ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
Executive.ru: «А
если волнуешься просто потому, что
выступаешь редко или впервые? Как в этом случае преодолеть
панику»?
Р.Г.: «Будете ли вы волноваться, если окажетесь в кабине
пилота летящего самолета?» – часто спрашиваю я участников
тренинга. Естественно все отвечают утвердительно. «Будет ли
волноваться капитан с двадцатилетилетним стажем?» – снова
спрашиваю я. Нет. А в чем разница? У него есть школа и опыт. В любой
деятельности есть три фактора, определяющие ее успешность:
генетика, школа и опыт. Генетика – биологическое наследие,
полученное от родителей и сформировавшееся в течение жизни. Школа
и опыт помогают его преодолеть.
Любой может стать таким пилотом, если будет старательно
учиться в правильном месте и постоянно практиковаться в своем деле,
в том числе избегать внештатных ситуаций – не вышло шасси,
нелетная погода, сильный боковой ветер и так далее. Постоянно решая
такие задачи, капитан сидит за штурвалом так же расслабленно, как
и вы за рулем автомобиля.
С публичными выступлениями та же история. Тот, кто
выступает редко, волнуется гораздо больше, чем спикер, за плечами
которого масса появлений на публике и большой опыт преодоления
внештатных ситуаций – возникновения острых неудобных вопросов,
агрессивного выпада слушателя, внезапного и существенного
сокращения времени выступления.
Три дня назад со мной произошел именно такой случай. Мне
заменили тему, когда я уже вышел на сцену! Всякое, конечно, бывало за
двадцать лет, но особенность этого происшествия была в том, что я
должен был произносить речь на английском языке! Представьте, я
подготовил выступление, что-то даже заучил, и прямо на выходе на
сцену меня просят поменять суть послания. Пришлось экспромтом на
английском выступать перед аудиторией CSP – Certified Speaking
Professional – высочайшего уровня квалификации мастерства публичной
речи».
Executive.ru: «С трудом верится, что даже в такой ситуации вы
не потеряли самообладания».
Р.Г.: «Конечно, потерял, но не подал виду. Когда я испугался и
осознал, насколько ответственной была ситуация – выступление уже
закончилось и звучали аплодисменты. Я выступаю профессионально
уже много лет. И, конечно, в непредвиденных ситуациях нужные
механизмы – активации, мобилизации, креативность включаются
автоматически. Из глубин, чердаков и подвалов памяти каким-то
образом появились английские слова из программы седьмого класса,
которых я и помнить-то уже забыл. Конечно, в речи были неточности
и ошибки, но суть была передана верно, тема вызвала интерес и меня


8
пригласили выступить повторно через год с этим же, но более
развернутым докладом».
Executive.ru: «Наверняка, самое большое количество шишек вы
собрали в начале карьеры».
Р.Г.: «Поначалу таких случаев действительно было немало.
Однажды у Владимира Жириновского спросили, насколько сильно он
волнуется, получая острые выпады оппонентов в ходе митингов или
телевизионных шоу. Он ответил, что за всю его политическую карьеру
он увидел и услышал уже все, что можно, и поэтому уже вряд ли что-
то способно вывести его из себя. Со мной примерно такая же
ситуация. Поэтому я знаю, как отвечать на тот или ной вопрос, как
реагировать на внезапные изменения обстоятельств.
Трудно представить, что сегодня сможет ввести меня в ступор
или озадачить. Тем не менее, после каждого такого инцидента следует
проводить разбор полетов, чтобы в будущем выработать
оптимальную и наиболее эффективную реакцию. В следующий раз это
обеспечит не автоматизм реакции, а внедрение продуманной и
предусмотренной модели реагирования. Вы будете спокойнее и
циничнее в хорошем смысле этого слова».
Нужно отметить, что страх присутствует и у ораторов с мировым именем и многолетним опытом выступлений, поэтому начинающему специалисту следует задуматься, чего он боится на самом деле, озвучить свои ощущения, отыскать истинную причину. Какие ощущения возникают, если предстоит выступать перед большой аудиторией, что именно неприятно, вызывает дискомфорт.
Самыми частыми причинами страха являются:

внимание малознакомых людей;

страх ошибки;

боязнь унижения (что все будут смеяться);

страх не уложиться в отведённое время.
Для понимания природы страха, снятия тревоги нужно ответить на вопрос: что самое страшное может случиться во время выступления.
Самые частыми вариантами являются:

«Надо мной будут смеяться»;

«Мне не дадут желаемого»;

«Я буду чувствовать себя неудачником».
Представьте самые ужасные последствия, а затем способы их решения, которые будут запасным вариантом действия в случае неудачи.
Уменьшить страх перед выступлением помогает хорошая подготовка и снижение требований к себе. Разрешая допустить себе небольшие ошибки, оратор убирает как минимум одну из причин

9 тревоги. Слушатели редко замечают мелкие запинки, паузы или ошибки словоупотребления. Опытные ораторы намеренно их совершают, используя это как прием снятия напряжения и установления контакта с аудиторией (роняют папку с докладом или выводят не тот слайд презентации, тут же обращают на это внимание и с улыбкой исправляют).
Часто в литературе можно встретить метод концентрации на одном человеке в зале, который вам нравится. он может быть знакомым или просто приятным. Нужно представить, что выступление только для него и адресовать ему вопросы и высказывания.
При выходе на сцену следует вначале сделать небольшую паузу, сделать 2-3 вздоха через нос, выровнить дыхание. Пауза позволяет сконцентрировать внимание на дельнейшем восприятии бизнес- презентации.
Во время выступления рекомендуется не опускать руки ниже груди. Жестикулируйте, ходите по сцене это уберет скованность и прибавит уверенности.
Вопрос 3. Работа с дистанцией и пространством
Управлять своим эмоциональным состоянием, вниманием аудитории, расставлять акценты возможно благодаря навыкам работы с дистанцией и пространством, то есть передвижением в течение выступления.
Основное из правил – это соблюдение дистанции между оратором и зрителями. Пространство несет смысловую нагрузку, так же как жесты и внешний вид. Стремясь подчинить себе окружающее пространство, человек воспринимает себя и других определенным образом. В любых коммуникациях рассматривают 4 зоны приближения к собеседнику. Данные зоны условны, зависят от каждого конкретного человека и объясняются уровнем необходимой безопасности, нужной в зависимости от обстоятельств.
1) Открытая или публичная зона от 2 метров и более относительно собеседника. Это зона при взаимодействии с большим количеством незнакомых людей. На уровне инстинктов человек понимает опасность толпы и старается держаться на расстоянии, чтобы контролировать ситуацию.
Например, при выступлении в большом зале гораздо удобнее стоять
на сцене, чем ходить между рядами.
2) Социальная зона примерно 1,5 метра относительно собеседника.
Эта то расстояние, на котором человек старается держаться от незнакомых или недостаточно хорошо знакомых людей, в случае если их количество не превышает 15-20 человек.


10
Выступающие замечают, что люди на первой встрече занимают
место во втором, третьем ряду относительно оратора. Но уже на
второй многие стараются сесть в первый ряд, чтобы активнее
участвовать в дискуссии. Это можно объяснить тем, что
находиться в непосредственной близости с незнакомым человеком
для слушателей не комфортно.
3) Личная зона примерно 1 метр до партнера позволяет обеспечивать оптимальные коммуникативные процессы между деловыми партнерами.
4) Интимной зоной считается близкое расстояние между людьми (от 50 сантиметров и меньше). Во время бизнес-презентации оно не допустимо, так как приводит к дискомфорту.
Если рассматривать уместность прикосновения, то в дружеском общении они играют важную роль: помогают передать гамму чувств.
Именно это способствует созданию теплых дружеских отношений. Но нарушение пространственной дистанции при деловых отношениях, а тем более прикосновение, производит обратный эффект, поэтому его следует использовать крайне осторожно.
Каждая из зон имеет допустимый радиус расположения людей относительно друг друга, нарушение которого расценивается как вторжение на “чужую территорию”, враждебность. Правильное определение уровня близости зависит от личных особенностей людей, культурных традиций, принятых в разных странах. Не соблюдение личного пространства зрителей во время бизнес-презентации несмотря на то, что в некоторых случаях это может быть уместно, чаще вызывает негативную реакцию.
Помимо дистанции, оратору следует обращать внимание на перемещение по залу, сцене во время выступления. Разумеется, выступающий с презентацией не может сидеть на стуле, так как это негативно отразиться на звучании голоса и не даст нужную динамику.
Здесь действует ряд приемов, которые направлены на установление максимального контакта со аудиторией:
1. Перемещаться следует медленно и осмысленно, понимая для чего это нужно. Само про себе движение не эффективно, создает ощущение суетливости, а следовательно, неуверенности.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства
«Верное слово» Вячеслав Саломасов, говорит о том, что профессионал
движется столько, сколько ему нужно – не более того. Примерное
соотношение перемещения и работы из статического положения –
20% на 80%, как в известном правиле Парето.

11 2. Передвижение следует сделать естественным, выбрав простую ходьбу без скрещенных ног, отступания назад. Также важно постоянно сохранять контакт со зрителями глазами, поэтому стоит перемещаться только лицом к залу. Оратор, который не смотрит на аудиторию, выглядит неуверенным, быстро теряет доверие публики и интерес к его словам. Еще одним из негативных последствий является искажение голоса, который направлен в сторону стен и доходит до слушателей уже отражённым и ослабленным. Особенно это относится к ситуациям, когда выступающий поворачивается к экрану или монитору.
Вопрос 4. Внешний вид
Впечатление о человеке формируется в первые секунды общения с ним. За 2 минуты мозг успевает проанализировать насколько говорящий безопасен, надежен и разбирается в теме. Именно поэтому внешний вид так важен для успешной бизнес-презентации. Оратору, чей образ вызывает недоверие, сложнее наладить продуктивный контакт со слушателями, они бессознательно отрицают все аргументы и не воспринимают информацию. Создается барьер в общении. В то же время, если выступающий транслирует в своей речи убежденность, уверенность, респектабельность, аудитория будет настроена доброжелательно и лучше воспримет информацию.
Внешний вид включает в себя не только одежду, обувь, аксессуары и прическу, но и навыки публичных выступлений, жесты, положение тела, мимику, позы, умение подать себя. Одно из обязательных условий создания гармоничного образа – это соответствие внешнего вида и внутреннего ощущения выступающего и формат мероприятия.
Общие правила внешнего вида для любого типа выступления гласят, что при выборе одежды и аксессуаров не стоит допускать эксцентричность, лучше отдать предпочтение более спокойным вещам, но оригинальным, которые подчеркнут вашу индивидуальность.
Одежда не должна сковывать движения, а обувь доставлять дискомфорт, поэтому при выборе новых вещей следует походить в них некоторое время и убедиться, что вам в них удобно. Костюм может по- разному смотреться в реальной жизни, чем на фото и видео, поэтому перед выступлением снимите себя на видео и убедитесь в том, что одежда не отвлекает зрителя от вас.
Отдавая предпочтение определенному стилю в одежде, ориентируйтесь на принятый в кругу слушателей дресс-код, общепринятые представления о людях, выступающих на заданную тему.
Специалисты Школы Ораторского искусства и мастерства
Антона Духовского ORATORIS рекомендуют рассказывать о
тенденциях на рынке офисной недвижимости лучше в безупречном
костюме и классической сорочке, а информацию о научных инновациях


12
аудитория охотно воспринимает от оратора в casual-блейзере.
Сдержанный, но качественный джемпер или женственная блуза под
классическим костюмом создают уважительно-дружеское настроение.
Женщинам выглядеть презентабельно и уместно даже сложнее,
чем мужчинам. Многообразие предметов современного женского
гардероба “размывает” представление об убедительном ораторе.
Ключевое правило –аккуратный внешний вид, ни малейшей
неряшливости, даже в casual-одежде, лаконичной прическе,
сдержанном макияже.
Когда одежда соответствует месту и ситуации, она показывает аудитории, что выступающий такой же, как и слушатели. Это относится и к опрятности гардероба, к которой подходят с особой тщательностью, обращая внимание на такие немаловажные детали как гигиена, чистота волос, маникюр и чистая обувь.
Тренер по ораторскому искусству Наталия Махно призывает
тщательно продумать выступающему, что его одежда должна
говорить окружающим.
Согласно исследованиям, наибольший авторитет в глазах других
людей имеют люди в хороших дорогих костюмах. И, соответственно,
меньше доверия вызывают люди в повседневной одежде, в которой и в
магазин можно пойти, и мусор не стыдно вынести. Но здесь тоже
существуют исключения. Например, если вы специально не хотите
дистанцироваться от своей аудитории и ваша задача – стать “своим
парнем”. Но в таком случае, будьте готовы к тому, что к вам могут
относиться “панибратски” и, возможно, не станут доверять всему,
что вы скажете.
Второй случай исключения из правила – стиль “а-ля Стив
Джобс”. Вспомните, как он одевался, презентуя свою продукцию
многомилионному зрителю. Это неизменная черная водолазка, джинсы
и кроссовки. Но в этом случае, во-первых, не стоит забывать про
американский менталитет. То, что хорошо работает на Западе, не
обязательно сработает у нас. А во-вторых, только получив всемирную
популярность и признание, Джобс разрешил себе право быть собой,
одевать только то, в чем ему комфортно и даже сделать из этого
фишку. Но если вы обратите внимание на то, как он одевался в начале
своей карьеры – вас удивят его красивые и даже несколько щегольские
костюмы.
Образ выступающего многогранное понятие, включающее в себя все аспекты, которые видит и слышит аудитория. При подготовке к бизнес-презентации следует обратить внимание не только на содержательную сторону, но и внешний вид, манеру держать себя, голос, тон, умение двигаться и держать контакт с залом. Это достигается


13 путем упражнений и тренировок, а также с помощью практики публичных выступлений.
Вопросы для самопроверки:
1. Как голос выступающего влияет его аудиторию?
2. Какие параметры голоса можно выделить?
3. В чем особенность влияние артикуляции?
4. Каковы функции несет в себе интонация?
5. Перечислите как можно вызвать эмоции у слушателей?
6. Перечислите способы управления внутренним состоянием?
7. Какие самые частые причины страха?
8. В чем состоит основное правило дистанции между выступающим и зрителями?
9. Раскройте приемы, направленные на установление максимального контакта с аудиторией.
10. Как внешний вид влияет на восприятие выступающего?