент делается на качестве межличностных отношений. Основатель направления К.Роджерс в качестве исходного положения выделил следующую мысль: конструктивному изменению участников способствует определенная атмосфера на тренинге, выражающаяся в постоянной демонстрации ведущим таких качеств, как конгруэнтность, безусловное принятие, эмпатия и открытость. Универсальная цель личностно-ориентированной группы состоит в том, чтобы помочь каждому стать более свободным, осознанным, мыслящим, человечным и стремящимся к самоактуализации. Ответственность за процесс работы в группе лежит в первую очередь на участниках , которые определяют и содержание занятий в группе, и их успешность. А тренер выступает в роли фасилитатора и в качестве модели самораскрывающейся личности. | По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы: Поведенческой терапии; Рационально-эмотивной терапии; Нейро-лингвистического программирования. |
Позиция тренера | Во всех вариантах таких групп позиция тренера – партнерская. В его функции входит объединение людей и создание для их самораскрытия атмосферы доверия и безопасности. | А тренер выступает в роли фасилитатора и в качестве модели самораскрывающейся личности. | Основная роль тренера на обучающих группах – учитель и эксперт; но предоставляя информацию, он должен помнить главный закон тренинга, по которому пользоваться новыми знаниями и умениями участник будет только в том случае, если они станут результатом его личного опыта. |
Основные техники | Основными формами работы с участниками являются дискуссии, обмен опытом, совместная деятельность. Хорошо, если сам тренер также будет иметь зрелый возраст, и просто необходимо, чтобы за его плечами был солидный профессиональный опыт, позволяющий отслеживать все реакции членов группы. | Все техники и упражнения А.И. Копытин разбил на 8 групп: 1. «Работа с материалом» (данная группа техник направлена на развитие воображения, спонтанности, творческих способностей через соприкосновение с рабочим материалом: песком, глиной, цветной бумагой и т.д.). 2. «Практические навыки» (их основная цель – совершенствование когнитивных навыков, связанных с практической деятельностью). 3. «Общие темы» (данная группа нацелена на осознание общезначимых проблем через создание рисунков и коллажей). 4. «Восприятие себя»(эти техники дают возможность отразить через рисунок биографические события). 5. «Парная работа» (эта группа направлена на коррекцию социальных ролей и привычных форм поведения). 6. «Работа с семьей» (упражнения дают возможность исследовать и скорректировать отношения в семье). 7. «Конфликт» (данная группа техник нацелена на коррекцию поведения в конфликтной ситуации). 8. «Сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения» (цель данной группы упражнений – усилить эффект за счет возможностей поэзии, музыки, драмы, танца, медитации). | Одна из основных техник, применяемых на поведенческих тренингах, это - репетиция поведения. Она состоит из ролевого проигрывания сложных ситуаций. В процессе ее последовательно используются: моделирование поведения, элементы оперантного научения, подкрепление и обратная связь. Иногда эта техника обогащается специальными методиками (например, упражнение «Испорченная пластинка» направлено на то, чтобы участник в ролевой игре отстоял свою позицию, не прибегая к обороне и объяснениям . |