Файл: Тема основы микроэкономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИКРОЭКОНОМИКА

2
Оглавление
ТЕМА 1. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ ........................................................................................... 3
1.1. Основные положения микроэкономики
............................................................................................ 3
1.2. Понятие рыночного спроса и факторы, оказывающие влияние на него
................................... 4
1.3. Понятие рыночного предложения и факторы, оказывающие на него влияние
....................... 8
1.4. Рыночное равновесие и механизм его достижения
........................................................................ 11
1.5. Эластичность: общее понятие, виды и показатели
....................................................................... 23
ТЕМА 2. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ: БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ВЫБОР ........... 31
2.1. Бюджетные ограничения потребителя............................................................................................. 31
2.2. Бюджетная линия и её изменение ..................................................................................................... 32
2.3. Влияние правительства на бюджетные ограничения потребителя ........................................... 37
2.4. Потребительские предпочтения ........................................................................................................ 43
2.5. Предельная норма замещения ........................................................................................................... 52
2.6. Оптимальный выбор ........................................................................................................................... 54
2.7. Потребительский спрос ....................................................................................................................... 56
2.8. Выбор налогов ....................................................................................................................................... 58
2.9. Кривые «доход – потребление» и кривые Энгеля .......................................................................... 60
2.10. Кривая «цена – потребление» и кривая спроса ............................................................................ 63
2.11. Выявленные предпочтения потребителя....................................................................................... 63
2.12. Индексы цен ........................................................................................................................................ 64
2.13. Эффект дохода и эффект замещения. Тождество Слуцкого
....................................................... 66
ТЕМА 3. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И КОНКУРЕНЦИЯ ................................................... 83
3.1. Производственная функция ............................................................................................................... 83
3.2. Технологическая норма замещения факторов производства ...................................................... 90
3.3. Издержки производства ...................................................................................................................... 91
3.4. Доход и прибыль фирмы ..................................................................................................................... 97
3.5. Характерные черты рыночных структур ...................................................................................... 103
3.6. Поведение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции .................................... 106
ТЕМА 4. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ......................................... 117
4.1. Поведение монополии ........................................................................................................................ 117
4.2. Олигополистический рынок и его модели .................................................................................... 129
4.3. Рынок монополистической конкуренции ...................................................................................... 140
ТЕМА 5. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ...................... 142
5.1. Причины возникновения внешних эффектов .............................................................................. 142
5.2. Регулирование внешних эффектов ................................................................................................. 150
5.3. Общественные блага .......................................................................................................................... 155


3
ТЕМА 1. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
1.1. Основные положения микроэкономики
В данной теме мы приступаем к изучению деятельности экономических субъектов в условиях рыночной экономики, основу которой составляют товарно- денежные отношения.
Экономическая теория как общественная наука существует долгое время, на протяжении которого уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения. Благодаря этому и появилась возможность выявления и анализа за- кономерностей, характерных для рыночной экономики. С самого начала разви- тия науки одним из основных вопросов признаётся вопрос о сущности и проис- хождении ценности благ, а также о рыночной цене как форме ценности. Эконо- мическая теория называет две группы ученых-экономистов, которые по-разному дают ответ на этот вопрос. В табл. 1.1 представлена характеристика направлений и их представители.
Таблица 1.1
Направления и представители
Направление
Трудовая теория ценности
(стоимости)
Концепция полезности
Определяющая ос- нова ценности блага
Количество и качество живого и овеществленного труда, который затрачен на создание блага
Потребительская полезность, т. е. способность блага удовле- творять потребности человека
Представители
Уильям Петти
Адам Смит
Давид Рикардо
Карл Маркс и др.
Карл Менгер
Уильям Стенли Джевонс
Ойген фон Бём-Баверк
Так, по мнению представителей первой группы, ценность блага прежде всего определяется количеством и качеством живого и овеществленного труда, который затрачивается на его создание. Представители альтернативного направ- ления считали, что основу ценности блага составляет потребительская полез- ность блага, а не затраты производителя на его создание. Оба направления в не-

4 котором смысле дают логично обоснованные аргументы, хотя имеют слабые сто- роны. Поэтому экономической науке потребовался некий синтез двух этих кон- цепций, который соединил положительные стороны обеих теорий и обосновал происхождение ценности. Особое место в работе над единой концепцией при- надлежит Альфреду Маршаллу.
Идея, предложенная А. Маршаллом, заключалась в следующем. Две группы экономических агентов существуют и взаимодействуют на рынке. К пер- вой группе относятся покупатели, предъявляющие рыночный спрос, а ко второй
– продавцы, представляющие рыночное предложение. Поскольку рыночные агенты не имеют стимулов к изменению, то рыночное равновесие является устойчивым. Такая ситуация возможна при равенстве объемов спроса и предло- жения, а действие механизма цен уравновешивает взаимодействие. Эту модель
Маршалл интерпретировал графическим и аналитическим способами, тем самым доказав существование и устойчивость рыночного равновесия.
1.2. Понятие рыночного спроса и факторы,
оказывающие влияние на него
Рыночный спрос
???? (demand) характеризует готовность покупателей при- обретать максимальное количество товаров и услуг в единицу времени по воз- можным на рынке ценам. Тем самым спрос выражает именно платежеспособную потребность покупателя. Количество покупаемого товара называют величиной, или объемом спроса
????
????
. Цена спроса
????
????
– это максимальная цена, которую поку- патель готов заплатить за товар.
Согласно закону спроса с увеличением цены
????
????
на данный товар и при за- данных значениях остальных факторов объем спроса
????
????
уменьшается. Функция спроса от цены
????
????
= ????(????
????
) отражает данную зависимость, которая может быть представлена как графически, так и аналитически (табл. 1.2).


5
Таблица 1.2
Графический и аналитический способы отражения функции спроса
Графический способ
Аналитический способ
????
????

цена i-го товара
????
????
– объем спроса
???? – рыночный спрос
Линейная зависимость:
????
????
= ???? − ????????
????
, (1.1), где
????
????

цена i-го товара;
????
????
– объем спроса;
????, ???? – константы
Функция рыночного спроса показывает зависимость объема спроса на не- кий товар от всех определяющих его факторов. Факторы, оказывающие влияние на спрос, делятся на две группы – ценовые и неценовые. В табл. 1.3 представлены детерминанты (факторы) спроса.
Таблица 1.3
Ценовые и неценовые детерминанты спроса
Ценовые факторы
Неценовые факторы
????
????
– цена данного товара
????
????
, ????
????
– цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары
???? – доход покупателя в рассматриваемый период времени
????накопления покупателя
????– вкусы и предпочтения покупателя
????ожидания покупателя (изменение цен, инфляционные ожида- ния и т. д.)
Следовательно, функциональная зависимость рыночного спроса может быть представлена в следующем виде:
????
????
= ????(????
????
, ????
????
, ????
????
, ????, ????, ????, ????).
(1.2)
Важным фактором, оказывающим влияние на изменение спроса, является доход потребителя. В зависимости от величины дохода у потребителя он будет предъявлять разный спрос на товары. Изменение спроса на товар в зависимости от дохода делит товары на две категории. Первая категория включает те товары,
????
????
????
????

6 спрос на которые растет с увеличением дохода и уменьшается с его сокраще- нием. Такие товары называют нормальными (качественными) товарами. Во второй категории находятся товары, спрос на которые падает с ростом дохода и растет с его падением. Такие товары называют инфериорными (низшими).
Еще один интересный фактор, влияющий на спрос на товары и услуги, – ожидания. По каким-то причинам потребители могут менять свое мнение отно- сительно цен на товары или на их качество в будущем и реагировать изменением потребления в настоящем. Примером может служить появление информации о повышении пошлин на импортные товары. Потребители осознаю́т, что цены на завозимые товары вырастут в будущем, и принимают решение о покупке боль- шего количества товара в настоящее время, пока цены еще остались на прежнем уровне и нет никаких пошлин.
При изменении любого из факторов установится новая зависимость между ценой на данный товар
???? и объемом спроса ????
????
, и таким образом изменится функ- ция спроса от цены. На рис. 1.1 показано отличие изменения спроса
???? от изме- нения объема
????
????
. Графически это выглядит как смещение графика спроса – из положения
????
1
в положение
????
2
(рис. 1.1).
Рис. 1.1. Изменение спроса


7
На графике движение точки A к точке C по кривой спроса
????
1
показывает, что уменьшение цены
???? на товар приводит к увеличению объема спроса ????
????
. Из- менение любого из неценовых факторов (изменение дохода, вкусов и предпочте- ний потребителя) приводит к смещению кривой спроса
????
1
→ ????
2
Таким образом, увеличение спроса означает, что при всех ценах на рынке покупатели готовы приобретать большее количество товара, а сокращение спроса означает, что теперь при всех ценах на рынке покупатели готовы поку- пать меньшее количество товара.
Рассмотрим несколько исключений из закона спроса:
− парадокс Гиффена. В XIX веке в Ирландии английский экономист Р. Гиф- фен заметил, что вследствие неурожая выросла цена картофеля, который являлся основным продуктом питания большей части населения, и рас- ходы на него занимали значительную долю в структуре доходов. Однако рост цены на картофель не только не уменьшил, а наоборот, увеличил его потребление;
− асимметричная информация. Цены на товар выступают сигналом для по- купателей о качестве товара (низкие цены – низкое качество товара, высо- кие цены – высокое качество товара);
− эффект Веблена. Демонстрация «престижного» потребления – товар при- обретается не столько из-за качества, сколько из-за цены;
− эффект ожидаемой инфляции. Рост объема покупок наблюдается в пери- оды экономической нестабильности, когда незначительное увеличение цены провоцирует инфляционные ожидания.
Пример 1.1
Рассмотрим функцию рыночного спроса. Спрос задан уравнением
????
????
(????) = 100 − ????. Предположим, что рыночный спрос создают 100 потребите- лей с одинаковой функцией спроса. Выразите индивидуальный спрос каждого из потребителей.

8
Решение
Пусть
????
????
(????) – индивидуальный спрос. Тогда при суммировании 100 оди- наковых функций при каждом уровне цены получаем
100????
????
(????). Приравняем сумму индивидуальных спросов к рыночному и получим искомое выражение:
100????
????
(????) = ????
????
(????) ⇒ ????
????
(????) =
100 − ????
100
= 1 − 0,01????.
Ответ: функция индивидуального спроса
????
????
(????) = 1 − 0,01????.
1.3. Понятие рыночного предложения и факторы,
оказывающие на него влияние
Переходим к рассмотрению второй стороны рынка – стороны производи- теля. Рыночное предложение
???? (supply) характеризует готовность продавцов по- ставлять максимально возможное количество товаров и услуг в единицу времени по возможным на рынке ценам. Тем самым предложение выражает именно же- лание и возможность продавца. Количество продаваемого товара называют ве- личиной или объемом предложения
????
????
. Цена предложения
????
????
– это минимальная цена, которую продавец готов назначить за товар.
В отличие от рыночного спроса
???? рыночное предложение ???? отражает пря- мую зависимость между ценой на товар и объемом. Согласно закону предложе- ния с увеличением цены
????
????
на данный товар и при заданных значениях остальных факторов объем предложения
????
????
увеличивается. Функция предложения от цены
????
????
= ????(????
????
) отражает данную зависимость. В табл. 1.4 представлены способы от- ражения функции предложения.
Функция рыночного предложения показывает зависимость объема предло- жения на некий товар от всех определяющих его факторов – ценовых и нецено- вых. В табл. 1.5 представлены детерминанты предложения.
Следовательно, функциональная зависимость рыночного предложения мо- жет быть представлена в следующем виде:
????
????
= ????(????
????
, ????
????
, ????
????
, ????, ????, ????, ????).
(1.4)


9
Таблица 1.4
Графический и аналитический способы отражения функции предложения
Графический способ
Аналитический способ
????
????

цена i-го товара
????
????
– объем предложения
???? – рыночное предложение
Линейная зависимость:
????
????
= ???? + ????????
????
, (1.3), где
????
????

цена i-го товара;
????
????
– объем предложения;
????, ???? – константы
Таблица 1.5
Ценовые и неценовые детерминанты предложения
Ценовые факторы
Неценовые факторы
????
????
– цена данного товара
????
????
, ????
????
– цены на взаимозаменяемые и взаимо- дополняемые товары
???? – характеристика применяемой технологии
????ставка налога
????– характеристика природно-климатиче- ских условий производства
????ожидания продавца (изменения цен, ин- фляционные ожидания и т. д.)
В первую очередь на изменение предложения оказывают влияние цены на факторы производства – землю, труд, капитал, информацию (например, доступ к патентованным технологиям). Чем дороже фактор производства, с помощью которого производится товар, тем выше его цена. Сюда же можно отнести тех- нологический фактор: чем более эффективны применяемые технологии, тем больше товара фирма готова производить и тем дешевле продавать.
Ожидания тоже играют немаловажную роль. Например, продавцы могут ожидать изменения спроса на свой товар в зависимости от сезона. Немалая роль отводится и конкуренции на рынке данного товара.
Необходимо различать изменение предложения
???? и изменение величины предложения
????
????
. Между ценой на данный товар
???? и объемом предложения ????
????
установится новая зависимость при изменении любого из факторов (рис. 1.2).
????
????
????
????

10
Изменение величины предложения
????
????
имеет место при изменении цены то- вара и неизменности всех остальных (неценовых) факторов, формирующих предложение. При этом происходит движение вдоль линии предложения.
Рис. 1.2. Изменение предложения
На графике движение точки A к точке C по кривой предложения
????
1
пока- зывает, что увеличение цены
???? на товар приводит к росту объема предложения
????
????
. Изменение любого из неценовых факторов (изменение налоговой ставки, применяемой технологии) приводит к смещению кривой предложения
????
1
→ ????
2
Таким образом, увеличение предложения
???? означает, что при всех ценах на рынке продавцы готовы поставлять на рынок большее количество товара, а со- кращение предложения
???? означает, что теперь при всех ценах на рынке продавцы готовы поставлять меньшее количество товара.
Пример 1.2
Пусть на рынке товара функции предложения трех производителей имеют следующий вид:
????
1
= −10 + 4????, ????
2
= −15 + 2????, ????
3
= 2,5 + 2,5????. Определите величину рыночного предложения при цене, равной 8 ден. ед.
Решение
Способ 1. Находим индивидуальные величи́ны предложения каждой из трех фирм:
????
1
(???? = 8) = −10 + 4 ∙ 8 = 22 ед.;
????
2
(???? = 8) = −15 + 2 ∙ 8 = 1 ед.;
????
3
(???? = 8) = 2,5 + 2,5 ∙ 8 = 22,5 ед.
????
????
????
2
????
1
????
????