ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 стал прерогативой варварских обществ. В результате грехопадения человека отделился от Бога и утратил свою свободу. Религия возвращает ее человеку, механизируя природу28. Антропоцентризм – главный подарок, который предлагает христианская вера человечеству, ведь именно благодаря ей, как считает Бердяев, была выкована свободная человеческая личность29. Это объясняется и тем, что религия связывает человека с высшей божественным природой и происхождением, которое противоположно упрощенному натуралистическому пониманию30
Укрепление личности, которую подарило христианство, произошло, по мнению автора, во времена Средневековья31. Этот удивительный, на наш взгляд, вывод Бердяев доказывает следующим образом: личность в этот период дисциплинировалась в монашестве и рыцарстве. Это произошло потому, что человек физически и духовно был закован в латы, средневековая эпоха позволила ему сконцентрировать все свои внутренние силы, сохранить их и преумножить в дальнейшем в эпоху Возрождения. Интересен вывод Бердяева о том, что если бы не было средневековой аскезы, то не было бы и творческого взлета в эпоху Ренессанса32. Однако средневековая история не решила главный вопрос – идея Царства Божия не осуществилась. Именно эта трагедия повлекла за собой «восстание человека» в эпоху Возрождения и гуманизма. Почему не увенчалась успехом теократическая культура? Автор делает вывод о том, что это произошло из-за недостаточного раскрытия свободной творческой силы человека. Принудительное осуществление Царства Божия – невозможная затея33. Для того, чтобы осуществились все чаяния, о которых пишет Бердяев, необходимо участие свободных и автономных человеческих желаний и усилий. Однако наступила эпоха Ренессанса, в которой и произошло «отпущение на свободу творческих сил человека»34. В этом и проклятие и дар этого исторического периода. Как и гуманизм, с одной стороны, мы видим автономию и свободу, с другой – поворот от божественного к природному, от духовного к человеческому. Была разорвана связь с духовным центром, а человек стал слишком уверен в своих силах. Бердяев раскрывает интереснейший феномен – противоречие гуманизма, который, в результате, и погубил человека новой истории. Гуманизм позволил раскрыть человеческую индивидуальность, возвысил его, но в то же время и принизил
, ослабил, потому что оторвал от духовного и отдалил от внутреннего смысла жизни, божественного центра35. Так, мы можем заключить основной вывод Бердяева: самоутверждение человека неизменно приведет к самоистреблению. Если творческие силы и их раскрытие не будут связаны с высшей божественной целью, то это превратится в их уничтожение. XIX век становится временем окончательного кризиса гуманизма. В нем обнаруживается новое обращение человеческого духа к природе – борьба с природными силами с целью превратить их в свое орудие. Произошла, по мнению Бердяева, «величайшая революция»36 - появление машин. Рефреном звучит мысль о том, что личность, которая была создана благодаря христианству и средним векам, разлагается, поскольку человек перестает «утверждать в себе образ Божий»37.
Таким образом, гуманистическое безбожие приводит к тому, что он отрицает сам себя и превращается в антигуманизм, свобода переходит к принуждению. Бердяев ставит на этом точку в новой истории и предлагает начать отсчет совершенно другой, которую называет новым средневековьем. Перед тем, как осветить основные положения отдельного труда Бердяева, в котором он глубже раскрывает свою концепцию, мы должны прийти к умозаключениям. Человек, таким образом, в результате должен решить, к каким силам ему примкнуть – вернуться к божественному или остаться в подчинении у злых сверхчеловеческих начал. История, по Бердяеву, - трагедия, неудача38. Означает ли это, что она не имеет смысла? Напротив, необходимо воспринимать ее исключительно в трагедийном смысле и полагать, что разрешение всех неудач возможно только вне ее пределов. В этом и заключается глубочайший смысл истории – не решить какие-либо задачи, но раскрыть духовные силы истории, запустить внутреннее движение. Что же в таком случае можно сказать о прогрессе? Если мы будем рассматривать его с точки зрения разрешения задач, то вышесказанное будет абсолютно исчерпывающим – история является бесконечной чередой неудач. Однако, и в этом суть исторического, совершенно не важно осуществление во времени, важнее опыт и память, которые имеют глубочайший смысл за пределами всемирной истории. В грядущем, предостерегает Бердяев, нас ждет «борьба добра и зла, Бога и дьявола, света и тьмы»39. Смысл истории заключается в том, чтобы раскрыть эти противоположности. История должна кончиться, только в этом случае она будет иметь смысл. Пессимизм этой метафизики реалистичен: оптимистическое учение о прогрессе не учитывает того, что человеческая судьба не разрешима в пределах истории.
Какие же новые концептуальные положения выделяет автор в следующем своем труде, «Новое средневековье», вышедшем на два года позднее уже описанной работы? В данной книге объединены три «этюда» - «Новое средневековье», «Размышления о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия». В сущности, они крайним образом переплетены и высказывают схожие представления.
Прежде всего, Бердяев говорит о том, что история, подобно природе, обладает определенным ритмом, подразумевающим смену эпох и культур40. Он полагает, что старый мир заканчивается и уступает дорогу новому, который некоторые считают революцией, некоторые – реакцией. Автор называет новый мир началом нового средневековья и предлагает свое видение идеальных черт нового типа общества и культуры. Он называет новую эпоху ночной, определяя в ней переход «от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа»41. Возврат к старому миру более невозможен, даже вреден. Бердяев призывает к революции духа и новому сознанию. Индивидуализм, атомизация общественности, неограниченный демографический рост, рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – это привело к созданию индустриально – капиталистической системы, изменивший всю человеческую жизнь. Появление машины, как мы уже определяли, стало величайшей революцией в истории человечества. В новой системе нарушена иерархия – духовное теперь подчиняется материальному. Бердяев упоминает, что капитализм и социализм являются плодами одного процесса – они возникают «на почве убыли духа как результат долгого исторического пути отпадения от духовного центра жизни»42. Обратимся к чертам нового средневековья: конец индивидуализма, гуманизма, формального либерализма культуры нового времени, начало новой коллективной религиозной эпохи. Ни одна из сфер творчества не будет нейтральной по отношению к религии. Познание, мораль, искусства, государство и хозяйство – должны стать свободно и изнутри религиозными. Духовным центром должна стать церковь, как в средние века, а ее опорой – религиозная интеллигенция. Новое средневековье преодолеет страшный атомизм либо ложно (коммунизмом) либо истинно (с помощью церкви, соборностью). Бердяев заявляет о том, что необходимо конструировать власть, на передний план должна выйти духовная аристократия, политические партии и парламенты с «их фиктивной, вампирической жизнью наростов на народном теле»
43 уйдут. Вместо старых сословий и классов придут профессиональные группы материального и духовного труда – профессиональные союзы, кооперации, цехи. Новое средневековье станет народным, но недемократичным. Труд станет восприниматься как творчество, а центр тяжести жизни перенесется со средств жизни на цели жизни. Необходимо вернуться к внутреннему наполнению. Также, Бердяев говорит о том, что в новой эпохе большую роль будет играть женщина. Однако речь идет не об эмансипации, а о том, что особую роль будет играть некая «вечная женственность»44, связанной с вечной энергией.
Далее, Николай Александрович размышляет о русской революции. Он полагает, что любая революция является несчастьем, русская – не исключение. «Революция есть рок и стихия»45. По мнению Бердяева, большевики не управляли революцией, они были ее орудием, поскольку невозможно управлять такой силой. По Бердяеву, революция есть результат разложения старого общества и старой культуры. Автор солидарен с Ж. де Местром, который считает, что в революции всегда действует воля Провидения, с помощью которой Бог карает людей и народы46. По его мнению, нет ничего более утопичного, чем думать, что Россию можно превратить в правовое и демократическое государство. Такой исход стал бы отходом от исторических инстинктов и традиций русского народа. Большевики действовали в русле этих взглядов и умело использовали настроение народных масс. Бердяев считает большевизм «извращенным, вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи»47. Что делать, когда революция случилась? Бердяев считает, что необходимо принять этот факт как «ниспосланный Провидением», принять все беды, которые он несет и противиться соблазнам революции, оставаясь духовным и нравственным человеком. Нельзя перекладывать вину на других, считая себя «сосудом добра». По мнению философа, контрреволюция возможна только руками сил пореволюционными, а не дореволюционными. Это легко объясняется – революция уничтожает старых несогласных, они деморализованы и слабы. Вспоминается известный факт: французскую революцию задушил ее же «сын» Наполеон Бонапарт. Революция рождает на свет тех демонов, которые способны с ней покончить. Бердяев считает, что в русской революции кончается «Россия господская и Россия интеллигентская»48, рождается неведомая Россия. А покончить с ней может только крестьянство, новая буржуазия, красная армия. Бердяев предупреждает: нельзя жить злобой, необходимо выйти из кровавого кошмара революции. Меня тронула мысль философа о том, что наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Если выйти из кровавой поруки, то можно перейти в другое измерение. Долг духовный, долг христиан – выйти из власти отрицательного влияния революции. Бердяев считает, что нужно воспринимать случившееся сквозь призму себя: «Большевизм есть мой грех, моя вина»
49. Принцип ответственности всех за всех может привести к духовному воскрешению. Монархия, по Бердяеву, пала потому, что разложились религиозные верования и народ перестал верить в царя. Большевики воспользовались этим и превратили духовные основы в кровавую анархию: «Произошло страшное огрубение жизни, огрубение всего быта, воцарился солдатско – народный стиль»50.
Русский вопрос становится, прежде всего, вопросом духовным. Государство было разрушено потому, что оно превратилось в войско. Как его спасти? Найти высший принцип, который поможет преодолеть буржуазно – капиталистический милитаризм. По мнению Бердяева, проблема большевизма – внутренне – духовная проблема, большевизм можно преодолеть в себе. Почему произошла революция в России? Философ выделяет следующие причины: страшная война, слабое правосознание, отсутствие настоящей культуры, земельная неустроенность крестьянства, зараженность русской интеллигенции ложными идеями. В основе русской революции, по утверждению автора, лежит религиозный факт – аполитический русский народ устремлен к историческому концу, он желает «или Царства Божьего, братства во Христе, или товарищества в антихристе, царства князя мира сего»51. Русский народ совсем не похож на народы Европы, он отрешенный, равнодушный к земному и обращен к небу. Столь точно и трагично замечание Бердяева: «Душа русского человека устремлена к Царству Божьему, но она легко поддается соблазнам, подменам и смешениям, легко попадает во власть царства лжи»52. Россию необходимо «расколдовать» от той ужасной магической энергии, которую излучают большевики. Для того чтобы пережить русскую революцию необходимо пройти духовное очищение, должен наступить катарсис. Россию ждут ужасные последствия революции, которые будут выражены в варваризации, понижению уровню и качества культуры. Россия будет разделена. Автор выражает надежду, что вечно будет существовать Россия духовная, но предполагает, что количественно будет преобладать Россия «безбожной цивилизации»53. Однако несмотря на это, Бердяев видит положительный результат – революция будет служить делу возрождения церкви и религиозной жизни, ведь христианство «есть религия распятой правды». Бердяев призывает духовно бороться с тем кошмаром, который охватил мир, ведь нужно спасать «свободу человеческого духа», который с таким нещадным остервенением душит коммунистическая власть.
Укрепление личности, которую подарило христианство, произошло, по мнению автора, во времена Средневековья31. Этот удивительный, на наш взгляд, вывод Бердяев доказывает следующим образом: личность в этот период дисциплинировалась в монашестве и рыцарстве. Это произошло потому, что человек физически и духовно был закован в латы, средневековая эпоха позволила ему сконцентрировать все свои внутренние силы, сохранить их и преумножить в дальнейшем в эпоху Возрождения. Интересен вывод Бердяева о том, что если бы не было средневековой аскезы, то не было бы и творческого взлета в эпоху Ренессанса32. Однако средневековая история не решила главный вопрос – идея Царства Божия не осуществилась. Именно эта трагедия повлекла за собой «восстание человека» в эпоху Возрождения и гуманизма. Почему не увенчалась успехом теократическая культура? Автор делает вывод о том, что это произошло из-за недостаточного раскрытия свободной творческой силы человека. Принудительное осуществление Царства Божия – невозможная затея33. Для того, чтобы осуществились все чаяния, о которых пишет Бердяев, необходимо участие свободных и автономных человеческих желаний и усилий. Однако наступила эпоха Ренессанса, в которой и произошло «отпущение на свободу творческих сил человека»34. В этом и проклятие и дар этого исторического периода. Как и гуманизм, с одной стороны, мы видим автономию и свободу, с другой – поворот от божественного к природному, от духовного к человеческому. Была разорвана связь с духовным центром, а человек стал слишком уверен в своих силах. Бердяев раскрывает интереснейший феномен – противоречие гуманизма, который, в результате, и погубил человека новой истории. Гуманизм позволил раскрыть человеческую индивидуальность, возвысил его, но в то же время и принизил
, ослабил, потому что оторвал от духовного и отдалил от внутреннего смысла жизни, божественного центра35. Так, мы можем заключить основной вывод Бердяева: самоутверждение человека неизменно приведет к самоистреблению. Если творческие силы и их раскрытие не будут связаны с высшей божественной целью, то это превратится в их уничтожение. XIX век становится временем окончательного кризиса гуманизма. В нем обнаруживается новое обращение человеческого духа к природе – борьба с природными силами с целью превратить их в свое орудие. Произошла, по мнению Бердяева, «величайшая революция»36 - появление машин. Рефреном звучит мысль о том, что личность, которая была создана благодаря христианству и средним векам, разлагается, поскольку человек перестает «утверждать в себе образ Божий»37.
Таким образом, гуманистическое безбожие приводит к тому, что он отрицает сам себя и превращается в антигуманизм, свобода переходит к принуждению. Бердяев ставит на этом точку в новой истории и предлагает начать отсчет совершенно другой, которую называет новым средневековьем. Перед тем, как осветить основные положения отдельного труда Бердяева, в котором он глубже раскрывает свою концепцию, мы должны прийти к умозаключениям. Человек, таким образом, в результате должен решить, к каким силам ему примкнуть – вернуться к божественному или остаться в подчинении у злых сверхчеловеческих начал. История, по Бердяеву, - трагедия, неудача38. Означает ли это, что она не имеет смысла? Напротив, необходимо воспринимать ее исключительно в трагедийном смысле и полагать, что разрешение всех неудач возможно только вне ее пределов. В этом и заключается глубочайший смысл истории – не решить какие-либо задачи, но раскрыть духовные силы истории, запустить внутреннее движение. Что же в таком случае можно сказать о прогрессе? Если мы будем рассматривать его с точки зрения разрешения задач, то вышесказанное будет абсолютно исчерпывающим – история является бесконечной чередой неудач. Однако, и в этом суть исторического, совершенно не важно осуществление во времени, важнее опыт и память, которые имеют глубочайший смысл за пределами всемирной истории. В грядущем, предостерегает Бердяев, нас ждет «борьба добра и зла, Бога и дьявола, света и тьмы»39. Смысл истории заключается в том, чтобы раскрыть эти противоположности. История должна кончиться, только в этом случае она будет иметь смысл. Пессимизм этой метафизики реалистичен: оптимистическое учение о прогрессе не учитывает того, что человеческая судьба не разрешима в пределах истории.
Какие же новые концептуальные положения выделяет автор в следующем своем труде, «Новое средневековье», вышедшем на два года позднее уже описанной работы? В данной книге объединены три «этюда» - «Новое средневековье», «Размышления о русской революции» и «Демократия, социализм и теократия». В сущности, они крайним образом переплетены и высказывают схожие представления.
Прежде всего, Бердяев говорит о том, что история, подобно природе, обладает определенным ритмом, подразумевающим смену эпох и культур40. Он полагает, что старый мир заканчивается и уступает дорогу новому, который некоторые считают революцией, некоторые – реакцией. Автор называет новый мир началом нового средневековья и предлагает свое видение идеальных черт нового типа общества и культуры. Он называет новую эпоху ночной, определяя в ней переход «от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа»41. Возврат к старому миру более невозможен, даже вреден. Бердяев призывает к революции духа и новому сознанию. Индивидуализм, атомизация общественности, неограниченный демографический рост, рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни – это привело к созданию индустриально – капиталистической системы, изменивший всю человеческую жизнь. Появление машины, как мы уже определяли, стало величайшей революцией в истории человечества. В новой системе нарушена иерархия – духовное теперь подчиняется материальному. Бердяев упоминает, что капитализм и социализм являются плодами одного процесса – они возникают «на почве убыли духа как результат долгого исторического пути отпадения от духовного центра жизни»42. Обратимся к чертам нового средневековья: конец индивидуализма, гуманизма, формального либерализма культуры нового времени, начало новой коллективной религиозной эпохи. Ни одна из сфер творчества не будет нейтральной по отношению к религии. Познание, мораль, искусства, государство и хозяйство – должны стать свободно и изнутри религиозными. Духовным центром должна стать церковь, как в средние века, а ее опорой – религиозная интеллигенция. Новое средневековье преодолеет страшный атомизм либо ложно (коммунизмом) либо истинно (с помощью церкви, соборностью). Бердяев заявляет о том, что необходимо конструировать власть, на передний план должна выйти духовная аристократия, политические партии и парламенты с «их фиктивной, вампирической жизнью наростов на народном теле»
43 уйдут. Вместо старых сословий и классов придут профессиональные группы материального и духовного труда – профессиональные союзы, кооперации, цехи. Новое средневековье станет народным, но недемократичным. Труд станет восприниматься как творчество, а центр тяжести жизни перенесется со средств жизни на цели жизни. Необходимо вернуться к внутреннему наполнению. Также, Бердяев говорит о том, что в новой эпохе большую роль будет играть женщина. Однако речь идет не об эмансипации, а о том, что особую роль будет играть некая «вечная женственность»44, связанной с вечной энергией.
Далее, Николай Александрович размышляет о русской революции. Он полагает, что любая революция является несчастьем, русская – не исключение. «Революция есть рок и стихия»45. По мнению Бердяева, большевики не управляли революцией, они были ее орудием, поскольку невозможно управлять такой силой. По Бердяеву, революция есть результат разложения старого общества и старой культуры. Автор солидарен с Ж. де Местром, который считает, что в революции всегда действует воля Провидения, с помощью которой Бог карает людей и народы46. По его мнению, нет ничего более утопичного, чем думать, что Россию можно превратить в правовое и демократическое государство. Такой исход стал бы отходом от исторических инстинктов и традиций русского народа. Большевики действовали в русле этих взглядов и умело использовали настроение народных масс. Бердяев считает большевизм «извращенным, вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи»47. Что делать, когда революция случилась? Бердяев считает, что необходимо принять этот факт как «ниспосланный Провидением», принять все беды, которые он несет и противиться соблазнам революции, оставаясь духовным и нравственным человеком. Нельзя перекладывать вину на других, считая себя «сосудом добра». По мнению философа, контрреволюция возможна только руками сил пореволюционными, а не дореволюционными. Это легко объясняется – революция уничтожает старых несогласных, они деморализованы и слабы. Вспоминается известный факт: французскую революцию задушил ее же «сын» Наполеон Бонапарт. Революция рождает на свет тех демонов, которые способны с ней покончить. Бердяев считает, что в русской революции кончается «Россия господская и Россия интеллигентская»48, рождается неведомая Россия. А покончить с ней может только крестьянство, новая буржуазия, красная армия. Бердяев предупреждает: нельзя жить злобой, необходимо выйти из кровавого кошмара революции. Меня тронула мысль философа о том, что наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Если выйти из кровавой поруки, то можно перейти в другое измерение. Долг духовный, долг христиан – выйти из власти отрицательного влияния революции. Бердяев считает, что нужно воспринимать случившееся сквозь призму себя: «Большевизм есть мой грех, моя вина»
49. Принцип ответственности всех за всех может привести к духовному воскрешению. Монархия, по Бердяеву, пала потому, что разложились религиозные верования и народ перестал верить в царя. Большевики воспользовались этим и превратили духовные основы в кровавую анархию: «Произошло страшное огрубение жизни, огрубение всего быта, воцарился солдатско – народный стиль»50.
Русский вопрос становится, прежде всего, вопросом духовным. Государство было разрушено потому, что оно превратилось в войско. Как его спасти? Найти высший принцип, который поможет преодолеть буржуазно – капиталистический милитаризм. По мнению Бердяева, проблема большевизма – внутренне – духовная проблема, большевизм можно преодолеть в себе. Почему произошла революция в России? Философ выделяет следующие причины: страшная война, слабое правосознание, отсутствие настоящей культуры, земельная неустроенность крестьянства, зараженность русской интеллигенции ложными идеями. В основе русской революции, по утверждению автора, лежит религиозный факт – аполитический русский народ устремлен к историческому концу, он желает «или Царства Божьего, братства во Христе, или товарищества в антихристе, царства князя мира сего»51. Русский народ совсем не похож на народы Европы, он отрешенный, равнодушный к земному и обращен к небу. Столь точно и трагично замечание Бердяева: «Душа русского человека устремлена к Царству Божьему, но она легко поддается соблазнам, подменам и смешениям, легко попадает во власть царства лжи»52. Россию необходимо «расколдовать» от той ужасной магической энергии, которую излучают большевики. Для того чтобы пережить русскую революцию необходимо пройти духовное очищение, должен наступить катарсис. Россию ждут ужасные последствия революции, которые будут выражены в варваризации, понижению уровню и качества культуры. Россия будет разделена. Автор выражает надежду, что вечно будет существовать Россия духовная, но предполагает, что количественно будет преобладать Россия «безбожной цивилизации»53. Однако несмотря на это, Бердяев видит положительный результат – революция будет служить делу возрождения церкви и религиозной жизни, ведь христианство «есть религия распятой правды». Бердяев призывает духовно бороться с тем кошмаром, который охватил мир, ведь нужно спасать «свободу человеческого духа», который с таким нещадным остервенением душит коммунистическая власть.