Файл: Экосистема инноваций проблемы и перспективы развития.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебных заведений, требующих капитального ремонта, составляет 37-38 %);
• низкий уровень развития научно-исследовательской деятельности в сфере профессионального образования, особенно в высшем образовании, и как следствие, уменьшение потенциала развития научных исследований в России, снижение конкурентоспособности российского образования на международных рынках и инвестиционной привлекательности сферы профессионального образования;
• несоответствие уровня подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым рынком труда;
• отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей привлекать субъектов частного сектора для финансирования деятельности учреждений профессионального образования и активного участия в образовательном процессе на условиях, позволяющих обеспечить соблюдение интересов обеих сторон [14].
Устранение указанных барьеров является необходимым условием дальнейшего развития отношений государства и частного сектора в научно-образовательной сфере.
1.3 Экосистемный подход в инновационной политике
Экосистемный подход рассматривает инновационные системы всех уровней (национального, регионального и др.) как динамичную совокупность организаций и институтов вместе с мобильной совокупностью их многомерных внутренних связей. По одной из трактовок, она включает в себя экономических агентов, их взаимоотношения, а также инновационную среду, состоящую из идей, технологий, правил игры, социальных взаимодействий и культуры. Экосистемный подход в инновационной политике выдвигает ряд важных для экономической политики принципов, расходящихся с установками статичной системной модели. Во-первых, если статичные системы могут регулироваться исключительно методом сверху, путем воздействия государства на организации и институты, то экосистема имеет свои, рыночные механизмы саморазвития, т. е. она управляется методом снизу, что создает предпосылки непрерывности инновационных процессов, устраняя избыточное государственное вмешательство. Во-вторых, экосистемный подход делает акцент не столько на самих участниках системы, сколько на характере и динамике их взаимодействий (друг с другом и с потенциальными участниками), подчеркивая, что именно коллаборация, рассматриваемая как горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями, обеспечивает создание и диффузию потоков знаний, преобразование этих потоков в инновации и дальнейшее распространение новшеств по всей экономике. Хотя экосистемы, в отличие от систем, никак не связаны пространственными границами, коллаборация участников сетей происходит на конкретных территориях и связана с фактором локализации инновационных процессов. Важность этого фактора раньше других осознали в Финляндии и Швеции, где уже в начале 1990-х гг. методом снизу начали создаваться региональные инновационные системы, основанные на сетевых взаимодействиях. В последующие годы скандинавские идеи широко
распространились по всем странам ОЭСР, которые адаптировали их к своей национальной и региональной специфике. Аналогичного подхода к организации инновационных процессов придерживаются и эксперты Всемирного банка. Другими словами, для запуска инновационной модели роста экономике нужна не только современная инфраструктура (научные центры, технопарки, институты развития и др.), но, прежде всего горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями или коллаборация. Наличие такой среды способствует самообразованию различных инновационных экосистем, совокупность которых формирует инновационный ландшафт территории, где на базе переплетения различных сетевых сред зарождаются и циркулируют мощные потоки новых знаний [13]. В XXI веке мир переходит к новому, сетевому укладу, основанному на динамичных горизонтальных взаимодействиях, а мировая экономика и все ее подсистемы стратифицируются в сетевые кластерные структуры — гораздо более гибкие, чем модель иерархии, и одновременно более интегрированные, чем модель рынка. Усложнение строения и повышение пластичности систем призвано придать им способность к саморазвитию на базе непрерывных обновлений, т.е. сделать экономический рост инновационно ориентированным, а соответственно, и более устойчивым.
Лежащая в основе инновационной экосистемы модель «тройной спирали» предполагает наличие трех элементов: наука, производство и государство.
В обществе, основанном на инновациях и научных знаниях, должна быть усилена роль университетов во взаимодействиях с государством и бизнесом. Это определено тем, что отличительно особенностью инновационного развития страны является доминирующая роль в исследованиях и научных разработках университетов, а не отраслевых и корпоративных научных центров. Кроме этого для создания инновационной экосистемы необходимо наличие предприятия мирового уровня, позволяющего коммерциализировать данные научные разработки. Успешная инновационная экосистема нацелена на коммерциализацию инноваций [10]. Инновационные экосистемы построенные на коллаборации, считаются успешными инновационными экосистемами. В основе успешной экосистемы лежит сетевая организационная структура. В современной экономике наиболее положительно себя зарекомендовала сетевая кластерная модель. Роль государства при формировании инновационной экосистемы в России значительна и распространяется не только на создание мер инфраструктурной поддержки, налоговых и неналоговых льгот, а также на четко выраженную инвестиционную поддержку.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Важным условием своего динамичного развития Узбекистан определил ускоренное внедрение современных инновационных технологий во все сферы деятельности. Главной задачей при этом является полноценное использование потенциала отечественной науки и обеспечение выхода на мировой рынок современных технологий, в том числе путем осуществления трансфера и коммерциализации научно-технических разработок. Для этих целей в стране даже создано специальное министерство — Министерство инновационного развития Республики Узбекистан.
2.1 Формирование инновационной экосистемы
В Узбекистане принят стратегический документ, призванный объединить усилия государственных органов и организаций в сфере инновационного развития, — Стратегия инновационного развития на 2019–2021 годы. Основной целью стратегии является укрепление качества человеческого капитала и вхождение республики к 2030 году в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.
Для совершенствования нормативно-правовой базы научной и инновационной деятельности в стране проделана масштабная работа. За последний период Министерство инновационного развития РУ разработало и внедрило более 60 нормативных актов. Два важнейших закона — «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности» сегодня служат прочной основой для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране. Также в прошлом году принята разработанная Мининовацией Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года. Документ определил основы научного и инновационного развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
План поэтапного развития научной сферы (Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года):
- увеличение доли средств, направляемых на науку с 0,2 до 2% от ВВП;
- увеличение доли Узбекистана в общем количестве статей, опубликованных в международных научных журналах, индексируемых в международной научной базе данных Scopus и Web of Science, с 0,008 до 0,2%;
- увеличение вовлеченности молодых специалистов в науку и доведение среднего возраста ученых до 39 лет;
- увеличение состава молодых научных специалистов высшей категории от 11 до 30% в общей численности соискателей в возрасте до 39 лет;
- увеличение доли стоимости машин и оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет в общей стоимости имеющихся машин и оборудования в научно-исследовательских и реализующих разработки организациях с 12 до 50%.
Министерство инновационного развития Республики Узбекистан образовано в 2017 году в целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий.
Впервые в стране налажена система объявления конкурсов стартап-проектов, внедрены механизмы их финансирования, основанные на поддержке на первоначальном этапе и готовности продукта к выходу на рынок. До сегодняшнего дня профинансировано 35 стартап-проектов на общую сумму 33 миллиарда сумов. Организован первый в Узбекистане научный акселератор, поддерживающий проекты на начальном этапе, — C.A.T. Science Accelerator.
Для качественного отбора научных и инновационных проектов на конкурсной основе впервые в стране внедрены новые инструменты проведения технической и научной экспертизы. При Министерстве инновационного развития созданы научно-технические советы, объединяющие более 450 академиков, профессоров и докторов наук по 18 приоритетным направлениям, состав которых периодически обновляется.
Рис. 2.1 Распределение трансферов зарубежных передовых технологий3
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан 2018 года создана новая система коммерциализации научных разработок, направленная на обеспечение ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышение вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны. Для отбора научных и инновационных разработок, привлечения инвесторов для их коммерциализации запущен портал «Заказчик — исследователь — инвестор», в котором зарегистрировано порядка 530 разработок. В 2018–2020 годах с целью развития инновационного предпринимательства, привлечения инвесторов, коммерциализации научных результатов трижды проводилась Международная неделя инновационных идей InnoWeek.
• низкий уровень развития научно-исследовательской деятельности в сфере профессионального образования, особенно в высшем образовании, и как следствие, уменьшение потенциала развития научных исследований в России, снижение конкурентоспособности российского образования на международных рынках и инвестиционной привлекательности сферы профессионального образования;
• несоответствие уровня подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым рынком труда;
• отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей привлекать субъектов частного сектора для финансирования деятельности учреждений профессионального образования и активного участия в образовательном процессе на условиях, позволяющих обеспечить соблюдение интересов обеих сторон [14].
Устранение указанных барьеров является необходимым условием дальнейшего развития отношений государства и частного сектора в научно-образовательной сфере.
1.3 Экосистемный подход в инновационной политике
Экосистемный подход рассматривает инновационные системы всех уровней (национального, регионального и др.) как динамичную совокупность организаций и институтов вместе с мобильной совокупностью их многомерных внутренних связей. По одной из трактовок, она включает в себя экономических агентов, их взаимоотношения, а также инновационную среду, состоящую из идей, технологий, правил игры, социальных взаимодействий и культуры. Экосистемный подход в инновационной политике выдвигает ряд важных для экономической политики принципов, расходящихся с установками статичной системной модели. Во-первых, если статичные системы могут регулироваться исключительно методом сверху, путем воздействия государства на организации и институты, то экосистема имеет свои, рыночные механизмы саморазвития, т. е. она управляется методом снизу, что создает предпосылки непрерывности инновационных процессов, устраняя избыточное государственное вмешательство. Во-вторых, экосистемный подход делает акцент не столько на самих участниках системы, сколько на характере и динамике их взаимодействий (друг с другом и с потенциальными участниками), подчеркивая, что именно коллаборация, рассматриваемая как горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями, обеспечивает создание и диффузию потоков знаний, преобразование этих потоков в инновации и дальнейшее распространение новшеств по всей экономике. Хотя экосистемы, в отличие от систем, никак не связаны пространственными границами, коллаборация участников сетей происходит на конкретных территориях и связана с фактором локализации инновационных процессов. Важность этого фактора раньше других осознали в Финляндии и Швеции, где уже в начале 1990-х гг. методом снизу начали создаваться региональные инновационные системы, основанные на сетевых взаимодействиях. В последующие годы скандинавские идеи широко
распространились по всем странам ОЭСР, которые адаптировали их к своей национальной и региональной специфике. Аналогичного подхода к организации инновационных процессов придерживаются и эксперты Всемирного банка. Другими словами, для запуска инновационной модели роста экономике нужна не только современная инфраструктура (научные центры, технопарки, институты развития и др.), но, прежде всего горизонтально-сетевая среда коммуникаций между всеми секторами и организациями или коллаборация. Наличие такой среды способствует самообразованию различных инновационных экосистем, совокупность которых формирует инновационный ландшафт территории, где на базе переплетения различных сетевых сред зарождаются и циркулируют мощные потоки новых знаний [13]. В XXI веке мир переходит к новому, сетевому укладу, основанному на динамичных горизонтальных взаимодействиях, а мировая экономика и все ее подсистемы стратифицируются в сетевые кластерные структуры — гораздо более гибкие, чем модель иерархии, и одновременно более интегрированные, чем модель рынка. Усложнение строения и повышение пластичности систем призвано придать им способность к саморазвитию на базе непрерывных обновлений, т.е. сделать экономический рост инновационно ориентированным, а соответственно, и более устойчивым.
Лежащая в основе инновационной экосистемы модель «тройной спирали» предполагает наличие трех элементов: наука, производство и государство.
В обществе, основанном на инновациях и научных знаниях, должна быть усилена роль университетов во взаимодействиях с государством и бизнесом. Это определено тем, что отличительно особенностью инновационного развития страны является доминирующая роль в исследованиях и научных разработках университетов, а не отраслевых и корпоративных научных центров. Кроме этого для создания инновационной экосистемы необходимо наличие предприятия мирового уровня, позволяющего коммерциализировать данные научные разработки. Успешная инновационная экосистема нацелена на коммерциализацию инноваций [10]. Инновационные экосистемы построенные на коллаборации, считаются успешными инновационными экосистемами. В основе успешной экосистемы лежит сетевая организационная структура. В современной экономике наиболее положительно себя зарекомендовала сетевая кластерная модель. Роль государства при формировании инновационной экосистемы в России значительна и распространяется не только на создание мер инфраструктурной поддержки, налоговых и неналоговых льгот, а также на четко выраженную инвестиционную поддержку.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ
Важным условием своего динамичного развития Узбекистан определил ускоренное внедрение современных инновационных технологий во все сферы деятельности. Главной задачей при этом является полноценное использование потенциала отечественной науки и обеспечение выхода на мировой рынок современных технологий, в том числе путем осуществления трансфера и коммерциализации научно-технических разработок. Для этих целей в стране даже создано специальное министерство — Министерство инновационного развития Республики Узбекистан.
2.1 Формирование инновационной экосистемы
В Узбекистане принят стратегический документ, призванный объединить усилия государственных органов и организаций в сфере инновационного развития, — Стратегия инновационного развития на 2019–2021 годы. Основной целью стратегии является укрепление качества человеческого капитала и вхождение республики к 2030 году в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.
Для совершенствования нормативно-правовой базы научной и инновационной деятельности в стране проделана масштабная работа. За последний период Министерство инновационного развития РУ разработало и внедрило более 60 нормативных актов. Два важнейших закона — «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности» сегодня служат прочной основой для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране. Также в прошлом году принята разработанная Мининовацией Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года. Документ определил основы научного и инновационного развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
План поэтапного развития научной сферы (Концепция развития науки Республики Узбекистан до 2030 года):
- увеличение доли средств, направляемых на науку с 0,2 до 2% от ВВП;
- увеличение доли Узбекистана в общем количестве статей, опубликованных в международных научных журналах, индексируемых в международной научной базе данных Scopus и Web of Science, с 0,008 до 0,2%;
- увеличение вовлеченности молодых специалистов в науку и доведение среднего возраста ученых до 39 лет;
- увеличение состава молодых научных специалистов высшей категории от 11 до 30% в общей численности соискателей в возрасте до 39 лет;
- увеличение доли стоимости машин и оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет в общей стоимости имеющихся машин и оборудования в научно-исследовательских и реализующих разработки организациях с 12 до 50%.
Министерство инновационного развития Республики Узбекистан образовано в 2017 году в целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий.
Впервые в стране налажена система объявления конкурсов стартап-проектов, внедрены механизмы их финансирования, основанные на поддержке на первоначальном этапе и готовности продукта к выходу на рынок. До сегодняшнего дня профинансировано 35 стартап-проектов на общую сумму 33 миллиарда сумов. Организован первый в Узбекистане научный акселератор, поддерживающий проекты на начальном этапе, — C.A.T. Science Accelerator.
Для качественного отбора научных и инновационных проектов на конкурсной основе впервые в стране внедрены новые инструменты проведения технической и научной экспертизы. При Министерстве инновационного развития созданы научно-технические советы, объединяющие более 450 академиков, профессоров и докторов наук по 18 приоритетным направлениям, состав которых периодически обновляется.
Рис. 2.1 Распределение трансферов зарубежных передовых технологий3
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан 2018 года создана новая система коммерциализации научных разработок, направленная на обеспечение ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышение вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны. Для отбора научных и инновационных разработок, привлечения инвесторов для их коммерциализации запущен портал «Заказчик — исследователь — инвестор», в котором зарегистрировано порядка 530 разработок. В 2018–2020 годах с целью развития инновационного предпринимательства, привлечения инвесторов, коммерциализации научных результатов трижды проводилась Международная неделя инновационных идей InnoWeek.