Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ”
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра лингвистики и переводоведения
РЕФЕРАТ №2
по дисциплине “Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями”
на тему “Технология уличной работы”
Выполнила студентка: 1 курс, ОГНСб-Л01-22-3
______________Цюрук С.А.
(подпись, дата)
Руководитель: ______________Аристова С.А.
(подпись, дата)
Санкт-Петербург
2023
Содержание
Введение..................................................................................................................................3
1. Технология уличной работы..............................................................................................4
2. Принципы уличной социальной работы..........................................................................5
3. Методика работы социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми......................................................................................................................................6
4. Предложение и оказание услуг.........................................................................................8
5. Методические указания для уличного социального работника....................................9
Заключение............................................................................................................................11
Список литературы..............................................................................................................12
Введение
Социальная работа с “детьми улиц” является важной частью адаптации таких детей в обществе: им необходимы особая помощь и особый подход для обеспечения в дальнейшем нормальной социализации и равных возможностей с другими группами населения.
Важной частью системы мер по ликвидации детской безнадзорности как социальной аномалии являются мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, относящихся к категории беспризорных (крайняя степень безнадзорности), предоставление им экстренной медицинской, психосоциальной и иной необходимой помощи и последующее возвращение в родную семью или, если это по каким-либо причинам невозможно, устройство в специализированные учреждения, осуществляющие социальную реабилитацию.
Цель проведения социальной работы на улице – это улучшение положения и здоровья уличных детей, путем внесения в среду их обитания того, в чем они нуждаются. При этом необходимо мотивировать их к постепенному и добровольному изменению образа жизни.
Технология уличной работы
Социальная работа на улице имеет ряд своих особенностей, определяемых спецификой целевой группы и условиями самой работы: это работа с детьми и подростками, которые находятся в трудной ситуации, но не обращаются за помощью к взрослым. Эта работа, требующая от специалиста большого профессионального мастерства и человечности, способности понять ребенка, принять его таким, какой он есть и помочь ему в его трудностях.
Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. Так, в ФРГ для «неформальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров» (социальных работников на улице), деятельность которых регламентируется решениями местных органов администрации.
В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов службы «Ребенок на улице». Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества
Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:
1) Мониторинг территории района для сбора полной информации о детском сообществе, чтобы:
- выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;
- осуществлять профилактику беспризорности и не допускать появления на улице «новеньких» детей;
- оказывать всестороннюю экстренную помощь детям в критической ситуации;
- способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;
2) Тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства, для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
3) Разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних «группы риска»;
4) Выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.
Принципы уличной социальной работы
При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего подростка.
2. Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон - социального работника и подростка. Без согласия несовершеннолетнего на сотрудничество в процессе его спасения социальный работник ограничивается функциями наблюдателя. Социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью детей.
3. Принцип принятия. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе его осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о тех или иных поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых живет ребенок.
4. Принцип доверия. Принцип доверия к подростку подразумевает отказ от подозрений по отношению к информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Как правило, со временем уличный работник постепенно получает достоверную картину о каждом подростке. Уличный ребенок, в свою очередь, почувствовав полное доверие со стороны социального работника, сам открывает секреты и снабжает правильной информацией. Далее, в процессе аналитической обработки полученной информации каждый ее фрагмент, эпизод должен быть досконально проверен.
5. Принцип единой команды. Уличная работа - это командная работа; дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и тесное взаимодействие всех уличных работников позволит держать в поле зрения всех детей. Работа в команде позволит организовывать большие мероприятия (спортивные, культурные и.т.д.), которые будут способствовать знакомству детей и тем самым снизят межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.
6. Принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними «наизнанку». Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось врать, и поэтому лучше промолчите.
Методика работы социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми
Беспризорные дети – дети , лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями , сохраняет свои связи с семьей, но эти связи хрупки и находятся под угрозой разрушения.
Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления - это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность – это создание благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс диагностику его состоянии, диагностику личностных способностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи и т.д. .
Методика социально-педагогической работы организуемой социальным педагогом с беспризорными и безнадзорными детьми включает следующие виды деятельности.
1. Паспорт территории. Чтобы облегчить себе работу с беспризорниками или детьми группы риска на определенной территории, социальный педагог составляет паспорт территории, который состоит из подробной схемы:
-места, где обычно ночуют и собираются беспризорники, с указанием того, сколько ребят там ночует и кто из них является лидером,
-места, где ребята работают (легально, полулегально и нелегально), попрошайничают, дышат клеем, посещают игровые автоматы, иным образом проводят свое время,
-точки, на которых работают торговцы, охранники и другие работники, являющиеся опорой в работе с беспризорниками.
-социально неблагополучные микрорайоны
-семьи группы риска
2. Установление контакта с беспризорниками. Существует 4 основных способа прямого, без помощи посредников установления первоначального контакта:
- познакомиться с теми, кто нуждается в помощи социального педагога при проведении кормления беспризорников, при раздаче им одежды и продуктов питания;
- в ходе милицейского рейда после задержания беспризорников; либо же до их задержания, но только с теми детьми, которые готовы добровольно ехать в социальные приюты и находиться в них;
- подойти к группе ребят (ребенку), представиться ему, рассказать о своей организации, о том, чем она занимается и чем она может помочь ему самому;
- организовать для детей — беспризорников мероприятие, которое может привлечь их внимание .
3. Индивидуальная беседа. Цель такой беседы - предоставить беспризорнику важную для него информацию или узнать о нем самым. Беседа преследует определенную цель (рассказать о возможных последствиях дружбы с определенным лицом, изменить отношение к родителям).
4.Фотографирование ребят в группе. По прошествии нескольких месяцев, особенно, если ребенок после отправки вновь вернулся на место, где он бродяжничает, достаньте эту фотографию, узнайте, как сложилась судьба изображенных на ней ребят.
5.Конкурс рисунков (на бумаге, асфальте, заборе - разумеется, по согласованию с собственником этого забора).
6. Спортивное соревнование (например на скейте, роликовых коньках, по игре в мяч, прыжках в мешке) или спортивный праздник. Как самостоятельное воспитание такое соревнование имеет смысл для того, чтобы помочь ребятам сбросить излишнюю накопившуюся у них энергию.
7. Розыск родственников. Лучше всего для этого сделать запрос, по возможности указав в нем ФОИ разыскиваемого человека, место и дату его рождения.
8. Госпитализация несовершеннолетнего для спасения жизни ребенка, если есть угрожающие факторы для его жизни и здоровья.
9. Социальный патронаж. Работая с беспризорными и безнадзорными, социальный педагог преследует ряд важных целей. Среди таких целей - не допустить совершение ребенком преступления, защитить его от преступной деятельности других лиц, защитить его жизнь и здоровье, раскрыть те его способности и возможности, о которых он сам возможно и не подозревает. Однако главной целью является возвращение (или помещение) этих детей в социально благоприятную среду, то есть такую среду, которая обеспечит их развитие и благополучие.