Файл: Кочергина Елена Сергеевна Место работы мбу Школа 91 общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Кочергина Елена Сергеевна |
Место работы | МБУ «Школа №91» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Духовная культура (Общество как мир культуры) |
Тема урока | Образование |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки. | |
Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | |
Предметные:Владетьзнаниями об особенностях профессиональной деятельности в области науки. Определятьсмысл, различать признаки научных понятий «образование», «наука». Использоватьпонятийный аппарат при анализе и оценке достижений российской науки при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний. Классифицироватьвиды наук; виды и уровни образования в Российской Федерации. Характеризоватьпричины и последствия возрастания роли науки в современном обществе, функции образования и науки как социальных институтов. Представлятьв виде схемы систему российского образования. Вестицеленаправленный поиск необходимых сведений о роли науки в современном обществе, о применении научных достижений в различных сферах жизни человека. Использоватьзнания о системе образования в Российской Федерации, непрерывности образования в целях успешного выполнения социальной роли обучающегося. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Образование, приоритетность образования, общее и профессиональное образование в РФ, самообразование | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Презентация", "Параграф учебника", "Интерактивный справочник терминов и понятий", "Кейсы по работе с информацией", " Бланк взаимооценки работы в группе» "Вопросы в формате ГИА", "Чек-лист". |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель выдает учащимся жетоны разной формы при входе в учебный кабинет, делит класс на группы. Начинает показ презентации. Получают жетоны разной формы, что позволяет поделить класс на четыре группы. Занимают соответствующие места в классе. Записывают тему урока. Задает вопрос «Для чего мы учимся?» Слушает ответы учащихся, правильные ответы выводит на экран. Определяет цели и задачи урока. Предлагает найти в тексте параграфа определение термина «образование» и объяснить в чем заключается его целенаправленность. Характеризует образовательные ступени в РФ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводит игру «Что я буду изучать?». Подводит детей к пониманию необходимости изучения различных предметных областей. Формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте. И гра «Что я буду изучать?». Каждой группе предлагаются на выбор четыре области знания. Выбрать можно от одной до четырех, затем нужно обосновать свой выбор. На обсуждение дается одна минута. Задача подвести учащихся к пониманию того, что для получения разностороннего образования необходимо изучать все области знания.Затем учитель задает вопрос, почему из девяти секций заполнено только четыре и поясняет, что в XIX веке для большинства детей изучение многих предметов было недоступно. Учитель формулирует задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте и поясняет, что требования к школьному образованию в современной России изменились в соответствии с требованиями времени и социальным развитием общества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Звучит отрывок песни «Учат в школе») Как выдумаете: о чем у нас пойдет разговор на уроке? Правильно о школе, об образовании. Кто автор строк «Мы все учились по не многу, чему-нибудь и как ни будь»? (А. Пушкин «Евгений Онегин») Проанализируйте цитату на предмет целеполагания и сформулируйте образовательные задачи на сегодняшний урок Учащиеся формулируют тему урока, цели м задачи. Чему-нибудь- типы и виды общего образования, как ни будь – ступени, формы получения образования, отметочная система | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель показывает презентацию, рассказывает о деятельности С.А. Рачинского и особенностях его школы. Формулирует понятия «гуманист», «просветитель», «меценат». Работа в группах: Учитель выдает кейсы, ставит задачу, наблюдает за групповой работой учащихся. Отвечает на вопросы. Каждая группа получает кейс-задание (Приложение 1-4). Анализируют и сравнивают содержание предложенных документов, заполняют рабочий лист, готовят выступление перед классом. Учитель наблюдает за работой групп, консультирует учащихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель вместе с учащимися слушает доклады каждой группы, анализирует их деятельность. Один ученик из каждой группы представляет результат работы. Анализируют свою работу на уроке. Оценивают результат работы каждого участника группы в соответствии с предложенными критериями. Вносят оценки в бланк. Дает домашнее задание, комментирует его. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения форм духовной культуры? Образование, государство, банк, искусство, нация. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №№ 2, указав номер задания. 4.В ходе социологического опроса граждан страны Z им задавали вопрос: «Какие задачи должна решать современная школа?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов №№ 2, указав номер задания.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте текст, найдите ответы на вопросы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель спрашивает какие области знания не изучались в сельской школе С.А. Рачинского, слушает ответы и демонстрирует правильные на экране. Раздает бланки с тестами (Чек листы). Подводит итоги урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложение 1-4.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.
Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.
Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:
-
осознание значения математики в повседневной жизни человека; -
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; -
понимание роли информационных процессов в современном мире; -
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
«С поля за карандашом и бумагой не побежишь»
Изучение точных наук в сельской школе С.А. Рачинского
… В школе Рачинского решали арифметические задачи на устный счет… Арифметические задачи, решаемые в уме, ученики особенно любили. Было заведено так, что сам Рачинский сидел или стоял в сторонке, а тот, кто решит написанную на большой черной доске задачу, подбегает к нему и шепчет на ухо ответ. Если решение верно, мальчик становится по правую руку учителя, если неверно - по левую. Желая поощрить наиболее смышленых детей, Рачинский оделял пряниками тех, кто быстрее всех шептал ему на ухо правильный ответ. Эти задачи были напечатаны в особой книжке «1001 задача для устного счета».
… Содержание образования в начальной сельской школе Рачинский ограничивает русской грамотой и арифметикой целых чисел. Понимая невозможность усвоения слишком большого объема знаний, он делает упор на образование и приобретение практических навыков и умений.
… При изучении арифметических действий Рачинский рекомендовал обратить внимание на решение письменных и устных задач. Главная цель, имеющая практическое приложение к крестьянскому быту, была – научить детей устному счету. Для сельского населения это умение было незаменимым как в торговле, так и в землемерных работах.
Сергей Александрович издал сборник «1001 задача для умственного счета», который пользовался большой популярностью в России и несколько раз переиздавался.
Нилова Г. Педагогическое наследие С.А. Рачинского и современная сельская школа // Материалы областной научно-практической конференции. – Тверь. - 2003.
… Ученики Рачинского прекрасно знали арифметику. Они легко и быстро решали самые разные задачи. Особенно нравился им устный счет.
Об обучении своих учеников устному счету Сергей Александрович рассказал, в частности, в своей книге «Сельская школа».
«Посторонних посетителей, изредка заглядывающих в мою школу, всего более поражает умственный счет ее учеников. Та быстрота и легкость, с которой они производят в уме умножения и деления, обращаются с мерами квадратными и кубическими, соображают данные сложной задачи, то радостное оживление, с которым они предаются этой умственной гимнастике, наводят на мысль, что в этой школе употребляются особые усовершенствованные приемы для преподавания арифметики, что я обладаю в этом отношении каким то особым искусством или секретом».
Далее Рачинский писал: «Почти всегда у хороших счетчиков оказывается и художественная струнка. Этому обстоятельству, впрочем, особого значения придавать нельзя. Крестьянские дети тем и отличаются от детей высших сословий, что односторон- ние способности встречаются у них весьма редко. Тот из них, который способен к пению, непременно окажется способным и по арифметике, и по русскому языку, — и наоборот, мальчики, умственно слабые, редко имеют какие либо художественные способности и склонности. Эта соразмерность дарований распространяется даже на сферу нравственную и придает этим детям их особенную привлекательность».
Баврин И. И. Сельский учитель С. А. Рачинский и его задачи для умственного счета. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
… Сергей Александрович, составляя свои задачи для устного счёта, стремился совместить в них практику устных вычислений с необходимостью отыскивать верный путь к решению. Чтобы детям были понятны условия задач, он неизменно использовал житейские, бытовые ситуации.
Ведь вычисление длины, веса, цены и количества труда люди в быту производят достаточно часто. Решая такие задачи, дети не только расширяли свой кругозор, но и прочно усваивали действующие в то время соотношения мер и весов, что создавало отличную базу знаний для дальнейшей жизни. Максимально короткое и простое для детского понимания условие задачи делало ненужным различные уточнения, отвлекающие от сути.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов
Фамилия, имя участника группы | Принимал активное участие в работе группы | Нашел и выделил нужную информацию в тексте | Логично, доступно, четко изложил информацию в письменной форме | Логично, доступно, четко изложил информацию в устной форме | Умеет сотрудничать в группе, вести диалог |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Класс | Фамилия Имя |
| |
1. Установите соответствие:
Человек, который на собственные средства способствует развитию науки, культуры, образования
ГУМАНИСТ
Распространитель знаний, просвещения