Файл: Курсовой проект 13 от 14. 09. 2017 г. Введение 2 1 Технологическая часть 1 Технологическая схема нпс. Работа станции 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1459
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Задание на курсовой проект № 13 от 14.09.2017 г.
Введение 2
1 Технологическая часть
1.1 Технологическая схема НПС. Работа станции 4
1.2 Виды потерь при транспорте и хранении 7
1.3 Мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов от испарения 10
1.4 Описание выбранного метода борьбы с потерями. Система УЛФ 16
2 Расчетная часть
2.1 Расчет потерь от малых дыханий 20
Список использованных источников 29
Введение
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
При транспортировании газа и нефти по трубопроводам потери перекачиваемых продуктов (по сравнению с другими видами транспорта) минимальны благодаря высокой степени герметизации трубопроводов и перекачивающего оборудования. Непрерывность и равномерность подачи продукта по трубопроводу позволяет обеспечить ритмичную четкую работу производств, получающих топливо (или сырье) по трубопроводам. Отметим и такой важный фактор, как возможность быстрого строительства трубопроводов большой протяженности в самых сложных условиях. Ни автодороги, ни тем более железные дороги невозможно (при одинаковых затратах) построить в столь сжатые сроки, как трубопроводы. При этом следует иметь в виду, что постройки одной дороги мало; необходим парк цистерн, 'резервуаров, локомотивов, и т. д., создание которого также требует времени.
Протяженность трубопроводных магистралей России постоянно увеличивается, осуществляются модернизация и техническое перевооружение ранее построенных трубопроводов, внедряются современные средства связи и управления совершенствуются технологии транспорта высоковязких и застывающих нефтей сооружения и ремонта объектов магистральных нефтепроводов.
На протяжении всего трубопровода имеются нефтеперекачивающие станции (НПС). НПС необходимы для создания и поддержания в трубопроводе напора, достаточного для обеспечения транспортировки нефти. Основное назначение каждой нефтеперекачивающей станции состоит в том, чтобы забрать нефть из сечения трубопровода с низким напором, с помощью насосов увеличить этот напор и затем ввести нефть в сечение трубопровода с высоким напором. Основными элементами НПС являются насосные агрегаты, резервуары, системы подводящих и распределительных трубопроводов, узлы учета, устройства приема и пуска очистных устройств и поточных средств диагностики, а также системы смазки, вентиляции, отопления, энергоснабжения, водоснабжения, автоматики, телемеханики и т.п. Резервуары на НПС предназначены для хранения некоторого количества нефти для обеспечения его бесперебойной поставки по трубопроводу.
Однако при хранении нефти в резервуарах происходит испарение его легких фракций и потеря их при вентиляции газового пространства. Для борьбы с потерями разработаны методы уменьшения потерь на НПС которые рассмотрены ниже. В связи с актуальностью темы уменьшения потерь в данном курсовом проекте рассмотрены методы борьбы с потерями на НПС «Екатеринбург».
1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Технологическая схема НПС. Работа станции
Нефтеперекачивающая станция - это сложный комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения перекачки заданного количества нефти или нефтепродуктов, подразделяющийся на головные и промежуточные. Перекачивающие станции размещаются по трассе трубопровода на расстоянии 80-150 км. одна от другой. Расстояние между станциями определяют путем гидравлического расчета в зависимости от рабочего давления и пропускной способности нефтепродуктопровода [1 стр.7-8].
Головная (ГНПС) - начальная на магистральном нефтепродуктопроводе нефтеперекачивающая станция с резервуарным парком, располагается вблизи нефтяных сборных промыслов (МНП) или нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и предназначается для приема нефти или нефтепродуктов, для обеспечения их дальнейшей перекачки по трубопроводу.
В состав головной ГНПС входят:
- резервуарный парк;
- подпорная насосная;
- насосная станция с магистральными насосными агрегатами и системой смазки, охлаждения и откачки утечек;
- фильтры-грязеуловители;
- фильтры-решетки;
- узел регулирования давления;
- узлы с предохранительными устройствами;
- узел учета (в случае необходимости ведения оперативного контроля прохождения нефти через промежуточные станции);
- технологические трубопроводы;
- системы водоснабжения, теплоснабжения, вентиляции, канализации,
пожаротушения, электроснабжения, автоматики, телемеханики, АСУ, связи, производственно-бытовые здания и сооружения.
I - камера приема средств очистки и диагностики; II - площадка фильтров-грязеуловителей; III - узел предохранительных устройств; IV, VII - узел учета; V - резервуарный парк; VI - подпорная насосная; VIII - магистральная насосная; IX - узел регуляторов давления; X - камера пуска средств очистки и диагностики; XI - емкость сбора утечек с погружным насосом; XII - байпасная (обводная) линия
Рисунок 1 – Принципиальная технологическая схема
НПС «Екатеринбург»
Промежуточная НПC «Екатеринбург»— нефтеперекачивающая станция, осуществляющая повышение давления перекачиваемой жидкости в магистральном нефтепроводе. Промежуточная НПС может иметь резервуарный парк, в рассматриваемом НПС «Екатеринбург» имеется 4 резервуара объемом 10000 м3.
В состав НПС входят:
-
насосные с магистральными и подпорными насосными агрегатами; -
резервуарные парки;
-
системы водоснабжения, теплоснабжения, канализации, пожаротушения, электроснабжения, автоматики, телемеханики, связи; -
технологические трубопроводы; -
печи подогрева нефти; -
узлы учета; -
производственно-бытовые здания, сооружения и другие объекты.
Насосная — сооружение нефтеперекачивающей станции, в котором устанавливается основное (магистральные, подпорные насосы, электродвигатели) и вспомогательное (системы смазки, охлаждение, подачи топлива, контроля и защит) оборудование. По исполнению насосные могут быть: на открытой площадке; в капитальном помещении; в блочном и блочно-модульном исполнении.
Резервуарный парк — комплекс взаимосвязанных отдельных или групп резервуаров для хранения или накопления жидких продуктов (нефти, нефтепродуктов, жидких углеводородов, химических продуктов, воды и др.); оборудуется технологическими трубопроводами, запорной арматурой, насосными установками для внутрипарковых перекачек, системами сокращения потерь продуктов, безопасности, пожаротушения и средствами автоматизации.
Резервуарные парки обеспечивают равномерную загрузку магистральных трубопроводов, компенсацию пиковых и сезонных неравномерностей потребления нефтепродуктов промышленными районами и городами, накопление запасов аварийного и стратегического резерва, для технологических операций по смешению, подогреву и доведению продуктов до определённой кондиции и могут использоваться при товарно-коммерческих операциях для замеров количества продуктов.
Конечные пункты магистральных нефтепроводов служат для приемки контроля качества нефти, приемки и отгрузки или распределения их в районы потребления. Поэтому вместимость резервуарных парков конечных пунктов проектируются исходя из необходимости выравнивать неравномерность отгрузки нефтепродукта потребителям.
1.2 Виды потерь при транспорте и хранении
Потери нефти имеются как при транспорте, так и при хранении их. Величина потерь иногда достигает больших размеров (2—5%), что наносит значительный ущерб нефтяной промышленности.
Наряду с потерей количества теряется и качество нефтепродуктов, так как в первую очередь испаряются наиболее ценные легкие фракции нефти. В результате, ухудшается физико-химическая характеристика топлива, например, увеличивается плотность жидкости и снижается величина упругости паров.
Потери нефти возникают при хранении в резервуарах, а также в результате утечек и аварий. По характеру потерь они подразделяются на эксплуатационные и аварийные потери.
Эксплуатационные потери, в свою очередь, делятся на количественные, качественно-количественные и качественные.
Количественные потери, это потери от утечек и разливов. Утечки возникают в результате различных плотностей в резервуарах, трубопроводах, насосах, арматуре и в другом оборудовании; разливы нефти имеются главным образом при отпускных операциях в результате переполнения наливаемой тары, при неисправных сливно-наливных устройствах, при выпуске подтоварной воды, а также при переполнении резервуаров, хранилищ, нефтеналивных судов и различных емкостей.
К качественным относятся потери от загрязнения нефти механическими примесями и их обводнения. Основные причины этих потерь содержание серы и воды в нефти а так же нарушения эксплуатационного режима перекачки. К этим же причинам относится изменение качества нефти за счет окисления в условиях хранения и транспортировки. Контакт с кислородом воздуха, металлами, проникновение света в хранилище, а также повышение температуры приводит к тому, что наиболее активная часть соединений вступает в реакцию окисления, обусловливающую образование смол и нерастворимых осадков.
К качественно-количественным относятся потери, при которых происходит количественная потеря с одновременным ухудшением качества остающегося продукта. Это получается главным образом при испарении нефти. Чем легче нефть, тем больше потери от испарения и тем заметнее ухудшается их эксплуатационная характеристика. Например, при одинаковых условиях потери от испарения легкой нефти в десятки раз больше потерь от испарения тяжелых сортов нефти. Потери зависят не только от качества нефтепродуктов, но и от способа их хранения. Так, потери из открытых резервуаров во много раз больше потерь из герметизированных. То же относится и к наземным резервуарам, в которых потери при хранении больше, чем в заглубленных резервуарах или в подземных хранилищах, отличающихся более благоприятными температурными условиями. В наземных резервуарах, окрашенных в светлые лучеотражающие тона, потери меньше, чем в неокрашенных резервуарах или окрашенных в темные цвета. [2 стр175-186]
Потери от испарения происходят по следующим причинам:
-
Потери от вентиляции газового пространства. Если в крыше резервуара имеются в двух местах отверстия, расположенные на некотором расстоянии по вертикали, то более тяжелые нефтяные пары будут выходить через нижнее отверстие, а атмосферный воздух будет входить через верхнее отверстие. Установится естественная циркуляция воздуха и нефтяных паров в резервуаре, образуются так называемые газовые сифоны. -
Потери от больших «дыхании» - от вытеснения паров нефти из газового пространства закачиваемой нефтью. Нефть, поступая в резервуар, сжимает паровоздушную смесь до давления, на которое установлена арматура. Как только давление станет равным расчетному давлению дыхательного клапана, из резервуара будут выходить пары нефти, начнется большое «дыхание» («выдох»). Если давление газа в резервуаре большой ёмкости превысит допустимое, например 2000 Па. то возможно разрушение его конструкции. -
При откачке нефти из резервуара происходит обратное явление: как только вакуум в резервуаре станет равным вакууму, на который установлен дыхательный клапан, в газовое пространство начнет входить атмосферный воздух - происходит «вдох». -
Потери от «обратного выдоха». Вошедший в резервуар воздух начнет насыщаться парами нефти. Количество газов в резервуаре будет увеличиваться: поэтому по окончании «вдоха», спустя некоторое время, из резервуара может произойти «обратный выдох» - выход насыщающейся газовой смеси. -
Потери от насыщения газового пространства. Если в пустой резервуар содержащий только воздух, залить небольшое количество нефти, последний начнет испаряться и насыщать газовое пространство. Паровоздушная смесь будет увеличиваться в объеме, и часть ее может покинуть резервуар. -
Потери от малых «дыханий» происходят в результате следующих причин:
-
из-за повышения температуры газового пространства в дневное время (при нагреве солнечными лучами). Паровоздушная смесь стремится расшириться, концентрация паров нефти повышается, давление растет. Когда давление в резервуаре станет равным давлению, на которое установлен дыхательный клапан, он открывается и из резервуара начинает выходить паровоздушная смесь - происходит «выдох». В ночное время из-за снижения температуры часть паров конденсируется, паровоздушная смесь сжимается, в газовом пространстве создается вакуум, дыхательный клапан открывается и в резервуар входит атмосферный воздух - происходит «вдох»: -
из-за снижения атмосферного давления. При этом разность давлений атмосферного и в газовом пространстве резервуара может превысить перепад давлений, на который установлен дыхательный клапан, он откроется и произойдет «выдох» (барометрические малые «дыхания»). При повышении атмосферного давления может произойти «вдох».