ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искусство бизнес-презентации
Тема
4.
Технология подготовки бизнес-
презентации: подготовка спикера
Цели изучения темы:
– ознакомление с технологией подготовки спикера.
Задачи изучения темы:

Освоить основные инструменты оратора.

Изучить методы и приемы управления внутренним состоянием спикера.

Изучить особенности работы с дистанцией и пространством во время бизнес-презентации.

Изучить особенности внешнего вида спикера.
В результате изучения данной темы Вы будете знать:

Основные инструменты оратора: голос и эмоции.

Правильную артикуляцию для создания положительного образа выступающего.

Приемы управления страхом и волнением во время выступления.

Особенности внешнего вида оратора.
Уметь:

управлять собственным голосом во время бизнес- презентации;

понимать причину собственного страха во время выступления;

работать с дистанцией и пространством во время публичного выступления;

создавать определенный образ выступающего благодаря внешнему виду.

2
Учебные вопросы темы:

Инструментарий презентатора.

Управление внутренним состоянием.

Работа с дистанцией и пространством.

Внешний вид.
Обратите внимание!
В любой бизнес-презентации огромную роль играет личность выступающего. Оратору важно уметь показать собственную заинтересованность и уверенность в правильности идеи, проявить энтузиазм, чтобы заинтересовать и увлечь инвестора, партнера или клиента.
Аудитория оценивает говорящего в течении первой минуты и формирует свое впечатление под влиянием невербальных сигналов.
Только после этого люди готовы слушать и доверять или не доверять словам говорящего, который посылает сигналы с помощью внешности, поз, мимики, голоса, одежды, которые влияют на эффективность бизнес- презентации не меньше самого содержания.
Вопрос 1. Инструментарий оратора: голос и эмоции
Голос, являясь инструментом общения с другими людьми, посылает сигналы аудитории, которые могут быть как негативными, так и позитивными. Высота голоса, громкость, тембр, темп речи, дефекты речи, эмоциональность и управляемость представляют собой набор паралингвистических средств работы, которые позволяют влиять на слушателей.
Высота голоса – частота звуковых волн, которые производит человек. Низкий голос звучит более уверенно, чем высокий и производит благоприятное впечатление на аудиторию. Несмотря на то, что высота голоса связана с физиологическими особенностями организма, с помощью специальных упражнений возможно влиять на характеристики голоса. Так как некоторые телесные процессы и эмоциональные состояния формируются нашей психикой, а следовательно, поддаются сознательному управлению.
Например, есть данные, что женщины намеренно понижают свой голоса, чтобы быть более конкурентоспособными в современном коммерческом мире. Принято считать, что мужской (низкий голос) внушает слушателям уверенность в компетентности говорящего, вызывает большее доверие и уважение слушателей, чем высокий голос, присущий женщинам. Особенно это заметно в профессиях диктора на радио и телевидении.


3
«Мир развивается, но не торопится избавляться от клише и
стереотипов. Они тоже меняются, но, тем не менее, остаются и
довлеют над большинством из нас. Сегодня женщины, чьи голоса
больше схожи с мужскими, выигрывают в статусе, мужчины же,
наоборот, рискуют быть осмеянными».
Освоив техники управления высотой голоса, экспериментируйте с ним во время репетиций. Это поможет усилить эффективность речи.
Опытный оратор способен громкостью голоса удерживать внимание аудитории. Считается, что громкий голос выступающего воспринимается как более авторитетный. Однако тихий голос может создавать интригу, привлекать внимание к определенным моментам бизнес-презентации. К признанным авторитетам в своей области люди прислушиваются, особенно, если те говорят шёпотом. Но, чтобы достичь такого высокого уровня, во время первых выступлений следует быть готовым говорить уверенно и громко, даже при использовании микрофона.
Артикуляция – скоординированные действия речевых органов при произнесении звуков (от лат. articulo – членораздельно произношу). Для точного произнесения каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и речедвигательного контроля. Именно он отвечает за правильность произношения, посредством обратной связи. Хорошо развитый фонетико-фонематический слух или, напротив, его недоразвитие, затрудняет овладение правильной артикуляцией, при которой происходит четкое расчленение звуков, которые может различать человек. Проведенное исследование показало, что по ряду причин, человек не замечает у себя не правильную артикуляцию. Более того, он уверен, что трудности, возникающие во взаимопонимании с другими, являются следствием неправильных действий других и их проблем со слухом.
Важность правильной артикуляции для создания положительного образа у выступающего заключается в том, что ясное и четкое произнесение слов, звуков, окончаний и частиц, свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, осознанности, сформированной жизненной позиции. В то время, как неясная и нечеткая речь воспринимается слушателями как недостаток критичности у выступающего к себе, его неуверенности, недостатке внимания к деталям. Искажение звуков не согласуется с имиджем успешного человека.
Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой.
Постановка дикции взрослого человека процесс более сложный, по сравнению с детьми. Это связано с тем, что в процессе жизни человек привык к определенному звучанию слов, поэтому приходится менять не только произношение, но и полное восприятие звуков. Наиболее


4 эффективным способом для этого является артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата.
Чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.
Также необходима тренировка дыхания, ведь оно напрямую воздействует на всю организацию звукообразования. Правильное дыхание производится, когда расслаблены плечи, корпус не наклоняется вперед или назад; используется нижняя часть живота, чтобы расширить грудную клетку, тем самым наполняя легкие воздухом. Если же дыхание выполняется только в верхней области легких, то для правильного выдоха воздуха будет недостаточно. Это приводит к сужению горла, которое блокирует здоровое звукообразование.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение и замедление. Темп может быть измерен двумя способами: числом звуков (слогов), произносимых в единицу времени, или средней длительностью звука (слога). Темп речи может меняться говорящим сознательно, для выделения важной части информации или неосознанно под действием внешних и внутренних факторов: эмоционального настроя, жизненной ситуации и т.д.
От темпа зависит внимание аудитории. Слишком быстрый темп, не дает слушателям сделать правильные выводы. Это является положительным фактором в рекламе, но не всегда применимо в общении, так как другой человек может начать отвергать информацию, не понимая и не осознавая ее важности для себя. Излишне медленная речь утомляет слушателей. Она уместна при беседе не с носителями языка, так им легче воспринимать иностранные слова.
Стоит отметить, что ровный и спокойный темп речи в процессе выступления создает образ говорящего, как уравновешенного человека, постоянного в своих мыслях и поступках. Неравномерный темп воспринимается как недостаток характера, свойственного людям с низким уровнем самоконтроля.
Темпом можно сознательно и произвольно управлять. В речи человека может реализоваться и быстрый, и медленный темп, это называется "игра темпа". При этом скорость говорения становится средством, которое придаёт выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время. Самые эффективные способы замедления речи – правильная расстановка пауз, скороговорки, использование невербальных способов общения (мимики, жестов, интонации).
Интонацию можно считать одним из ведущих инструментов оратора. Она делает его речь выразительной, эмоциональной и логически осмысленной. Интонация не зависит от содержания речи, но накладывает эмоциональный отпечаток на любой произносимый текст.


5
Варьирование разных элементов звучания голоса не позволяет речи стать монотонной, и потерять контакт со слушателями. В идеале, во время выступления, темп говорящего должен ускоряться и замедляться, становится то низким, то высоким; то громким, то тихим, раскрывая весь спектр эмоций.
Для подчеркивания определенных идей, важных моментов темп замедляется. При переходе к новой идее делается пауза.
Понижая громкость голоса, создается атмосфера таинственности и секретности информации.
Эмоциональная связь с аудиторией важна не меньше, чем красивая речь. Если оратор не подчеркивает эмоции голосом, он лишается важного эмоционального канала для воздействия на слушателей.
Способов вызвать эмоциональный отклик несколько:
1. Подобрать слова, которые несут эмоциональный посыл.
Например: унылое утро, приятный вечер.
2. Использовать фигуры речи, образы, вызывая эмоции, которые аудитория испытывала в прошлом. Например: холодный моросящий дождь, теплое весеннее солнце.
3. Рассказать историю, которая подчеркнет основную мысль, вызовет эмоциональный отклик и запомнится ярче, чем само выступление.
4. Вставлять юмор, целью которого будет удивить, повысить настроение.
5. Управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы не допустить ситуации, при которой страх или паника передастся слушателям.
Вопрос 2. Управление внутренним состоянием
Страх и волнение негативное влияют на голос. Чтобы говорить красиво и убедительно, необходимо чувствовать себя спокойно и уверенно, а это не так просто. Почти все ораторы, выходя на сцену, испытывают волнение. Поэтому некорректно говорить о том, что сделать чтобы не бояться. Даже у опытного выступающего остается небольшая тревога перед выступлением, даже при условии, что он часто говорит на публике, хорошо и долго готовится и знает, что аудитория в прошлый раз была к нему благосклонна. Единственное, что можно сделать – это снизить градус напряжения так, чтобы подступающая паника не испортила выступление, заблокировав мышцы, и повлияла на дыхание и звучание голоса.
Состояние организма можно контролировать, используя различные упражнения, рекомендации, а также самонастройки перед выходом на сцену.
Нервная и эндокринная системы тесно связаны. Они влияют на весь процесс физиологии организма человека, поэтому, когда люди испытывают страх, у них учащается дыхание, напрягаются мышцы. Но, если установить контроль над дыханием и телом, стабилизируется


6 эмоциональное состояние. Правильное дыхание не только успокаивает, но и влияет на темп речи, делает голос более глубоким.
Чтобы успокоиться перед выступлением, рекомендуется сесть в удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на ощущениях в теле, отследить напряжение мышц, мысленно двигаясь сверху вниз (лицо, шея, плечи, руки, живот, ягодицы, ноги). Глубокое дыхание в течении пяти минут поможет направить внимание на нужную часть тела и добиться её расслабления.
При излишнем перевозбуждении следует действовать наоборот, в течении 5 минут ходить, приседать, отжиматься, выполнять махи руками.
Управлять можно своим поведение, но без определенного эмоционального состояния это может вызвать внутреннее сопротивление. Управление эмоциональной сферой – сложный процесс, так как эмоции – это следствие мыслей. Поэтому вначале человек определяет для себя долгосрочные цели. Чего он хочет добиться в перспективе? Затем вспоминает цель самой презентации, концентрация на которой поможет сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на другие сильные эмоции, при которых сложно думать и осознавать происходящее.
Возможно задействование ситуаций из прошлого, которые в психологии называют метод визуализации. Его смысл заключается в том, что человек вспоминает ситуацию, в которой действовал решительно и смело, был спокоен, ощущал прилив сил. Мысленно воссоздав эту ситуацию с мельчайшими подробностями, сосредоточившись на том, что при этом думал, чувствовал, слышал в тот момент,
человек становится более эмоционально уравновешенным. Так же действует, если смоделировать в воображении тот результат, которого хочется достичь: определённых людей рядом, события, условия для жизни и работы.
Еще одним приёмом из области психологии является создание своего идеального образа по образцу. Для этого представляется человек, который уверен в себе, и вживаясь в его состояние, моделируя ситуации, в которых он думает, действует в сложных ситуациях. Внимание концентрируется на образе, а не на собственных переживаниях и поддается наилучшему контролю.
Невозможно избавиться от страха публичных выступлений без постоянной практики. Любое мероприятие, на котором нужно говорить помогает привыкнуть к вниманию со стороны, снимает напряжение, убирает страх провала.
В качестве примера хорошо подходит отрывок интервью с
бизнес-тренером и оратором Радиславом Гандапасом: