ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор постулирует: человечество переживает мировой кризис всех социально – политических идеологий и форм. В демократии нет ничего от народного. Первое разочарование в ней принесла французская революция. В демократических обществах нет органического, прочного и вечного. Они свободолюбивы лишь в области равнодушия и к добру и к злу, к истине и лжи. Народ хочет обрести волю, ищет святую и праведную власть. Социализм противопоставляется демократии. Он носит материально – содержательный характер, имеет «предмет устремления»54. Он не равнодушен к чаяниям народа, по мнению Бердяева, его можно рассматривать как новую веру для человечества. Однако социализм наделяет суверенитетом не народ, а избранный класс. Бердяев полагает, что социализм несет некоторый мессианский характер. Мессией в данном случае выступает пролетариат, а грядущее – период, где не будет эксплуатации. Однако здесь есть важный элемент: суверенитет будет принадлежать не пролетариату в целом, а идее. Носителем идеи пролетариата является лишь малая прослойка, избранное меньшинство. Так, социализм аристократичен, в противовес демократии. И социализм способен на насилие во имя того, чтобы эту идею осуществить. Таким образом, он является живым оправданием диктатуры и тирании меньшинства. Социализм решает судьбу человечества, «отрицая свободу духа». Бердяев называет социализм «сатанократией»55, он находится по ту сторону теократического государства. Этот идеологический строй покушается на самое святое – он хочет владеть не только телом человека, но и его душой, отодвигая церковь. Даже самые деспотические государства не требуют человеческих душ. Социализм хочет «выдрессировать механически человеческие души». Весь этот негативный опыт исторических неудач связан с тем, что теократические общества саморазложились. Симуляция «христианского государства», которую попытались осуществить демократия и социализм потерпела крах. Необходимо произвести глубочайшую революцию – «вернуться на родину духа»56. Бердяев заключает, что вера в политическое и социальное спасение человечества угасает. Можно ли все-таки его спасти? Если мир решит восстать против господства внешнего и обратиться к внутренней духовности во имя содержания и цели жизни, то это возможно. Люди должны сделать свой выбор: единение и братство людей во Христе или единение и товарищество людей в антихристе. Все остальное распадется. Русский народ – народ глубоко апокалиптический, он признает срединного положения, поэтому именно он поставил этот вопрос перед всем человечеством.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить уникальность трудов Николая Александровича Бердяева. Замечательный русский философ, самобытно и оригинально выстроил особую концепцию исторического пути не только всемирного, но и исключительно русского. В его измышлениях чувствуется особое неравнодушие, стремление найти истину и предотвратить кровавые бессмысленные бойни. Глубокая, наполненная и достаточно исчерпывающая концепция философии истории испещрена религиозными оттенками, что может сделать ее утопичной. Однако абсолютно прав автор в том, что в переломные эпохи случается абсолютный переход из внешнего во внутреннее спасительное. Абсолютно оправданы не смолкающие дискуссии вокруг этого неординарного человека с уникальными историческими и философскими концепциями, которые дают особенно интересную пищу для ума в современных реалиях.
Список использованных источников и литературы
Источники:
-
Бердяев Н. А. Смысл истории. –М.: Мысль, 1990. 273 с. -
Бердяев Н.А. Новое средневековье (Размышление о судьбе России). – М.: Фолио, АСТ, 2002. 134 с.
Литература:
-
Евсеева Е.Н. Бердяев Николай Александрович (1874 1948) // Новый исторический вестник. 2002. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berdyaev-nikolay-aleksandrovich-1874-1948 (дата обращения: 22.12.2022).
1 Евсеева Е.Н. Бердяев Николай Александрович (1874 1948) // Новый исторический вестник. 2002. №6. С.2
2 Там же. С. 3.
3Там же. С. 3.
4 Там же. С. 3.
5 Евсеева Е.Н. Бердяев Николай Александрович (1874 1948) // Новый исторический вестник. 2002. №6. С.5.
6 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 5
7 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 9.
8 Там же. С. 10.
9 Там же. С. 11.
10 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 16.
11 Там же. С. 20.
12 Там же. С. 27.
13 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 29.
14 Там же. С. 32.
15 Там же. С. 36.
16 Там же. С. 37.
17 Там же. С. 38.
18 Там же. С. 41.
19 Там же. С. 42.
20 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 43.
21 Там же. С. 44.
22 Там же. С. 45.
23 Там же. С. 47.
24 Там же. С. 49.
25 Там же. С. 76.
26 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 110.
27 Там же. С. 111.
28 Там же. С. 115.
29 Там же. С. 116.
30 Там же. С. 149.
31 Там же. С. 150.
32 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 151.
33 Там же. С. 155.
34 Там же. С. 157.
35 Там же. С. 166.
36 Там же. С. 180.
37 Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990. С. 184.
38 Там же. С. 218.
39 Там же. С. 245.
40 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 5.
41 Там же. С. 11.
42 Там же. С. 28.
43 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 44.
44 Там же.. С. 51.
45 Там же. С. 55.
46 Там же. С. 57.
47 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 58.
48 Там же. С. 84.
49 Там же. С. 65.
50 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 68.
51 Там же. С. 79.
52 Там же. С. 82.
53 Там же. С. 90.
54 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 108
55 Там же. С. 131.
56 Бердяев Н. Новое средневековье. М., 2002. С. 127.