Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После помещения этих детей в родной (или опекунской семьи) дом, детский дом, интернат или приют, социальный педагог продолжает уделять им внимание. Это называется социальный патронаж.
Предложение и оказание услуг
Установив доверительные отношения с детьми, уличные социальные работники предлагают им следующие услуги:
-«социальные консультации», т. е. беседы, помогающие ребенку лучше понять самого себя и окружение; беседы с семьями детей, помогающие принятию семьи ребенком и ребенка — семьей ;
-информационные услуги: где получить медицинскую помощь, как соблюдать сексуальную безопасность, как уменьшить риск от применения наркотиков и т. д.;
-помощь в получении медицинских услуг, содействие в получении образования и профессионального обучения, в оформлении необходимых документов и т. п.;
-предоставление ребенку права выбора места ухода с улицы: дом, школа, приют, дневной центр; работа с мотивацией к уходу с улицы. Это очень большая удача, если ребенок (или дети) сразу согласится пойти с социальным работником туда, где ему могут помочь. Но радикально менять свой образ жизни сразу соглашаются единицы. Для тех, кто уже живет продолжительное время на улице, это нелегко. Улица превращается для них в родной дом, а товарищи – в подобие семьи.
Многие уличные дети в большой степени дезадаптированы, не знают или отвыкли от многих правил поведения, порой агрессивны (что естественно при таком образе жизни). Поэтому сопровождающим их, в больницы, соц.учреждения, социальным работникам следует искать наиболее короткие пути и с наименьшим количеством встречных прохожих. Также желательно во время поездки чем-либо занять ребят (разговором, полезной, красочной литературой, ит.д.).
Методические указания для уличного социального работника
Методика общения с детьми улиц – сугубо индивидуальна. Однако, есть некоторые позиции, обязательные для любого социального работника службы.
1. При первом контакте необходимо представиться (лучше – по имени), объяснить мотивы своих действий и суть деятельности службы. Хорошо себя зарекомендовало обращение с просьбой о содействии в поиске детей нуждающихся в вашей помощи. Уличные дети редко признаются в первых контактах о том, что нуждаются в помощи, зато с удовольствием подскажут, кому она необходима.
2. Речь и общение в целом должны быть ровные, ненавязчивые, в меру интонированные; выражение лица – спокойное, доброжелательное. Пользуйтесь методом активного слушания. Особая внимательность к собеседнику позволит вам вовремя уловить возникшее у него раздражение или утомление от общения и вовремя переключиться на другую тему, вспомнить какую-либо шутку.
3. Внешний вид должен быть неброским, не раздражающим. Цвета одежды предпочтительно неконтрастные, одежда практичная, удобная и немаркая, позволяющая залезть в подвал и на чердак. Не рекомендуется использование остро пахнущих духов и одеколонов. Не рекомендуются темные очки, глаза – главный инструмент общения.
4. Категорически не рекомендуются поучительные, назидательные интонации в общении, высказывание позиции свысока, выражение категоричных суждений по любому поводу. Также не рекомендуется позиция родителя или ребенка. Наиболее приемлемой и оптимальной при общении с уличными детьми является позиция сотрудничества.
5. В случае обращения подростка за помощью необходимо ясно отдавать себе отчет в собственных возможностях и возможностях службы. В этом случае помогает разделение позиций на служебную и личную. “Как социальный работник, я тебе мало чем смогу помочь. Но я очень хочу помочь тебе, как человек – ты мне очень симпатичен, я тебя понимаю”.
6. Большую помощь в осуществлении первого контакта могут оказать сами беспризорники, которые из личной симпатии или разделяя идеи службы, берутся помогать разыскивать уличных детей и налаживать с ними контакт. В какой-то мере эта работа может оказаться очень эффективной как в педагогическом плане, так и для решения задач уличных работников.
7. Завершение контакта должно быть оптимистично, обязательно должно подразумевать развитие, продолжение отношений.
8. Работая во дворах, на пустырях, на улице, попытайтесь найти добровольцев из соседних домов, которые согласились бы опекать данную группировку и информировать вас о чрезвычайных происшествиях в ней. Это еще один из потенциалов нашего общества, который стоит использовать в своей работе.
Заключение
Проблема уличных детей продолжает оставаться достаточно острой как в Санкт- Петербурге, так и в Российской Федерации в целом. Несмотря на предпринимаемые государством усилия в решении проблемы, в том числе ряд законов, принятых на правительственном и городском уровне и призванных улучшить ситуацию с уличными Детьми, такие законы и меры не работают должным образом. В результате проблема не только не исчезает, но и принимает, на наш взгляд, еще более острый характер: уличный социум укрепляется и продолжает втягивать в себя новых детей и подростков. Наблюдается неуклонный рост количества уличных уличных детей, рост детской преступности, рост заболеваемости и т.д.
Примерное количество беспризорников в одной только Москве (детей, по различным причинам оказавшихся на улице и не достигших 18 лет) ежедневно растет и достигает сегодня более пятидесяти тысяч человек. Большим количеством детей улиц обусловлен рост преступности, наркомании и других асоциальных проявлений подростков.
Так же известно, что у разных ведомств разные подходы и методики работы с беспризорниками. Например, подросток, пойманный в ночное время органами полиции на вокзале, не получает психологическую, медицинскую и педагогическую помощь в комплексе, в которой он может нуждаться, ведь причины, по которым он попал на вокзал могут быть совершенно различными. Он получит одно - изоляцию (а значит уже лишение свободы и нарушение его прав) для дознания его личности и определение, в зависимости от этого, его дальнейшей судьбы. А ведь в этот момент его жизни ему может быть нужна совсем другая помощь? Осложняет работу милиции с подростками улиц и практика физического насилия. Нередки и факты жестокого обращения с детьми, по разным причинам оставшихся на улице. Это следствие изначально неправильных ориентаций на подавление агрессии силой, в то время, как подавляемая силой агрессия, по законам психологии, порождает еще большую силу и агрессию, вырабатывает у подростка комплекс неприязни, что и обостряет конфликт между подростковой средой и официальной властью.
Все это говорит о необходимости развития сети учреждений, по подготовке квалифицированных специалистов для помощи безпризорным и безнадзорным детям.
Список литературы
1. Metodicheskie-rekomendatcii-po-rabote-s-ulichnymi-detmi.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru) - Методические рекомендации по работе с уличными детьми
2. Ю.А.Чусова, М.В.Сташкова, Уличная социальная работа с беспризорными детьми
3. http://www.moscowstreet.ru - сайт Городского Центра «Дети улиц»
4. Шакурова М.В.,Методика и технология работы социального педагога
5. Н.Ф.Басова, Основы социальной работы
6. П.Д. Павленок, Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности
7. Особенности деятельности волонтеров в социальной уличной работе — Студопедия (studopedia.ru) - Этапы уличной социально-педагогической деятельности