Файл: л Фараби атындаы аза лтты Университеті Факультеті ФизикаТехникалы Кафедрасы Электр энергетика Сж таырыбы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі

Әл - Фараби атындағы Қазақ Ұлттық Университеті



Факультеті « Физика-Техникалық»

Кафедрасы «Электр энергетика

СӨЖ

Тақырыбы: Публицистический стиль

Орындаған:Қали Ерғанат, Мырзасейт Ғани,Ниязова Баян

Тексерген:Жанна Советхановна

Aлматы , 2022

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём узко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Функции публицистического стиля:

Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях;

Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Задача речи:

Воздействовать на массовое сознание;

Призывать к действию;

Сообщать информацию.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём
воздействие направлено не только на разум, но и на чувства.

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий




Общими чертами этого стиля можно назвать:

Эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;

Оценочность и уверенность – для заинтересованности;

Логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;

Призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;

Легкое и внятное изложение.

Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:

В лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;

В морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;

Синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.




Публицистический стиль:




Пример:

Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Марат например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во

время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

.

  1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:

Слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;

Термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;

Разговорные слова: образование, дом, обозначил;

Жаргонные слова: зачетка;

Речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;

Фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.

  1. Морфология данного отрывка:

Тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;

Использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;

Можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.

  1. Синтаксис:

Предложения короткие, простой структуры;

Интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;

Неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»