Файл: Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие" 06. 03. 02 "Почвоведение".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт экологии и природопользования
подписано электронно-цифровой подписью
Программа дисциплины
Почвозащитное земледелие
Направление подготовки: 06.03.02 - Почвоведение
Профиль подготовки: Управление качеством почв и биотехнология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очное
Язык обучения: русский
Год начала обучения по образовательной программе: 2021
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
Страница 2 из 10.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплинe (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)
4.2. Содержание дисциплины (модуля)
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe (модулю)
6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)
7. Перечень литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины
(модуля)
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплинe (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплинe (модулю)
12. Средства адаптации преподавания дисциплины (модуля) к потребностям обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
13. Приложение №1. Фонд оценочных средств
14. Приложение №2. Перечень литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
15. Приложение №3. Перечень информационных технологий, используемых для освоения дисциплины (модуля),
включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
Страница 3 из 10.
Программу дисциплины разработал(а)(и): старший преподаватель, б/с Кадырова Р.Г. (кафедра почвоведения, отделение природопользования), Rezeda.Kadyrova@kpfu.ru ; старший преподаватель, к.н. Рыжих Л.Ю. (кафедра почвоведения,
отделение природопользования), LJRyzhih@kpfu.ru
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми
результатами освоения ОПОП ВО
Обучающийся, освоивший дисциплину (модуль), должен обладать следующими компетенциями:
Шифр
компетенции
Расшифровка
приобретаемой компетенции
ПК-8
Обладает теоретическими знаниями и умениями составления проектов и практических рекомендаций в области почвоведения и агрохимии, направленных на рациональное использование почв, охраны почвенного покрова, сохранения и восстановления почвенного плодородия, рекультивации загрязненных и деградированных земель,
организации почвенно-экологического мониторинга;
Обучающийся, освоивший дисциплину (модуль):
Должен знать:
основы составления мероприятий по почвозащитному земледелию, направленных на рациональное использование почв и охрану почвенного плодородия
Должен уметь:
составлять практические рекомендации по внедрению почвозащитного земледелия, направленных на рациональное использование почв и охрану почвенного плодородия
Должен владеть:
навыками разработки системы севооборотов и обработки почвы в почвозащитном земледелии
Должен демонстрировать способность и готовность:
- организовать производство сельскохозяйственных культур;
- определять рациональную структуру посевных площадей;
- разрабатывать системы севооборотов и обработки почвы;
- рационально применять передовые приемы агротехники и организации возделывания сельскохозяйственных культур при различных формах хозяйствования с учетом их специализации и производственного направления;
- осуществлять производственные опыты и научные исследования с целью выявления эффективности различных приемов агротехники.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО
Данная дисциплина (модуль) включена в раздел "Б1.В.ДВ.08.02 Дисциплины (модули)" основной профессиональной образовательной программы 06.03.02 "Почвоведение (Управление качеством почв и биотехнология)" и относится к дисциплинам по выбору части ОПОП ВО, формируемой участниками образовательных отношений.
Осваивается на 4 курсе в 8 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества часов, выделенных на
контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную
работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных(ые) единиц(ы) на 72 часа(ов).
Контактная работа - 39 часа(ов), в том числе лекции - 12 часа(ов), практические занятия - 26 часа(ов), лабораторные работы - 0 часа(ов), контроль самостоятельной работы - 1 часа(ов).
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
Страница 4 из 10.
Самостоятельная работа - 33 часа(ов).
Контроль (зачёт / экзамен) - 0 часа(ов).
Форма промежуточного контроля дисциплины: зачет в 8 семестре.
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на
них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1 Структура и тематический план контактной и самостоятельной работы по дисциплинe (модулю)
N
Разделы дисциплины /
модуля
Се-
местр
Виды и часы контактной работы,
их трудоемкость (в часах)
Само-
стоя-
тель-
ная
ра-
бота
Лекции,
всего
Лекции
в эл.
форме
Практи-
ческие
занятия,
всего
Практи-
ческие
в эл.
форме
Лабора-
торные
работы,
всего
Лабора-
торные
в эл.
форме
1.
Тема 1. Основы почвозащитных систем земледелия. Порядок использования земли.
8 6
0 9
0 0
0 11 2.
Тема 2. Система основной, зяблевой обработки и лущения. Система предпосевной обработки.
Посадка и посев. Уход за посевами
8 6
0 7
0 0
0 11 3.
Тема 3. Противоэрозионные функции основных элементов почвозащитных систем земледелия.
Противоэрозионная мелиорация.
Агролесомелиорация
8 0
0 5
0 0
0 11 4.
Тема 4. Зональные почвозащитные системы земледелия. Научные основы севооборота.
Размещение полевых культур и паров в сеобороте
8 0
0 5
0 0
0 0
Итого
12 0
26 0
0 0
33
4.2 Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Основы почвозащитных систем земледелия. Порядок использования земли.
Земельные, водные, энергетические минеральные и людские ресурсы Земли (состояние, тенденции изменения).
Деградация почвенного покрова (степень, виды, механизмы, площади). Законы земледелия. Структура системы земледелия (порядок использования земли, механическая обработка, удобрение, мелиорация, защита растений,
специальные противоэрозионные мероприятия, охрана среды, сортовое семеноводство, специальная агротехника).
Тема 2. Система основной, зяблевой обработки и лущения. Система предпосевной обработки. Посадка и
посев. Уход за посевами
Задача основной обработки и лущения жнивья (структура почв, сорняки, влага, эрозия). Отвальная вспашка
(культурная, оборот пласта, ромбическая, гребнистая, гребнисто-ступенчатая). Гладкая вспашка (оборотный,
клавишный, балансирный, челночный плуги). Углубление пахотного слоя подзола, солонца, черноземов. Трудности вспашки склонов. Безотвальная вспашка (история приема, главные достоинства, ограничения). Орудия для предпосевной почвозащитной обработки (плоскорезы; штанговые, лаповые, тяжелые лаповые, чизельные культиваторы; комбинированные почвообрабатывающие агрегаты, игольчатые бороны, прикатывающие орудия) схема их устройства, параметры, особенности взаимодействия с почвой, эффективность.
Тема 3. Противоэрозионные функции основных элементов почвозащитных систем земледелия.
Противоэрозионная мелиорация. Агролесомелиорация
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
Страница 5 из 10.
Специальная агротехника (применение гербицидов, прямой посев, промежуточные культуры, кулисы, мульчирование,
полосное размещение сельскохозяйственных культур в севообороте на склоне, полосное расположение культур в севообороте на почвах, подверженных ветровой эрозии). Система удобрения. Особенности удобрения эродированных почв. Совмещение удобрения с основной безотвальной обработкой. Особенности удобрения мульчированных и стерневых паров. Сортовое семеноводство. Подбор культур и зональные почвозащитные севообороты. Устройство водозадерживающего (валы-террасы с широким основанием, водозадерживающие валы) и водорегулирующего
(водоотводные валы, нагорные канавы, залуженные водотоки) рельефа. Обустройство вершин (быстротоки, консоли,
перепады), дна (донные сооружения, дамбы, плотины) и устья оврагов. Мелиорация заовраженных земель (засыпка промоин, вымоин, оврагов, выполаживание и освоение откосов). Снегомелиорация (обоснование необходимости, виды,
орудия, зональные особенности). Освоение крутых склонов террасированием (устройство и особенности работы на крутых склонах специальной техники ? плугов с отвалом, террасеров и грейдеров). Противоэрозионные лесные насаждения (особенности состава, строения и размещения на местности систем полезащитных, водорегулирующих,
приовражных, прибалочных и кольматирующих лесных насаждений). Лесные культуры России (состав, биологические и мелиоративные особенности). Посев, посадка лесомелиоративных насаждений и уход за ними. Зональные особенности агролесомелиорации.
Тема 4. Зональные почвозащитные системы земледелия. Научные основы севооборота. Размещение
полевых культур и паров в сеобороте
Почвенно-эрозионная характеристика зоны. Особенности и примерные схемы почвозащитных систем земледелия
(Нечерноземная зона, Центрально-черноземная зона, Среднее и Нижнее Поволжье). Проектирование севооборотов
Проектирование системы севооборотов. Составление структуры посевных площадей. разработка плана перехода к веденным севооборотам
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по
дисциплинe (модулю)
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков,
готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.
Организация самостоятельной работы обучающихся регламентируется нормативными документами,
учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами, включая:
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 апреля 2021 года №245)
Письмо Министерства образования Российской Федерации №14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений"
Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения "Казанский (Приволжский)
федеральный университет"
Правила внутреннего распорядка федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Локальные нормативные акты Казанского (Приволжского) федерального университета
6. Фонд оценочных средств по дисциплинe (модулю)
Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю) включает оценочные материалы, направленные на проверку освоения компетенций, в том числе знаний, умений и навыков. Фонд оценочных средств включает оценочные средства текущего контроля и оценочные средства промежуточной аттестации.
В фонде оценочных средств содержится следующая информация:
- соответствие компетенций планируемым результатам обучения по дисциплине (модулю);
- критерии оценивания сформированности компетенций;
- механизм формирования оценки по дисциплине (модулю);
- описание порядка применения и процедуры оценивания для каждого оценочного средства;
- критерии оценивания для каждого оценочного средства;
- содержание оценочных средств, включая требования, предъявляемые к действиям обучающихся, демонстрируемым результатам, задания различных типов.
Фонд оценочных средств по дисциплине находится в Приложении 1 к программе дисциплины (модулю).
Программа дисциплины "Почвозащитное земледелие"; 06.03.02 "Почвоведение".
Страница 6 из 10.
7. Перечень литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Освоение дисциплины (модуля) предполагает изучение основной и дополнительной учебной литературы. Литература может быть доступна обучающимся в одном из двух вариантов (либо в обоих из них):
- в электронном виде - через электронные библиотечные системы на основании заключенных КФУ договоров с правообладателями;
- в печатном виде - в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского. Обучающиеся получают учебную литературу на абонементе по читательским билетам в соответствии с правилами пользования Научной библиотекой.
Электронные издания доступны дистанционно из любой точки при введении обучающимся своего логина и пароля от личного кабинета в системе "Электронный университет". При использовании печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован ими из расчета не менее 0,5 экземпляра (для обучающихся по ФГОС 3++ - не менее 0,25
экземпляра) каждого из изданий основной литературы и не менее 0,25 экземпляра дополнительной литературы на каждого обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих данную дисциплину.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля), находится в Приложении 2 к рабочей программе дисциплины. Он подлежит обновлению при изменении условий договоров КФУ с правообладателями электронных изданий и при изменении комплектования фондов Научной библиотеки КФУ.
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для
освоения дисциплины (модуля)
Атлас Республики Татарстан - http://tatart.net/atlfs-respubliki-tatarstan-vpervye-vyshel-v-svet-v-nyneshnem-godu
Информационная сеть по применению зкологических технологий для восстановления загрязненных земель в Европе
(CLARINET, Contaminated Land Rehabilitation Network for Environmental Technologies in Europe) - : http://www.clarinet.at
Карты Республики Татарстан - http://karta.turizmkazan.ru
Сайт министерства земельных и имущественных отношений РТ - http://mzio.tatar.ru
Электронная библиотека МГУ - http://www.pochva.com
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Вид работ
Методические рекомендации
лекции
Материал, законспектированный на лекциях, необходимо регулярно прорабатывать и дополнять сведениями из других источников литературы, представленных не только в программе дисциплины, но и в периодических изданиях.
При изучении дисциплины сначала необходимо по каждой теме прочитать рекомендованную литературу и составить краткий конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в этой теме для освоения последующих тем курса. Для расширения знания по дисциплине рекомендуется использовать Интернет-ресурсы; проводить поиски в различных системах и использовать материалы сайтов, рекомендованных преподавателем.
практические занятия
Практическое занятие это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий упражнений, задач и т. п. под руководством и контролем преподавателя.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию,
необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Этапы подготовки к практическому занятию:
- освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы,
- подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание упражнений).