Файл: Карпещук Любовь Александровна Место работы мбоу Гимназия 6 г. Брянска. Общая информация по уроку класс укажите класс, к которому относится урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Карпещук Любовь Александровна |
Место работы | МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска. |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 2 четверть |
Тема урока | Построение таблиц истинности для логических выражений. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | |
Метапредметные Навыки формирования и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность внешне различных объектов. | |
Предметные - Представление о таблице истинности для логического выражения; - Усвоение понятий «логическая функция», «таблица истинности. - Отработка навыков построения таблиц истинности логических выражений. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Логическая операция, логическая функция, таблица истинности, логическое выражение. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Мультимедийный проектор, доска. ПК. Учебник. Тетрадь. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как человек мыслит? (логически) - Через какие основные понятия осуществляется мышление? (мышление всегда осуществляется через высказывания и умозаключения) - Как обозначают логические переменные? - Можно ли считать составное логическое высказывание логической функцией? Что обязательно должно содержать составное логическое высказывание, чтобы стать логической функцией? (логические операции) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность (устно): 1. Париж - столица Англии. (ЛОЖЬ) 2. Число 11 является простым. (ИСТИНА) 3. 4 + 5=10. (ЛОЖЬ) 4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 5. Сложите числа 2 и 5. 6. Некоторые медведи живут на севере. (ИСТИНА) 7. Все медведи - бурые. (ЛОЖЬ) 8. Чему равно расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга? Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Попробуйте поставить цель урока. - Какие задачи нам придется решить, чтобы достигнуть поставленной цели? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из составного высказывания составьте формулу, заменяя простые высказывания переменными. Задача: В классе оказалось разбито стекло. Учитель объясняет директору: это сделал Коля или Саша. Но Саша этого не делал, так как в это время сдавал мне зачет. Следовательно, это сделал Коля. Решение: Формализуем данное сложное высказывание: К – это сделал Коля; С – это сделал Саша. Форма высказывания: На прошлом уроке мы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, что можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического выражения при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных) и, что можно определить значения исходных логических переменных, зная какой нам нужен результат. Итак, тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?» Мы уже несколько уроков подряд используем понятие “таблица истинности”? так что же такое таблица истинности? Таблица истинности – это таблица, истинность сложного высказывания при всевозможных значениях входящих переменных. Еще раз рассмотрим наш пример и построим таблицу истинности для этого составного высказывания При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Построить таблицы истинности для таких составных высказываний: А) Б) В&(АVВ) В) А&(A˅B˅C) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, каждый день в школе происходит какое-либо происшествие. Давайте поможем директору школы раскрыть некоторые из них. Учитель показывает папки ДЕЛ. Итак вот наши дела: Дело о хищении телефона Аликовой. Дело о хулиганстве. Разбитое стекло. Дело о вымогательстве. Дело о разборках в классе. и т.д. Дело о хищении телефона Аликовой. Фигуранты дела: Иванов, Петров и Сидоров. Допрос: на вопрос “Кто из троих обучающихся взял телефон Аликовой?” был получен следующий ответ: “Неверно, что если телефон Аликовой брал Петров, то и Сидоров брал телефон Аликовой, и если телефон взял Иванов, то Петров не брал”. Кто взял телефон Аликовой? Расследование: обозначим простые высказывания буквами: И=телефон взял Иванов; П=телефон взял Петров; С=телефон взял Сидоров. Вопрос: Какие логические обороты использовались в ответе? Ответ: “Если…, то….”, “И…” и “Неверно, что…” Запишем ответ на языке алгебры логики: ¬ (П→С)T (И→¬ П) Построим таблицу истинности:
Проанализировав таблицу истинности видно, что выражение истинно в единственном случае, когда И=0, П=1 и С=0. Следовательно телефон Аликовой взял Петров. Дело закрыто. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дело о хулиганстве. Разбитое стекло. Три ученика, Симонов Саша, Кузин Коля и Вишнёв Ваня, играли во дворе школы в футбол и разбили мячом окно. На вопрос кто разбил окно были получены следующие ответы. Ваня сказал: “Это я разбил окно, Коля окно не разбивал”. Коля сказал: “Это сделал не я и не Саша”. Саша сказал: “Это сделал не я и не Ваня”. Но дежурная сидела и всё видела. Она сказала, что только один ученик говорит правду, но не назвала его фамилии. Кто из учеников разбил стекло? Фигуранты дела: Симонов Саша, Кузин Коля и Вишнёв Ваня. Допрос: на вопрос “Кто разбил окно?” были получены следующие ответы: Ваня сказал: “Это я разбил окно, Коля окно не разбивал”. Коля сказал: “Это сделал не я и не Саша”. Саша сказал: “Это сделал не я и не Ваня”. Но дежурная сидела и всё видела. Она сказала, что только один ученик говорит правду, но не назвала его фамилии. Расследование: обозначим простые высказывания буквами: В=разбил Вишнёв Ваня; К=разбил Кузин Коля; С=разбил Симонов Саша. Запишем ответ на языке алгебры логики: Ваня: (ВT ¬К) – расследует I отдел. Коля: (¬КT ¬С) – расследует II отдел. Саша: (¬СT ¬В) – расследует III отдел. Построим таблицу истинности:
Проанализировав таблицу истинности видно, что выражение истинно в двух случаях, 1. когда В=0, К=1 и С=0 и 2. когда В=1, К=0 и С=1. Но стекло разбил кто-то один. Следовательно второй вариант не может быть, тогда стекло разбил Кузин Коля. Дело закрыто. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1) ¬X Y ¬Z 2) X Y ¬Z 3) ¬X ¬Y Z 4) X ¬Y Z
1) X Y Z 2) ¬X ¬Y Z 3) X Y ¬Z 4) ¬X ¬Y ¬Z
1) ¬X ¬Y Z 2) ¬X ¬Y Z 3) X Y ¬Z 4) X Y Z | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дело о вымогательстве. В вымогательстве подозреваются Брагин, Кургин и лиходеев. Каждый их них дол следующие показания. Брагин: “Я не участвовал в вымогательстве. Это делал Лиходеев”. Лиходеев: “Я не виноват, но и Кургин тут ни причём”. Кургин: “Лиходеев не виновен. Вымогательство совершал Брагин”. Следствием точно установлено, что вымогали двое, кроме того, подозреваемые путались в показаниях и каждый из них не дал полностью правдивых показаний. Кто же совершал вымогательства? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№1. Постройте таблицы истинности для следующих выражений: 1) x∧y∧z; 2) x∧¬y∧z; 3) x∧y∧¬z; 4) ¬x∧¬y∧¬z; 5) x∨y∨z; 6) x∨¬y∨z; 7) x∨y∨¬z; 8) ¬x∨¬y∨¬z; 9) ¬( x∧y∧z ); 10) ¬(x∧¬y∧z); 11) ¬(x∨y∨z); 12) ¬( x∨¬y∨z). № 2. Разбейте эти выражения на группы так, чтобы выражения, попавшие а одну группу имели одинаковые таблицы истинности, а выражения, попавшие в разные группы, - разные таблицы истинности. 1) x → (y → z); 2) ¬x → (y → z); 3) x → ( ¬y → z); 4) x → (y → ¬z); 5) x ∨ y ∨ z; 6) ¬x ∨ y ∨ z; 7) x ∨ ¬y ∨ z; 8) x ∨ y ∨ ¬z; 9) ¬x ∨ ¬y ∨ z; 10) x ∨ ¬y ∨ ¬z; 11) ¬x ∨ y ∨ ¬z; 12) ¬x ∨ ¬y ∨ ¬z. Укажите, для каких выражений таблицы истинности совпадают. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополните предложения: Я понял(а)… Я узнал(а)… Я разобрался(ась)… Я похвалил(а) бы себя… Было интересно… Было трудно… | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. п.1.3.3, стр. 39. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами. |