Файл: Буллинг в подростковой среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 925

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итоговый индивидуальный проект на тему: «Буллинг в подростковой среде»

Ученицы 10 А класса МОУ Гимназии № 1 Жидовой Анастасии

Руководитель ИИП: Фролова

Любовь Викторовна

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………

2.Глава I. Теоретический этап ……………………………………………………

2.1. Дать определение понятию «буллинг» …………………………………….

2.2. Выявить типы и участников буллинга среди подростков ………………...

3.Глава II. Практический этап …………………………………………………...

3.1. Предложить способы профилактике буллинга …………………………….

3.2. Провести тестирование по заданной проблематике «буллинг» ………….

3.3 Анализ результатов исследования «буллинг среди подростков» ………

4.Глава III. Заключительный этап ……………………………………………….

5. Список литературы …………………………………………………………….

6. Приложение …………………………………………………………………….

1

Введение

За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть. у многих детей возникают трудности и проблемы. Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. В большинстве случаев, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть. Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей, насмешками, угрозами. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами. Это обусловило выбор темы моего индивидуального итогового проекта: «Тема буллинга в подростковой среде»


Объект исследования: буллинг в подростковой среде

Предмет исследования: типы участников буллинга среди подростков

Я выдвинула гипотезу: использование результатов нашего проекта позволит проводить профилактику буллинга в подростковой среде и даст возможность уменьшить проблему буллинга среди подростков.

Цель: профилактика буллинга в подростковом возрасте

Задачи:

  1. Дать определение понятию «буллинг»;

  2. Выявить типы и участников буллинга среди подростков;

  3. Предложить способы профилактике буллинга

  4. Провести тестирование по заданной проблематике «буллинг»;

  5. Анализ результатов исследования «буллинг среди подростков»

Методы исследования:

  1. сбор и изучение теоретического материала;

  2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации

  3. диагностика учащихся и обработка результатов;

  4. анонимное анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность:

В подростковом возрасте у многих детей возникают трудности и проблемы. Большинство из них находятся в наблюдении и тщательном изучении, но в ряду разнообразных проблем, должное внимание получил буллинг - постоянная травля, террор любого вида. Проблема профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах. Последствие буллинга оказывает серьёзное влияние на жизнь каждого ребёнка и общества в целом.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.

Является важным не допустить переход обычных подростковых конфликтов в более опасную форму, такую как буллинг. Непосредственно, имеется проблема последствий буллинга, которая складывается у «жертвы». Последствия могут нести психологический и физический характер. Примеры последствий: потеря уверенности в себе, психологические отклонения, психосоматические заболевания, может выступать причиной совершения самоубийства. Также существует сложности в изучении данной темы. В теоретическом плане имеется сложность в связи с объяснением самого феномена. Мало изучены термины, такие как: конфликт, жертва, обидчик, агрессия и сама психология. Сложно выяснить особенности буллинга во всех его аспектах, так как объяснение буллинга не всегда учитывает возраст. Буллинг чаще всего встречается в подростковом возрасте, но это не означает, что взрослые люди не ощущают буллинга со стороны окружающих. В 21 веке буллинг вышел на новую ступень эволюции – кибербуллинг, травля, происходящая в Интернете.



3

Глава I. Теоретическая часть

Что такое буллинг?

Буллинг — это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Буллинг — это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Особенности буллинга:

  • Отношения в ситуациях буллинга неравновесны и ассиметричны. На одной стороне находится агрессор, имеющий достаточно выраженную физическую или психологическую силу и власть. На другой стороне находится жертва, который не обладает такой силой и властью. При этом для уравновешивания отношений жертве необходима поддержка и помощь со стороны близкого окружения. Для жертвы буллинг всегда несет негативные последствия, нарушается душевное равновесие, снижается самооценка, разрушается самоуважение.

  • Буллинг затрагивает не только агрессора и жертву, но и все их ближайшее окружение.

  • Буллинг возможен только с молчаливого согласия окружающих, прежде всего одноклассников.

  • Буллинг не может прекратиться сам по себе, ситуация не может исчезнуть. Для прекращения ситуации буллинга необходимо вмешательство извне. Помощь потребуется не только жертве, но и свидетелям, и самому агрессору.

Виды буллинга:

1. Вербальная (словесная) травля – насмешки, присвоение кличек, высмеивание, унижение в присутствие других.

2. Социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция (с ребенком отказываются играть, не хотят сидеть за одной партой).

3. Физическое насилие – избиение, шлепки, подзатыльники, порча вещей.

4. Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующих данных. Делятся на внешние и внутренние.

Причины буллинга:

Внешние причины буллинга мало зависят от участников травли и обусловлены социальными, экономическими и культуральными явлениями. Внутренние причины определяются биологическими и психологическими факторами. Биологические факторы оказывают опосредованное влияние на поведение человека.

Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной и эндокринной систем могут приводить к высокой степени эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости. Психологические факторы разнообразны.


  • На отношение ребенка к травле влияют значимые взрослые, формируя его представление о себе.

  • Индивидуальные особенности ребенка-обидчика, его желание самоутверждаться за счет другого.

  • Особенности межличностных отношений между детьми. Травля в данном случае возникает как способ сведения счетов.

  • Низкая школьная мотивация. Бездеятельность ребенка приводит к поиску острых впечатлений.

Выделяют 3 основных участников буллинга: жертвы, обидчики, наблюдатели.

ЖЕРТВЫ. В роли жертвы ребенок может находиться постоянно и эпизодически. Чаще всего это:

  • Школьники с неразвитыми социальными навыками.

  • Дети с физическими недостатками (рыжие волосы, полнота, худоба, кривые зубы и др.), с яркими особенностями поведения (замкнутые, легко возбудимые).

  • Часто болеющие дети, так как мало времени проводят в классе.

ОБИДЧИКИ также имеют отличительные черты.

  • Часто это дети, страдающие от насилия в семье и компенсирующие свои страдания насилием над более слабыми.

  • Дети, стремящиеся к лидерству, но не способные самоутвердиться социально приемлемыми способами за счет учебы, спорта, общественной деятельности.

  • Дети из семей, в которых процветают идеи шовинизма, ксенофобии, снобизма.

НАБЛЮДАТЕЛИ. Это взрослые и дети, боящиеся вмешиваться. Д.Ольвеус выделил 3 вида наблюдателей:

  • Нейтральные – сами в конфликте не участвуют, отстраняясь от него.

  • Провоцирующие – сами не применяют агрессию, но провоцируют насилие и травлю (делают ставки на победителя, снимают видео).

  • Сочувствующие – с происходящим не согласны, но предпочитают отмалчиваться, не вмешиваться.

Причины и мотивы буллинга:

педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль)


К мотивам буллинга относятся:

  • зависть;

  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

  • самоутверждение в коллективе;

  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Буллинг в некоторой степени схож с конфликтами, но имеет существенные отличия:

  • неравные силы (в конфликте у двух сторон равные силы; в буллинге сила на стороне обидчика)

  • повторяемость действия (буллинг в отличие от ссоры повторяется регулярно)

  • возникновение (конфликт появляется случайно и сопровождается бурными сдерживаемыми эмоций; травля – это намеренное регулярное унижение одного человека другим человеком или группой людей)

  • решение (конфликт всегда можно уладить, травлю же следует прекратить)

Ни для кого не секрет, что в 21 веке сфера Интернета быстро и стремительно развивается. Интернет служит средством поиска информации, но и вдобавок является средством связи. Данное направление травли представляет наибольшую опасность, ведь обидчик чувствует большую безнаказанность и не видит последствия своего поступка.

Также есть разновидность буллинга: Кибербуллинг — это оскорбления, травля, запугивание, высказываемые жертве с помощью средств электронной связи (сообщения электронной почты, сообщения/комментарии в социальных сетях, SMS).

6

Глава II. Практический этап

Далее я изучила способы профилактики борьбы с буллингом в подростковой среде. Буллинг имеет большое распространение в мире и существовал во все времена. С данной проблемой борются уже давно, мгновенно и навсегда решить проблему буллинга невозможно. Если вовремя не пресекать проявления буллинга, то со временем они становятся все более опасными. Важно правильно и вовремя реагировать на попытки создания ситуации буллинга, для решения проблемы насилия. Если все участники образовательного процесса будут активно и серьезно заниматься проблемой буллинга, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.

Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения

специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения