Файл: Объект исследования историческое обоснованные версии распада ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. « По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса».

Актуальность и востребованным как среди представителей научного сообщества, так и при разработке дополнительных занятий в рамках школьной программы по отечественной истории.

Объект исследования: историческое обоснованные версии распада СССР.

Предмет исследования: причины распада СССР.

Цель: выявление факторов и причин распада СССР.

Задачи:

1. Обосновать предпосылки начала кризиса советской системы.

2. Рассмотреть попытки перехода СССР к новым моделям общественного развития

3.Показать процесс распада СССР.

Методы исследования:

1.анализ литературы по данной проблеме

2.изучение документов и материалов по проблеме

3.анализ и обобщение различных точек зрения по проблеме

1. Глова.Причины распада СССР

В конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. советская идеология базировалась на идее права наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но закрепленном в Конституции договорном объединении "союзных" государств, созданных на основе крупных наций; территориально-государственное деление хотя и осуществлялось волевыми решениями и не строго следовало национальному принципу, но основывалось на нем.; Республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупных регионов РСФСР, тем не менее обладали всеми атрибутами государственной власти, включая выборные органы — Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д.


РСФСР, будучи политическим центром Советского Союза, главным и почти единственным донором союзного бюджета от республик, не обладала рядом особенностей Союзной республики (собственной Коммунистической партией, Академией наук, Министерством внутренних дел). Губительная практика выкачивания финансовых, материально-технических и людских ресурсов из РСФСР, осуществлявшаяся десятилетиями, оправдывалась необходимостью освоения национальных окраин, уступавших в социально-экономическом развитии. В результате такая политика привела к деградации целых сфер жизни в России. Разрушенная русская деревня с заколоченными окнами пустых домов стала символом недальновидной бюджетной политики союзного центра.

Долгий (полувековой) путь к развалу СССР начался после смерти Сталина (точнее, его начал Сталин, избравший курс на укрепление вертикали власти жесткими, авторитарными методами). Союз потерял очень сильного и прогрессивного лидера, который хоть и насильственно и деспотически, но двигал страну вперед. Все последующие руководители проводили консервативную политику укрепления и сохранения того, что было создано и приобретено в годы правления Сталина . Такой управленческий акцент не мог не привести к упадку развития, а впоследствии и к кризису советской власти.

Несменяемость первых секретарей ЦК Компартий Союзных республик, их незыблемый статус в Политбюро ЦК и безраздельная власть в собственных республиках привели к постепенной потере контроля со стороны центральной власти. Развитие товарно-денежных отношений в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии в 1950-70-е годы привело к появлению полулегального слоя купечества, стремившегося найти поддержку у властей республик. Региональные власти также стремились контролировать ресурсы своих республик без участия Кремля, который терял власть. В результате уже в середине 1970-х годов начал формироваться альянс части партийно-экономической элиты, националистически настроенной интеллигенции и нарождающегося класса предпринимателей.

В начале 80-х годов все слои общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела настоящей демократии и личной свободы. С избранием Михаила Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1985 году в СССР начался период реформ. В стране начался процесс пересмотра основ тоталитарной политической системы и планово-распределительной экономической системы. Термин "перестройка", появившийся в те годы, означал переход сверху к демократизации политической системы и допуску рыночных отношений в экономику. Это выразилось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении



парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного управления экономикой, в увеличении прав и обязанностей региональных властей. По существу, это означало, что реализуется вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должна произойти приватизация части собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

В целом перестройка должна была, прежде всего, активизировать погрязшую в застое страну, но у М. С. Горбачева не было четкого и системного плана реформирования страны, и последствия многих действий были тяжелыми (антиалкогольная компания, денежный обмен, ускорение и т. д.). Внешняя политика "нового мышления" связана с именем М. С. Горбачев способствовал радикальному изменению международной обстановки (окончание холодной войны и войны в Афганистане, ослабление ядерной угрозы, "бархатные" революции в Восточной Европе, объединение Германии). Однако непоследовательная внутренняя политика, прежде всего хаотичные экономические реформы, привели к углублению кризиса во всех сферах жизни общества и, как следствие, к резкому снижению уровня жизни. Развивающийся экономический кризис сопровождался ухудшением политической ситуации в стране. Отмечая неспособность центральной власти улучшить экономическое положение, руководство Союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении регионам еще больших прав на решение местных экономических и социальных проблем. В то же время их требования выражались в движении оставить в распоряжении регионов большую долю создаваемого там национального дохода по сравнению с предыдущим периодом. Естественно, это привело к уменьшению доли получаемых централизованных средств государства.

Все это вынудило правительство СССР дать указания по разработке методологических подходов к решению вопроса о так называемом региональном самофинансировании, когда объем национального дохода, оставшийся в распоряжении региона, должен был зависеть от вклада региона в экономический потенциал страны. Но этот вопрос не был решен: шла война в Афганистане, требовавшая больших расходов на содержание военно-промышленного комплекса, поэтому у государства не было возможностей увеличить долю национального дохода, оставшуюся в распоряжении регионов; в стране была искажена система цен, где цены на сырье были неоправданно низкими, а цены на конечную продукцию завышены; налоговая система и порядок сбора налогов искажали показатели вклада республик в экономику государства.


Эти факторы нашли свое отражение в борьбе между Союзным и республиканским парламентами. Экономические неквалифицированные депутаты, пришедшие на гребень волны демократического движения, вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической ситуации в стране, усиления парламентского контроля за формированием и использованием бюджетных средств правительством, занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противодействие центру и регионам.

Одной из задач перестройки было реформирование национально-государственного устройства СССР. С развитием гласности в средствах массовой информации стали отражаться факты, свидетельствовавшие о том, что Советский Союз не позволял свободно развиваться всем проживающим в нем этническим группам. Для многих проводилась политика, являвшаяся развитием традиционной политики Российской империи, и Договор об образовании СССР долгое время был простой формальностью. Либерализация общественной жизни с началом перестройки позволила выйти на этап разрешения накопившихся десятилетиями противоречий. Но произошло обратное: эти противоречия стали выливаться в кровавые межэтнические конфликты в Азербайджане, Грузии, Узбекистане и др. Прибалтийские республики объявили о своем решении выйти из состава СССР.

Борьба центра с республиканским элитным классом внешне велась под лозунгами сохранения языка и культуры, своей этнической идентичности. "Важно отметить, что это не первый случай, когда такое происходит в России, и пример России в этом отношении не уникален. На самом деле она лишь отражает закономерности развития, характерные для тех стран, которые находятся на пути модернизации и демократизации." Именно в этих условиях наблюдается бурный рост национального самосознания. Этот процесс происходил среди разных народов СССР в течение нескольких десятилетий, принимая различные формы в разные годы и встречая различную реакцию со стороны центральной власти. При советской власти нелегко было открыто бороться за сохранение своей культурной харизмы.

Дискредитация социалистической идеологии в СССР узаконила действия националистов в глазах населения и усилила дезинтеграционные процессы в государстве. Новые идеи, связанные с построением правового государства, способствовали ослаблению партийной вертикали, право наций на самоопределение вплоть до отделения было объявлено конституционным. Республиканские элиты получили возможность требовать расширения своих полномочий в сфере государственного управления. Выборы подтвердили более высокую легитимность республиканских элит по сравнению с профсоюзным руководством. Это помогло им провозгласить суверенитет республик и получить независимость от центра. В этот период роль союзного руководства все более ослабевала, а руководство республик укрепляло собственные политические позиции. Регионализация власти стала фактом к началу 1991 года. Для того чтобы остановить процесс распада страны, был предпринят ряд шагов. Референдум о сохранении Советского Союза в марте 1991 года выявил большое количество сторонников сохранения федеративного социалистического государства (76% от числа избирателей высказались за сохранение СССР). В то же время большинство россиян (около 80% проголосовавших) поддержали идею введения поста президента РСФСР. 12 июня 1991 года состоялись первые всенародные выборы, в результате которых Борис Ельцин стал первым президентом России. Это обстоятельство поставило вопрос о необходимости перераспределения власти между союзным и республиканским центрами. К августу 1991 года был подготовлен проект Союзного договора. Его подписание означало бы переход к подлинно федеративному государству, ликвидацию ряда существовавших в СССР государственных структур и замену их новыми. Союзный договор лишил верхушку КПСС реальной власти, должностей и привилегий, поэтому консерваторы в руководстве страны решили не допустить его подписания.


В этих условиях происходят события 19-21 августа 1991 года. В отсутствие Михаила Горбачева, находившегося в отпуске в Крыму, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент Г. И. Янаев, Премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков, Председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, Президент Ассоциации государственных предприятий СССР А. И. Тизяков, заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов. Государственный комитет по чрезвычайному положению объявил о введении чрезвычайного положения в ряде областей СССР, реформе государственных структур, противоречащих Конституции СССР, приостановлении деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций, а также о проведении в ближайшее время экономических реформ. Заявления Государственного комитета по чрезвычайному положению были подкреплены вводом войск в столицу. Был объявлен комендантский час. В этот момент активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, которую возглавил Борис Ельцин, который к утру 19 августа издал ряд указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот. 22 августа 1991 года члены ГКЧП были арестованы, и Михаил Горбачев вернулся в Москву.

События 19-21 августа 1991 года изменили страну. Перестройка ушла в прошлое, как "революция сверху". Результатом августовских событий 1991 года стал распад СССР.

Неудача попытки переворота привела к потере влияния и власти Михаила Горбачева, к упразднению прежних институтов центральной власти. Вскоре после неудавшегося переворота восемь советских республик объявили о своей независимости. Эстония, Латвия и Литва, которые уже добились признания независимости международным сообществом, были также признаны СССР 6 сентября 1991 года. Заявления руководителей союзных республик о полной независимости и самостоятельности привели к тому, что Советский Союз фактически распался, что и было зафиксировано 5-м Внеочередным съездом народных депутатов СССР. Также съезд принял конституционный закон о власти в переходный период. Желая сохранить центр и, таким образом, свой пост, Михаил Горбачев предложил новый вариант Союзного договора, но политические позиции президента СССР были уже слишком ослаблены путчем.