Файл: Протокол 1 от 30. 08. 2021г. Утверждаю директор гапоу схт Н. Ю. Гайструк Приказ от 31. 08. 2021г. 0112116.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области
Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол № 1 от 30.08.2021г. | Утверждаю директор ГАПОУ «СХТ» Н.Ю. Гайструк Приказ от 31.08.2021г. № 01-12/116 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Согласовано комиссией профессиональных дисциплин и модулей по направлениям подготовки «Техника и технология наземного транспорта», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»
составители:
- Т.А. Кудряшова, преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:
- Т.В,Бербасова, методист ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана.
Содержательная экспертиза:
- Г. М. Сворочаева, заместитель директора по учебной работе
Внешняя экспертиза
Субханкулова Римма Ахметовна – преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «БНК» города Бугуруслана Оренбургской области
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.03 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Техническая механика является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина «Техническая механика» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК2, ОК4-ОК5, ОК7, ОК9, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1, ПК4.1-ПК4.2.
OK 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники
ПК 4.1. Осуществлять наладку, регулировку и проверку сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
ПК 4.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание сложного электрического и электромеханического оборудования с электронным управлением
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК1 ОК2 ОК4 ОК5 ОК7 ОК9 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3 ПК 2.1. ПК 4.1. ПК 4.2. | - производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц; - читать кинематические схемы; - определять механические напряжения в элементах конструкции. | - основы технической механики; - виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики; - методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; - основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 72 |
Объем работы обучающегося во взаимодействии с преподавателем | 72 |
в том числе: | |
уроки | 14 |
лекции | |
семинары | - |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 36 |
контрольные работы | 4 |
консультации | 4 |
самостоятельная работа, в т.ч. индивидуальный проект | 12 |
Промежуточная аттестация экзамен 6 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые Элементы компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретическая механика. Статика | 18 | | |
Введение. Основные понятия | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.3, ПК 2.1 |
Введение. О задачах учебной дисциплины в подготовке специалиста. О материи, движении, механическом движении и равновесии. О свободных и несвободных телах, о связях и реакциях связей. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. | |||
Плоская сходящаяся система сил | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3 |
Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил и разложения силы на две составляющие. Определение равнодействующей системы сил графическим способом. Проекции силы на две взаимно- перпендикулярные оси. Определение равнодействующей аналитическим способом. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 1. Плоская сходящаяся система сил. | |||
Пара сил и момент силы относительно точки. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 1.1., ПК 1.2., 4.1., ПК 4.2. |
Пара сил и ее свойства. Момент пары. Эквивалентные пары сил. Сложение пар сил. Условие равновесия пар сил. Момент силы относительно точки. | |||
Практические занятия | 6 | ||
Практическая работа № 2. Определение главного вектора и главного момента плоской системы сил. | 2 | ||
| Практическая работа № 3. Определение реакций опор при различных схемах нагружения. | 2 | |
| Практическая работа № 4. Опоры балочных систем. Определение реакций в опорах. | 2 | |
Пространственная система сил. Центр тяжести. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01 ОК 04, ОК 05, ОК 07, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 4.1. |
Пространственная система сил. Вектор в пространстве. Момент силы относительно оси. Главный вектор и главный момент системы сил в пространстве. Условия равновесия пространственной системы сил. Центр тяжести тела. Центр тяжести составных плоских фигур. Формулы для определения положения центра тяжести плоских фигур | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 5. Определение положения центра тяжести плоской фигуры | |||
Раздел 2. Сопротивление материалов | 20 | | |
Основные положения. Растяжение и сжатие. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 4.2. |
Основные понятия « Сопротивления материалов», гипотезы и допущения. Деформации упругие и пластические. Силы внешние и внутренние. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальные напряжения. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. Определение осевых перемещений. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 6 «Механические испытания материалов». | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 7. «Расчеты заклепочных и сварных соединений». | |||
Кручение. Изгиб | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 2.1. |
Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Рациональное расположение колес на валу. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечного сечения. Напряжения при кручении. Чистый сдвиг Изгиб. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Распределение по сечению. | |||
Практические занятия | 4 | ||
Практическая работа № 8 «Расчет на прочность круглого вала». | 2 | ||
Практическая работа № 9 Выполнение расчетов на прочность и жесткость при кручении. | 2 | ||
Практическая работа № 10. « Внутренние силовые факторы. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов» | 2 | ||
Практическая работа № 11. «Расчет на прочность при изгибе». | 2 | ||
Практическая работа № 12. Расчет вала при совместном действии изгиба и кручения. | 2 | ||
Контрольная работа 1 Теоретическая механика. Сопротивление материалов | 2 | ||
Раздел 3. Элементы кинематики и динамики | 6 | | |
Кинематика. Основные понятия. Кинематика точки и твердого тела. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, , ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.1., ПК 4.1., |
Уравнение движения точки. Скорость и ускорение точки. Виды движения в зависимости от ускорения. Поступательное движение твердого тела. Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. Скорости и ускорения точек вращающегося тела. | |||
Динамика. Основные положения. Работа и мощность. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04 ОК 07, 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 2.1. |
Трение. Виды трения. Законы трения скольжения. Работа и мощность Работа и мощность постоянной силы на прямолинейном пути. Работа и мощность при вращательном движении. Работа силы тяжести. Коэффициент полезного действия. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1.Практическая работа № 13. «Трение, работа и мощность, КПД» | |||
Раздел 4. Детали машин. | 22 | | |
Основные положения. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.2., ПК 1.3, ПК 4.1., ПК 4.2. |
Цели и задачи раздела «Детали машин» Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Критерии и работоспособности. Основные понятия о надежности Общие сведения о передачах Классификация механических передач. Кинематические схемы. Основные характеристики передач. Передачи трением. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 14 «Кинематический и силовой расчет многоступенчатой передачи». | |||
Передачи зацеплением. Зубчатые передачи. Червячные передачи | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.2.,ПК 4.1., ПК 4.2. |
Сравнительная оценка передач зацеплением и передач трением. Общие сведения о зубчатых передачах. Классификация и области применения. Основы зубчатого зацепления. Устройство, геометрические и силовые соотношения червячных передач. Особенности рабочего процесса. КПД передачи. Причины выхода из строя. Основы расчета на прочность. | |||
Практические занятия | | ||
Практическая работа № 15 «Геометрический и силовой расчет цилиндрической прямозубой передачи». | 2 | ||
Практическая работа № 16. «Изучение конструкции червячной передачи. Геометрический и силовой расчет». | 2 | ||
Передачи гибкой связью. Ременная и цепная передачи. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 1.1., ПК 1.2. ПК 4.1., ПК 4.2. |
Общие сведения, принцип работы, устройство и области применения ременных передач Сравнительная оценка передач плоским, клиновым и зубчатым ремнем. Основные параметры , геометрия и кинематические соотношения цепных передач. Приводные цепи и звездочки. | |||
Валы и оси. Муфты. соединения деталей. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ПК 1.1., ПК 2.1., ПК 4.1., ПК 4.2. |
Валы и оси: применение, элементы конструкции, материалы. Муфты. Назначение, классификация и принцип действия муфт основных типов. Соединения деталей. | |||
Подшипники. Общие сведения о редукторах. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ПК 4.1., ПК 4.2. |
Общие сведения. Подшипники скольжения. Конструкции, материалы, области применения. Подшипники качения. Классификация, стандартизация, маркировка. Конструкция, материалы. Типы, назначение и устройство редукторов. Типы, назначение и устройства смазочных устройств. Контрольно- измерительные устройства, используемые при ремонта редукторов. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 17. «Конструкция подшипников и подшипниковых узлов. Определение долговечности подшипников», | |||
Практические занятия | 2 | ||
Практическая работа № 18. «Изучение конструкции редуктора». | |||
Контрольная работа 1 Детали машин | 2 | ||
Промежуточная аттестация | 6 | | |
Всего: | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Техническая механика», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия (комплект плакатов по темам, схемы);
- модели изделий;
- модели передач;
- образцы деталей.
техническими средствами обучения:
- компьютер;
- мультимедиа проектор;
- экран.
Реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Для предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы общедоступные федеральные и иные образовательные онлайн-ресурсы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
-
Аркуша А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов- М.: «Высшая школа», 2008. -
Зиомковский, В. М. Техническая механика : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Зиомковский, И. В. Троицкий ; под научной редакцией В. И. Вешкурцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 288 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10334-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475631
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Сопромат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sopromatt.ru.
2. Лекции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technical-mechanics.narod.ru.
3. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isopromat.ru/.
4. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teh-meh.ucoz.ru.
5. Этюды по математике и механике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etudes.ru.
6.Лекции, расчётно-графические работы, курсовое проектирование, методические указания;[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detalmach.ru/.
7. Иванов М.Н. Детали машин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lib.mexmat.ru›books/.
8.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Кривошапко С.Н., Копнов В.А.Сопротивление материалов. Практикум. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2016.- 353 с.
.2. Эрдеди, А.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учеб. пособ. для СПО / А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. – 13-е изд., стереотип. - М.: Академия
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: Знание основ технической механики | Демонстрирует уверенное владение основами технической механики | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий. Тестирование знаний, контрольные работы. |
Знание видов механизмов, их кинематических и динамических характеристик | Перечисляет виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики | |
Знание методики расчёта элементов конструкций на прочность, жёсткость и устойчивость при различных видах деформации | Демонстрирует знание методик расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформаций | |
Знание основ расчётов механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения | Владеет расчетами механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения | |
Умения: Производить расчёты механических передач и простейших сборочных единиц | Производит расчеты механических передачи простейших сборочных единиц общего назначения | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий. Тестирование знаний, Экзамен |
Умение читать кинематические схемы | Использует кинематические схемы | |
Умение определять напряжения в конструкционных элементах | Производит расчет напряжения в конструкционных элементах |