Файл: Правовое регулирование воспитательной работы в образовательной организации Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое регулирование воспитательной работы в образовательной организации
Содержание:
Понятия «образование», «воспитание». Краткий обзор нормативных правовых актов, регламентирующих воспитательную деятельность. Направления государственной политики в области воспитания.
Лекция
В современном мире достаточно высока скорость изменений, вносимых в общественную жизнь, поэтому человеку приходится также быстро ориентироваться и приспосабливаться к новым обстоятельствам. В этом ему может помочь широкий кругозор, высокая культура, способности быстро переключаться на различные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Особенно значимыми данные умения будут для подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в информационном, высоко технологичном мире. Поэтому перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи.
Одна из главных задач была отражена еще в Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.19891: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Создание определенных условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению ложится в основу воспитательной работы образовательной организации. Опора на идеологию и ценностно-смысловые установки также сформулированы в качестве приоритетных задач государственной политики в области воспитания.
В связи с этим повышается важность понимания каждым педагогическим работником правовых основ, регулирующих воспитательную работу в образовательной организации.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательные организации обязаны самостоятельно разрабатывать программу внеурочной деятельности, которая является структурным компонентом основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. По сути внеурочная деятельность объединяет различные виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач их воспитания и социализации.
Данная деятельность, организуемая во внеурочное время, направлена на удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения, укрепления социальной солидарности.
Очевидно, что ценности человека как личности, в первую очередь, формируются в семье, а также в детских сообществах, среди друзей и единомышленников. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Весь уклад школьной жизни выстроен таким образом, что в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Фактически школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане, и поэтому является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Школьник наиболее восприимчив к эмоциональному, ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. При этом недостатки данного развития и воспитания в этом возрасте трудно восполнить в последующем.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2, воспитание является педагогически организованным целенаправленным процессом развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Также в 2020 году были внесены некоторые поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ»3 в части уточнения определения понятия «воспитание».
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Примечательно, что данное определение было детализировано в части формирования патриотизма, гражданской позиции и повышения толерантности. Таким образом, можно сказать, что воспитание ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования не только к предметным, но и личностным результатам освоения образовательной программы. Сформулированы основные личностные характеристики, которыми должен обладать выпускник – «портрет выпускника школы».
Среди них: патриотизм и гражданская идентичность, основы саморазвития и самовоспитания, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовность и способность к образованию, ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека, от семьи, общества, культуры, от культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
В основе программы воспитания и социализации должны быть базовые национальные ценности российского общества, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, искусство, природа, человечество.
В целом, воспитательная деятельность образовательной организации и управление ее качеством осуществляется на основе внешнего и внутреннего нормативно-правового обеспечения. Внешнее обеспечение включает директивные и нормативные документы международного, федерального и регионального уровней. Внутреннее обеспечение – через локальные акты и документацию образовательной организации по воспитательному процессу.
Таким образом, можно представить перечень основных нормативных документов, которые определяют место и роль воспитательной компоненты образования, они определены и регламентируют деятельность образовательных организаций:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ; -
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; -
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ; -
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 № 98-ФЗ; -
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599; -
Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года № 240; -
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н; -
Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н; -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Также организация воспитательной деятельности определяется следующими международными нормативно-правовыми документами:
-
Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974). -
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966). -
Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). -
Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959). -
Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). -
Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995 г.).
1 сентября 2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся4. Согласно изменениям, основные образовательные программы теперь должны включать рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, разрабатываемые и утверждаемые образовательными организациями самостоятельно, с правом привлечения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с новыми положениями Федерального закона не позднее 1 сентября 2021 года. При этом образовательные организации обязаны проинформировать обучающихся и их родителей об изменениях, внесенных в такие программы.
Также повышение значимости воспитательной составляющей предусмотрено реализацией Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Развитие воспитания в системе образования предусматривает:
-
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, способствующих совершенствованию воспитательного компонента ФГОС; -
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин; -
программы воспитания в образовательных организациях должны быть направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; -
развитие вариативности воспитательных систем с целью формирования индивидуальной траектории и развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; -
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; -
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную и игровую деятельности, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.
Также большое значение уделяется созданию условий для развития у детей коммуникативных навыков и расширению кругозора, в том числе путем повышения уровня владения русским и иностранными языками, знакомством с предметами мировой и отечественной культуры, использованием чтения как способа познания мира и формирования личности.