Файл: Лекция 1. Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная наука и отрасль здравоохранения рассматриваемые вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, т. е. как развивалось или какова история того или иного явления, имеющего отношение к данной научной дисциплине. Исторический метод используется специалистами общественного здоровья и здравоохранения как в научных, так и в учебных целях и позволяет объективно определить приоритетные проблемы и исключить дублирование исследований. Это, в свою очередь, способствует определению приоритетных направлений в области общественного здоровья и здравоохранения и рациональному использованию финансовых средств. Например, при внедрении системы медицинского страхования или принципов семейной медицины в здравоохранение Российской Федерации анализируется исторический опыт их применения в других странах и т. д.
Метод экономического анализа. Он позволяет устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику, зависимость экономического развития от уровня общественного здоровья и показателей общественного здоровья от социально-экономических условий жизнедеятельности населения.
Экономический методвключает, прежде всего, финансовую сторону тех или иных мероприятий в сфере общественного здоровья и здравоохранения, позволяет определить или обосновать экономическую целесообразность данных мероприятий. И самое главное, экономический метод позволяет определить экономическую эффективность (рентабельность) вложенных в общественное здоровье и здравоохранение ассигнований. В случае отсутствия таковой экономический метод еще на этапе разработки мероприятий дает возможность избежать необоснованных финансовых затрат. Например, если доказано, что применение того или иного метода диагностики, профилактики или лечения заболеваний позволяет уменьшить сроки лечения и предотвратить развитие заболевания, то данный метод обладает экономической эффективностью и его следует активнее использовать. Можно утверждать, что при разработке, обосновании и совершенствовании того или другого метода или системы мероприятий обязателен экономический анализ. Недостаточное использование или пренебрежение экономическим методом привело и приводит к различным негативным последствиям в общественном здоровье и здравоохранении.
Экспериментальный метод. Он позволяет оценивать индивидуальное и общественное здоровье в зависимости от разнообразных факторов внешней среды, определять направления и организационные формы развития здравоохранения, вести поиск новых форм и методов профилактики болезней и охраны здоровья населения.
Экспериментальный методпредполагает апробацию, т. е. внедрение на ограниченной территории, в отдельных регионах и областях новых организационных форм и методов оказания медицинской помощи, профилактики и диагностики заболеваний. В случае положительного результата данные методы и формы распространяются повсеместно.
Нельзя не сказать о так называемом системном анализе как основе многих, если не большинства, методов научных исследований, в том числе математических, статистических, социологических и др. Этот метод (даже методология) особенно успешно используется при исследовании общественных и биологических систем (совокупности взаимосвязанных частей, элементов, представляющих новое свойство, новое качество в сравнении со свойствами отдельных составляющих). Общественное здоровье, здравоохранение как раз представляют собой сложные, развивающиеся, динамичные системы, тесно связанные с другими системами, отраслями, областями знаний науки и общества.
Он позволяет на основе анализа взаимосвязанных процессов и факторов выявлять неэффективные звенья, препятствующие развитию систем или служб здравоохранения, выявлять системные факторы риска, нарушающие состояние общественного здоровья, разрабатывать стандартизованные формы технологии лечебного и профилактического процесса.
Такие методы как: статистические вплоть до математического моделирования, исторические, экономические, экспериментальные, аналитические, нормативные, экспертные, социологические, психологические и многие другие, применяемые при изучении и оценке общественного здоровья и здравоохранения, называются социально-гигиеническими.
Таким образом, дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» имеет свой предмет, объект исследования и изучения (общественное здоровье и здравоохранение) и совокупность методов и подходов, что, бесспорно, отвечает современным требованиям и критериям определения ее как самостоятельной науки и предмета преподавания.
Предпосылки, а вернее, причины возникновения науки и учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», заключаются в появлении потребности научно обоснованного объяснения природы здоровья и болезней не только отдельного человека, но и групп людей, их сообществ, т.е. общественного здоровья.
Первой предпосылкой, способствовавшей зарождению данной дисциплины, можно назвать установление причин и механизмов распространения в обществе различных инфекционных и паразитарных заболеваний, которые, как известно, являлись наиболее массовыми вплоть до XIX столетия и во многом определяли тип или профиль патологии населения, а, следовательно, и общественное здоровье. Борьба с инфекционными заболеваниями была основой общественных (государственных) мер или социальной политики в области медицины. Вся история врачевания, начиная с рабовладельческой эпохи, вся история цивилизованной медицины свидетельствует о неустанных попытках лечения и, что особенно важно, предотвращения массовых, т.е. инфекционных, паразитарных, прежде всего, особо опасных эпидемических заболеваний. Однако, пока не наступила эра бактериологии, когда с помощью микроскопа были обнаружены микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний, и были раскрыты научные основы, т.е. установлены подлинные причины этих заболеваний, нельзя было рассчитывать на успех в борьбе с ними. Именно это великое открытие XIX века положило начало учению об иммунитете и на его основе — вакцинации и другим действенным шагам лечения и предупреждения массовых инфекционных заболеваний. Большой вклад в решение этого вопроса внесли Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников и другие выдающиеся ученые.
Именно в этот период возникает выраженная потребность в научном обосновании комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на снижение распространенности инфекционных и паразитарных заболеваний, уменьшение социальных последствий.
Вторая причина развития общественного здоровья и здравоохранения — это организованные общественные движения трудящихся за социальные и политические права,
среди которых на одно из первых мест выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс, государство были вынуждены в той или иной мере решать выдвигаемые требования. В середине и к концу XIX века правительства ряда европейских стран были вынуждены в ответ на массовые выступления трудящихся осуществить реформы и принять законы о социальной помощи рабочим, в том числе о страховании и охране здоровья.
Третья предпосылка связана с появлением и развитием государственных медицинских учреждений и элементов государственного здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, предназначенных прежде всего для оказания медицинской помощи малоимущим слоям населения и профилактики инфекционных заболеваний. В России получили развитие земская и фабрично-заводская медицина.
Развитие социологии — науки об обществе — четвертая предпосылка, способствовавшая становлению общественного здоровья и здравоохранения. Социология широко использовала для своих целей знания философии, экономические концепции, статистику и демографические данные. К этому времени были созданы теории о народонаселении, классификация и номенклатура болезней.
Пятая предпосылка — это интенсивное развитие естествознания и гигиены. К числу наиболее важных достижений в данной области можно отнести: дарвинизм, нервизм, появление новых медицинских дисциплин (оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии и др.).
Среди новых наук и учебных дисциплин — экспериментальная гигиена, которая разрабатывает учение о влиянии на организм физических, химических, биологических факторов внешней среды. Однако некоторые ее первые представители не ограничиваются лишь исследованием природных факторов — в поле их внимания попадает человек не только как биологическая особь, но и как существо социальное, живущее в мире человеческих, общественных отношений, которые влияют на здоровье и патологию. Возникает интерес к изучению социальных условий, факторов, процессов по отношению к здоровью человека и его воспроизводству. Создается предпосылка для формирования и исследования
, так сказать, социальной, общественной стороны гигиены. Именно так в начале ХХ столетия обозначается новая наука (дисциплина) об общественном здоровье и здравоохранении.
Наиболее интенсивно становление общественного здоровья и здравоохранения происходило в Германии. В 1903 г. в этой стране молодой врач Альфред Гротьян начал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. он основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г. — учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.
Поэтому он фактически является основоположником социальной медицины как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В последующем и в других университетах Германии стали создаваться курсы и кафедры социальной гигиены, которые после второй мировой войны были превращены во многих университетах в кафедры социальной медицины как научной дисциплины, охватывающей все социальные проблемы медицины, а не только профилактический ее раздел (социальная медицина). В Германии в области социальной гигиены работали видные ученые. Среди них соратник и последователь А. Гротьяна профессор А. Фишер, написавший первый учебник по социальной гигиене, который был переведен на русский язык в 1929 году. Социальная гигиена Гротьяна была реформистской, так как посредством этой науки была вскрыта социальная этиология многих болезней. На основе социальной гигиены активно развивались натуралистические теории медицины, объяснявшие многие ее социальные проблемы: евгеника, мальтузианство, социал-дарвинизм.
Социальная гигиена Германии очень сильно переплеталась с социальными проблемами политики. Поэтому в 1934 году, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты (фашисты), на основе социальной гигиены была создана расовая гигиена. Этим самым был нанесен большой вред данной науке и был приостановлен процесс ее активного развития в Германии и в других странах Европы.
В царской России начало по активному изучению социальных проблем медицины положил М.В. Ломоносов своим трудом «О размножении и сохранении российского народа». Крупный вклад в социальные проблемы медицины внесли отечественные ученые-медики XVIII-XIX века: Мудров, Пирогов, Боткин, Сеченов, Захарьин. Особый вклад в становление в стране социальной гигиены как основы социальной медицины внесли ученые-гигиенисты
Метод экономического анализа. Он позволяет устанавливать влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику, зависимость экономического развития от уровня общественного здоровья и показателей общественного здоровья от социально-экономических условий жизнедеятельности населения.
Экономический методвключает, прежде всего, финансовую сторону тех или иных мероприятий в сфере общественного здоровья и здравоохранения, позволяет определить или обосновать экономическую целесообразность данных мероприятий. И самое главное, экономический метод позволяет определить экономическую эффективность (рентабельность) вложенных в общественное здоровье и здравоохранение ассигнований. В случае отсутствия таковой экономический метод еще на этапе разработки мероприятий дает возможность избежать необоснованных финансовых затрат. Например, если доказано, что применение того или иного метода диагностики, профилактики или лечения заболеваний позволяет уменьшить сроки лечения и предотвратить развитие заболевания, то данный метод обладает экономической эффективностью и его следует активнее использовать. Можно утверждать, что при разработке, обосновании и совершенствовании того или другого метода или системы мероприятий обязателен экономический анализ. Недостаточное использование или пренебрежение экономическим методом привело и приводит к различным негативным последствиям в общественном здоровье и здравоохранении.
Экспериментальный метод. Он позволяет оценивать индивидуальное и общественное здоровье в зависимости от разнообразных факторов внешней среды, определять направления и организационные формы развития здравоохранения, вести поиск новых форм и методов профилактики болезней и охраны здоровья населения.
Экспериментальный методпредполагает апробацию, т. е. внедрение на ограниченной территории, в отдельных регионах и областях новых организационных форм и методов оказания медицинской помощи, профилактики и диагностики заболеваний. В случае положительного результата данные методы и формы распространяются повсеместно.
Нельзя не сказать о так называемом системном анализе как основе многих, если не большинства, методов научных исследований, в том числе математических, статистических, социологических и др. Этот метод (даже методология) особенно успешно используется при исследовании общественных и биологических систем (совокупности взаимосвязанных частей, элементов, представляющих новое свойство, новое качество в сравнении со свойствами отдельных составляющих). Общественное здоровье, здравоохранение как раз представляют собой сложные, развивающиеся, динамичные системы, тесно связанные с другими системами, отраслями, областями знаний науки и общества.
Он позволяет на основе анализа взаимосвязанных процессов и факторов выявлять неэффективные звенья, препятствующие развитию систем или служб здравоохранения, выявлять системные факторы риска, нарушающие состояние общественного здоровья, разрабатывать стандартизованные формы технологии лечебного и профилактического процесса.
Такие методы как: статистические вплоть до математического моделирования, исторические, экономические, экспериментальные, аналитические, нормативные, экспертные, социологические, психологические и многие другие, применяемые при изучении и оценке общественного здоровья и здравоохранения, называются социально-гигиеническими.
Таким образом, дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» имеет свой предмет, объект исследования и изучения (общественное здоровье и здравоохранение) и совокупность методов и подходов, что, бесспорно, отвечает современным требованиям и критериям определения ее как самостоятельной науки и предмета преподавания.
4. История становления ОЗ
Предпосылки, а вернее, причины возникновения науки и учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», заключаются в появлении потребности научно обоснованного объяснения природы здоровья и болезней не только отдельного человека, но и групп людей, их сообществ, т.е. общественного здоровья.
Первой предпосылкой, способствовавшей зарождению данной дисциплины, можно назвать установление причин и механизмов распространения в обществе различных инфекционных и паразитарных заболеваний, которые, как известно, являлись наиболее массовыми вплоть до XIX столетия и во многом определяли тип или профиль патологии населения, а, следовательно, и общественное здоровье. Борьба с инфекционными заболеваниями была основой общественных (государственных) мер или социальной политики в области медицины. Вся история врачевания, начиная с рабовладельческой эпохи, вся история цивилизованной медицины свидетельствует о неустанных попытках лечения и, что особенно важно, предотвращения массовых, т.е. инфекционных, паразитарных, прежде всего, особо опасных эпидемических заболеваний. Однако, пока не наступила эра бактериологии, когда с помощью микроскопа были обнаружены микроорганизмы-возбудители инфекционных заболеваний, и были раскрыты научные основы, т.е. установлены подлинные причины этих заболеваний, нельзя было рассчитывать на успех в борьбе с ними. Именно это великое открытие XIX века положило начало учению об иммунитете и на его основе — вакцинации и другим действенным шагам лечения и предупреждения массовых инфекционных заболеваний. Большой вклад в решение этого вопроса внесли Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников и другие выдающиеся ученые.
Именно в этот период возникает выраженная потребность в научном обосновании комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на снижение распространенности инфекционных и паразитарных заболеваний, уменьшение социальных последствий.
Вторая причина развития общественного здоровья и здравоохранения — это организованные общественные движения трудящихся за социальные и политические права,
среди которых на одно из первых мест выдвигалось право на охрану здоровья. Правящий класс, государство были вынуждены в той или иной мере решать выдвигаемые требования. В середине и к концу XIX века правительства ряда европейских стран были вынуждены в ответ на массовые выступления трудящихся осуществить реформы и принять законы о социальной помощи рабочим, в том числе о страховании и охране здоровья.
Третья предпосылка связана с появлением и развитием государственных медицинских учреждений и элементов государственного здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, предназначенных прежде всего для оказания медицинской помощи малоимущим слоям населения и профилактики инфекционных заболеваний. В России получили развитие земская и фабрично-заводская медицина.
Развитие социологии — науки об обществе — четвертая предпосылка, способствовавшая становлению общественного здоровья и здравоохранения. Социология широко использовала для своих целей знания философии, экономические концепции, статистику и демографические данные. К этому времени были созданы теории о народонаселении, классификация и номенклатура болезней.
Пятая предпосылка — это интенсивное развитие естествознания и гигиены. К числу наиболее важных достижений в данной области можно отнести: дарвинизм, нервизм, появление новых медицинских дисциплин (оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии и др.).
Среди новых наук и учебных дисциплин — экспериментальная гигиена, которая разрабатывает учение о влиянии на организм физических, химических, биологических факторов внешней среды. Однако некоторые ее первые представители не ограничиваются лишь исследованием природных факторов — в поле их внимания попадает человек не только как биологическая особь, но и как существо социальное, живущее в мире человеческих, общественных отношений, которые влияют на здоровье и патологию. Возникает интерес к изучению социальных условий, факторов, процессов по отношению к здоровью человека и его воспроизводству. Создается предпосылка для формирования и исследования
, так сказать, социальной, общественной стороны гигиены. Именно так в начале ХХ столетия обозначается новая наука (дисциплина) об общественном здоровье и здравоохранении.
Наиболее интенсивно становление общественного здоровья и здравоохранения происходило в Германии. В 1903 г. в этой стране молодой врач Альфред Гротьян начал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 г. он основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1912 г. добился доцентуры и в 1920 г. — учреждения кафедры социальной гигиены в Берлинском университете.
Поэтому он фактически является основоположником социальной медицины как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В последующем и в других университетах Германии стали создаваться курсы и кафедры социальной гигиены, которые после второй мировой войны были превращены во многих университетах в кафедры социальной медицины как научной дисциплины, охватывающей все социальные проблемы медицины, а не только профилактический ее раздел (социальная медицина). В Германии в области социальной гигиены работали видные ученые. Среди них соратник и последователь А. Гротьяна профессор А. Фишер, написавший первый учебник по социальной гигиене, который был переведен на русский язык в 1929 году. Социальная гигиена Гротьяна была реформистской, так как посредством этой науки была вскрыта социальная этиология многих болезней. На основе социальной гигиены активно развивались натуралистические теории медицины, объяснявшие многие ее социальные проблемы: евгеника, мальтузианство, социал-дарвинизм.
Социальная гигиена Германии очень сильно переплеталась с социальными проблемами политики. Поэтому в 1934 году, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты (фашисты), на основе социальной гигиены была создана расовая гигиена. Этим самым был нанесен большой вред данной науке и был приостановлен процесс ее активного развития в Германии и в других странах Европы.
В царской России начало по активному изучению социальных проблем медицины положил М.В. Ломоносов своим трудом «О размножении и сохранении российского народа». Крупный вклад в социальные проблемы медицины внесли отечественные ученые-медики XVIII-XIX века: Мудров, Пирогов, Боткин, Сеченов, Захарьин. Особый вклад в становление в стране социальной гигиены как основы социальной медицины внесли ученые-гигиенисты