Файл: Цвети моя станица, Руси частица! Босова Валентина Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Цвети моя станица, Руси частица!»


Босова Валентина Николаевна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Основной общеобразовательной школы № 2

ст.Кардоникской»

Зеленчукский район

ст.Кардоникская

2023 год

Цель

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, чувства любви к родной земле, гордости за своих земляков, ответственного и бережного отношения к культурному и историческому наследию, доставшемуся от предков;

показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

Образовательная: обобщить понятия Родина и малая родина.

Развивающая: развивать у детей устную речь, память, внимание, расширять кругозор;

развивать эстетический вкус и творческое мышление у учащихся;

Воспитательная: воспитание интереса к истории своей станицы;

воспитание уважительного отношения к труду.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма.

Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.

Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивает навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.

«Цвети моя станица, Руси частица!».

Оборудование:

1.Выставка: «Уголок России, отчий дом!»

2.Выставка — просмотр: «Летопись родного края» (предметы старинного быта)

3. Подбор тематических папок по краеведению.

4. Презентация о станице.

План:

1.Вступительное слово- кл.руководителя.

2. Определение темы и цели воспитательного мероприятия .

3. Устный журнал: «Цвети моя станица, Руси частица!»(4 страницы)

1страница: «Здесь Родины моей начало...»(история станицы)- показ

презентации

2страница: «Наши славные земляки...»

3страница: « Гордость нашей станицы — Г.Федосеев (обзор

«Тропой Г. Федосеева»)

4страница: Викторина : «Знаешь ли ты свою станицу?»

3.Чтение стихотворений учениками.

4.Знакомство с предметами выставки старинной утвари.

Цитата:

Опять она, родная сторона!

С её зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна...


Да, только здесь

Могу я быть поэтом.

Н.А.Некрасов

Краеведческие папки:

  1. «Станица Кардоникская»

  2. «Хроники событий нашей станицы»

  3. «Знаменитые люди станицы»

  4. «Врач от бога-Бутов С.П.»

  5. «А.Никулина-наша героическая землячка»

  6. «Юный партизан-Д. Юрченко».

  7. «Писатель, геодезист, картограф- Г.Федосеев»

  8. «Мой край не обошла война» (ветераны Вов)

  9. «Плывет над станицей песня» (о фольклорном ансамбле)

Ход мероприятия

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

- Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет интересное занятие, приготовились к работе.

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Станица родная, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок…и я!

2. Определение темы и цели воспитательного мероприятия . Актуализация опорных знаний.

Я предлагаю Вам посмотреть видеоролик и подумать над темой нашего занятия.

Просмотр видеоролика на стихи песни М.Л. Матусовского « С чего начинается родина?»

Учитель:

О чем это видео?

Учащиеся:

О нашей Родине, о стране, в которой мы живём, о России. (Слайд 3)

Учитель: Родина! Что это значит? Что для вас означает это слово?

Учащиеся:

Это страна, в которой мы живем, люди, которые нас окружают, природа нашей страны, история нашего государства, традиции и праздники нашего народа.

Учитель:

Конечно, слово Родина, означает многое и каждый понимает его по своему.

А как еще называют Родину?

Учащиеся: Отчизна. Отечество. (Слайд 4)

Учитель: верно. А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали, какая она для вас? Вы будете называть прилагательные к слову Родина и передавать сердце соседу. Игра «Передай сердечко и скажи словечко».

Учащиеся: независимая, сильная, неповторимая, незабываемая, любимая, свободная, хорошая, бескрайняя, огромная, прекрасная.

Учитель:

Есть у каждого на свете

Свой родимый уголок

Для меня таким, поверьте,

Стала наша тихая станица.

Раньше я не понимала

И печалилась порой,

Если мама после сада

Нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели,

Мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше

И проснулся интерес:

Про родную и славную станицу



Разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем

Жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может

Обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы

И про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров,

Знаменитых земляков…

Я всё-всё про станицу знаю,

И теперь я понимаю:

Мы должны гордиться ею,

Нашей станицею родной!

-Ребята, попробуйте сформулировать главную мысль, которую передает поэтесса.

Учащиеся формулируют мысли.

Учитель:

О чем же сегодня мы будем с вами беседовать?

Учащиеся: мы будем говорить о своей Родине .

Таким образом, вы самостоятельно сформулировали цель нашей сегодняшней встречи:

- показать значение родины в жизни каждого человека;

- А сейчас посмотрите второй видеоролик и догадайтесь о теме нашего занятия? (Видеоролик «Станица Кардоникская») (слайд 5)

Учащиеся: о станице Кардоникской

Учитель: Да, тема нашего занятия «Цвети моя станица, Руси частица!»

Учитель: Мы будем говорить сегодня о станице, в которой мы живем, о нашей малой родине, о его истории. Как вы понимаете значение этих слов «малая родина»?

Учащиеся: (ответы)

Учитель: Конечно, «малая родина»- это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это наш край, наша станица, улица на которой вы живете, детский сад, в который вы ходили и школа, в которой вы учитесь сейчас. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

3.Устный журнал: «Цвети моя станица, Руси частица!» (слайд 6-8)

    1. Страница устного журнала: «Здесь родины моей начало.... »

В 1825 году по предложению генерала А.П.Ермолова началось подготовка к переселению на Кубань казаков Хоперского и Волжского полка находившихся к тому времени в глубинных районах Ставрополья. Позднее осенью 1827 года хоперцы прибыли на Кубань и основали здесь четыре станицы: Баталпашинскую, Беломечетскую, Невинномысскую, Барсуковскую. В 1829 году русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную лини, строительство которой продолжалось до 60-х годов XIX века. В 1858 году были основаны станицы: Передовая, Сторожевая, Исправная. В 1859 году станицы: Зеленчукская, Кардоникская. В 1860 году Преградная. Все они наряду со станицами Баталпашинской, Усть-Джегутинской, Красногорской, Невинномысской, Отрадной вошли в состав Хоперского полкового округа и были заселены казаками Хоперского и Волжского полков. Казаки станицы Зеленчукской, Кардоникской, Исправной, Сторожевой, Преградной составляли Урупский полк, сформированный в 1858 году. В 1860 году было образовано кубанское казачье войско. В него вошли как «черноморцы» потомки запорожцев, так и «линейны» казаки потомки донцев. Объединенные этой единой военной организацией черноморцы и линейцы образовали ядро кубанского казачества, позже пополнявшегося в результате притока из России и Украины. Многие переселенцы тогда зачислялись в казачество, но к началу XX века это было прекращено, и казачество превратилось в замкнутое сословие со своими особенностями в быте, в традициях. Жизнь в казачьих станицах была суровой и тревожной. Царское правительство отводило казачеству роль ударной силы для осуществления своих планов закрепления на завоёванных землях Кавказа. После окончания войны с турками было начато плановое заселение на Кавказ. Были установлены кордоны, посты для защиты от турков.

И так днем основания станицы Кардоникской согласно данным историка кубанского казачьего войска Ф.А. Щербина считается 14 октября 1859 года. Вначале на берегу реки Кардоник стоял казачий кордон. Место для казачьего кордона было очень удобное не только в военном, но в хозяйственном отношении, так как кордон был расположен на берегу реки (ныне Аксаут) в большой котловине между хребтами. Природа создала здесь свой микроклимат с большим количеством безветренных солнечных дней и влаги, что способствовало выращиванию хороших урожаев овощей и фруктов. Считается, что от слова «кордон» возникло название станицы. Не исключено, что старое название речки было близко современному осетинскому (аланскому) «Кармдон» - что означает - теплая вода. Бытует и другая версия. Когда прибыли с Украины поселенцы, они поселились около реки Ник. А в честь Кардона и реки Ник село получило название Кардоник. Благоприятные условия привлекали в эти места людей и в далекой древности. В 1959 году археолог В. П. Любин в районе станицы нашёл первую в Карачаево-Черкесии и на Ставрополье стоянку человека из среднего палеолита.

Основателями станицы были поселенцы, прибывшие из четырех губерний: Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской. После этого в станице было восстановлено казачество.

Находясь всю жизнь на передовых рубежах, участвуя во всех войнах, которые в то время вела Россия, казаки становились закаленными и опытными войнами всегда готовыми к походам. Служили в войске 20 лет. Служба на Кавказе, постоянное общение с горцами выработали своеобразный этнографический тип кубанского казака, сочетавший в себе элементы как своей традиционной, так и местной кавказской культуры. Одежда казаков делалась по черкесскому обычаю, в моду вошли кавказские кинжалы. Смешение русских и украинцев в станицах сказывалось на языке, сложился своеобразный говор. Он имеет свой основной южнорусский диалект, пестрящий украинским словами и оборотами, называют его кубанским или казачьим языком. Жизнь в казачьих станицах дореволюционное время была тревожной и трудной. В царское время станица не была крепостной.

До революции селом управлял атаман и его помощники, в селе было два писаря. Работали две школы. На всё село было четыре учителя. Было 4 магазина: магазин Харитонова, магазин Кишеева, магазин Макарова, магазин Еремеева. Торговля велась продуктами и материалами. В селе была мельница Федоршина и мельница Павлова. Было два маслосырзавода. Один располагался в том месте, где сейчас находится почта. Владельцем его был Студецов, у него работали батраки. В станице были зажиточные крестьяне и кулаки, например: Семененко, Астахов, Перваков, Нагубный. Крупное хозяйство имел кулак Троцкий. Он имел около 2000 голов овец. Крестьяне занимались земледелием, работали пастухами. Земля обрабатывалась вручную, позже появились плуги, паровые молотилки (их было 8 штук). Часто устраивались ярмарки. Торговали скотом.

В селе была небольшая аптека, работал 1 фельдшер. Кинотеатров и библиотек не было. Свободное время молодежь проводила в Павловой роще. Там устраивали игры и гуляния. .
Строителем первой Покровской церкви станицы был Даниил Астахов и его сын Федор, приписные казаки-станичники. Изначально церковь была деревянной, трехкупольной, "без единого гвоздя". Первые данные об указанной церкви и церковно-приходской школе при ней (49 учеников) датируются 17 января 1895 года.
В августе 1937 года по решению местных властей храм был закрыт. Демонтаж купольных крестов был осуществлен местным жителем Ляпиным. Сами купола были разобраны несколько позднее. Из здания была вынесена вся церковная утварь и элементы внутреннего убранства, а храмовой крыше придали конусообразную форму, разместив в помещении станичный клуб. Впоследствии, бывшую церковь приспособили под зерновой амбар.
С приходом немцев, в 1942 году, храм вновь был открыт по приказу немецкого коменданта. Станичниками была возвращена часть церковных икон, а специально приглашенный священник совершал богослужения. После 1947 года, в результате варварского отношения, деревянное здание Покровской церкви начало разрушаться. А к 1967 году оно было полностью снесено. На ее месте было возведено здание, вместившее в себя правление колхоза, станичные клуб и кинотеатр. Впереди этого комплекса устроена Аллея героев, являвшихся уроженцами Кардоника (Кардоникской станицы) и павших на полях Великой Отечественной войны. Сейчас в станице другой храм. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны местная жительница Сергиенко (урожденная Шевченко) Евгения Герасимовна, переезжая в Кисловодск, продала свое жилище под молельный дом местной православной общине. Впоследствии на этом месте была возведена новая кирпичная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Старые иконы за ветхостью своей частью были отданы жителям станицы, а частью осели в запасниках церкви. Поэтому сейчас на стенах храма преобладают новые образа.
Все изменения и преобразования, которые происходили после революции в России, произошли и в станице Кардоникской.
Первым председателем сельского Совета был Петр Климов.
В станице Кардоникской, как и во всей молодой Советской стране, система сельскохозяйственной кооперации складывалась еще в 1927 году. Первым кооперативным объединением была коммуна «Аврора», председателем её был Сергиенко Артём Тихонович.