Файл: Мотивация студентов на получение профессиональных знаний 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Содержание 2
Глава 1. Мотивация студентов на получение профессиональных знаний 3
1.1 Понятия мотивации 3
1.2 Классификация учебной мотивации студентов 5
1.3 Мотивация студентов на получение профессиональных знаний (на примере студентов Финансового университета) 6
Список использованной литературы 9
Глава 1. Мотивация студентов на получение профессиональных знаний
1.1 Понятия мотивации
Мотивация — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки.
В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.
Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми различными. Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования.
Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов.
Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.
1.2 Классификация учебной мотивации студентов
Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов
-
познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным); -
широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, принести пользу обществу); выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение; -
прагматические мотивы (иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд); -
профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу); -
эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов); -
статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность); -
коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств); -
традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени); -
утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет); -
учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов) - мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении); -
неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.
1.3 Мотивация студентов на получение профессиональных знаний (на примере студентов Финансового университета)
Отношение к объекту мотивации (в нашем случае – учебе) у субъекта (студента) Финансового университета может принимать разные формы в зависимости от личностной значимости объекта. Существует большое количество таких значимостей, которые и определяют специфику мотивации того или иного субъекта (студента). Каждая из них формирует специфический вид мотивации, среди которых нас в первую очередь будут интересовать следующие:
-
содержательная; -
прагматическая; -
социальная.
Психологи выделяют более конкретные типы мотивов.
Мотивы достижения;
Мотивы самоутверждения;
Эмоциональные мотивы;
Мотивы поощрения.
Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов Финансового университета:
-
познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным); -
широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение); -
прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд); -
профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу); -
эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов); -
статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность); -
коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств); -
традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени); -
утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию); -
учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов) -
мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе); -
неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Как же повысить мотивацию студентов Финансового университета? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.
Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того, чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.
Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.
Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения.
Список использованной литературы
-
Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. специальностей высших учебных заведении / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. -
Андреев В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999. -
Андреева Ю.В. Развитие профессиональной направленности учащихся // Мир образования образование в мире. - 2004. - № 3. -
Апиш Ф.Н. Основные современные теории мотивации. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001 -
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976. -
Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск, 1999. -
Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c. -
Бибрих P.P. К проблеме управления формированием учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов 2 — ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии. - М: 1982. -
Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972. -
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2006. -
Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с. -
Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c. -
Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c. -
Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 -
Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с. -
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с. -
Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с. -
Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с. -
Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.