Файл: Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в рф Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.
Необходимы:
-
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств; -
обращение к практике синтетических искусств современности; -
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств; -
включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.
Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).
-
Сетка часов для изучения курса изобразительного искусства в 5,6,7,8,9 классах общеобразовательных школ.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»
34 часа
1 четверть
«Древние корни народного искусства»
9 часов
2 четверть
«Связь времён в народном искусстве»
7 часов
3 четверть
«Декоративное искусство в современном мире»
10 часов
4 четверть
«Декор, человек, общество, время»
8 часов
6 класс
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
34 часа
1 четверть
Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
9 часов
2 четверть
«Мир наших вещей. Натюрморт»
7 часов
3 четверть
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
10 часов
4 четверть
«Человек и пространство в изобразительном искусстве»
8 часов
7 класс
«Изобразительное искусство и мир интересов человека»
34 часа
1 четверть
«Изображение фигуры человека и образ человека»
9 часов
2 четверть
«Поэзия повседневности»
7 часов
3 четверть
«Великие темы жизни»
10 часов
4 четверть
«Реальность жизни и художественный образ»
8 часов
8 класс
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
34 часа
1 четверть
«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»
9 часов
2 четверть
«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»
7 часов
3 четверть
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
10 часов
4 четверть
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
8 часов
9 класс
«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)
34 часа
1 четверть
«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»
9 часов
2 четверть
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»
7 часов
3 четверть
«Азбука экранного искусства»
10 часов
4 четверть
«Фильм – искусство и технология»
7 часов
1 2 3 4 5 6 7
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. часов | Тема урока | Содержание урока | Знания, умения, навыки | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся | |
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» | |||||||
1 четверть | «Древние корни народного искусства» | 9 часов | |||||
1 | | 1 | Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | Традиционные образы, память народа, представления о мироздании. Рисунок чаши для воды. Орнамент. Символы. Акварель, фломастер | Древние образы (солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни) | Набор плакатов. ДПИ | |
2 | | 1 | Дом-космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Коллективная работа «Деревня» | Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, подчёркивание формы и конструкции узором. Перспектива сельского деревянного дома, карандаш, акварель. | Линейная перспектива. Значение древних корней народного искусства. Единство формы и декора деревянной избы. | Н.П. Костерин. «Учебное рисование» Стр. 137. Крестьянская изба 1-го типа. Альбом. «Деревянная резьба Тюмени» | |
3 | | 1 | Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Причелины. Полотенца | Подчёркивание формы и конструкции узором. Изготовление модели «Избушка» | Особенности народного искусства Удмуртии. Интерьер, перспектива. | Каталог «Удмуртия». И.Б. Шешко Стр. 52,55. Построение рисунков прямоугольной формы в угловом положении. | |
4 | | 1 | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Русские прялки. | Культура быта, культура труда народа, культура человеческих отношений. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта. Рисунок прялки с образами-оберегами | Роспись русских прялок. Основные элементы прялки. Прялка и её значение в жизни крестьянской семьи. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 59. Северодвинская роспись. Набор ДПИ. | |
5 | | 1 | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Полотенце. | Импровизации на тему древних образов. Поэтическое восприятие мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года и т.д. Полотенце, аппликация, вырезка | Символика орнамента. «В русской избе». Композиция, функциональность, декоративность | Журнал «Искусство» М.п. для учителя. | |
6 | | 1 | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Национальная вышивка и ткачество Удмуртии. | Знакомство с культурой южных и северных удмуртов. Особенности национальной вышивки и ткачества Ковёр. | Особенности ткачества. Символы, обереги. Знаки. | Каталог «Удмуртия» Просмотр иллюстраций. | |
7 | | 1 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство. Эскиз «Интерьер крестьянской избы с печью» | Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Символика орнамента, обереги. Особенности народной мебели, предметов быта. | И.М. Сокольникова «Основы композиции» стр. 58 М.п. для учителя стр. 35 | |
8 | | 1 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | Лепка предметов мебели. Композиция «В крестьянской избе». Макет внутренней обстановки русской избы. | Красный угол. Сундук. Лавка. Полотенце. Посуда. | М.п.для учителя . стр. 39 | |
9 | | 1 | Современное повседневное декоративные искусство. Что такое дизайн. | Беседа о повседневном декоративном искусстве и его место в жизни человека Дизайнерский проект любой комнаты своего дома. | Дизайн, как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности. | Презентация. | |
2 четверть | Связь времён в народном искусстве | 7часов | |||||
10, 11 | | 2 | Древние образы в современных народных игрушках. | Личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей. Содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства. Беседа о старинном и современном народном декоративном искусстве. Дымковская игрушка. Лепка. Роспись | Промыслы России. Дымковская игрушка. Эльмир Котляр «Две гармошки – два Тимошки» | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 49 Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 20. | |
12 | | 1 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Уроки искусства и ремесла. Гжель. | Особенности промысла. Форма и роспись посуды. | Своеобразие художественного языка. Цветовая гамма. | Набор плакатов «Гжель» Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 123 | |
13 | | 1 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостовские подносы. | Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти. Проект-импровизация по мотивам Жостовского промысла. | Исторические особенности промысла. Элементы росписи (цветы, вязь, листики, ёлочки, травки, дождичек, рожочки и др.) | Н.П. Костерин «Учебное рисование»стр.119. Набор плакатов «Жостово». Альбом «Жостовская роспись» | |
14 | | 1 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. | Хохломская роспись. Жизненный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь. Гармонизация композиции. | Жизнерадостный колорит, цветовой ритм, цветовая доминанта. Особенности вырисовки травки, маковки, ягодки, яблочка, винограда и т.д. | Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 115. Цветная таблица № 4 Посуда. | |
15 | | 1 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. | Искусство Городца. Роспись разделочных досок | Работа с пятна, с постепенного моделирования формы цветом. Композиционное расположение предметов. Пропорции, цветовое сочетание. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 50 И.Б. Шешко стр. 70 Альбом по ИЗО «Городецкая роспись» | |
16 | | 1 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | Урок-игра. Загадки, поговорки, потешки, куплеты, стихи «Балалаечник на рыбе» Каргопольская игрушка. | Промыслы России. Знание народных поговорок, загадок, потешек, выставка детских рисунков ДПИ, национальные традиции. | М.п.для учителя стр. 54 | |
3 четверть | Декоративное искусство в современном мире. | 10 часов | |||||
17 | | 1 | Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм. | Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве . Импровизация по мотивам старинной праздничной одежды. Условные обозначения растений, цветов, веток и т.п. Ансамбль русского, удмуртского женского и мужского костюма для северных и южных территорий | Колорит и основной характер костюма. Выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения. | Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» Журнал «Искусство» Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр.13, 63. Презентация Губайдуллина И.А. | |
18 | | 1 | Нарядная праздничная одежда. Головной убор. | Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам. Ленты, затканные бисером, символизируют дождь. Проект-импровизация в русле образного языка народного искусства. Павловский платок. | Формы и правила ношения головных уборов. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 62 «Павловский пасад» Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр 106. Виды орнамента. | |
19 | | 1 | Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме. | Беседа. Куклы-богини, духи природы, хозяйки, обереги – жертвенные души, духовные пленники человека. Народная кукла - значимый элемент народной культуры. Кукла-идол. | Колодийный обряд. | М.п.для учителя стр. 80 | |
20 | | 1 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | Беседа о вышивке как виде народного творчества. Культовое значение элементов орнамента. Украшение костюма – не простая забава. Орнамент в полосе. Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало. | Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок. | М.п.для учителя стр 88 | |
21 | | 1 | Русский костюм и современная мода. | Беседа о месте традиционного русского национального костюма в современной моде. Исполнение эскиза образца модной одежды, в котором определяется колорит и основной характер костюма. | Конструкция, декор, цветовое сочетание. | Журналы мод. Каталоги и презентации «Народная праздничная одежда» | |
22 | | 1 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод» | Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении. Масленица. Иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка» | Сырная неделя. | М.п. для учителя стр. 94. Русская народная сказка «Снегурочка» | |
23 | | 1 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод» | Иван-купала. Веночек. Аппликация. | Языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Огонь. Вода. | М.п. для учителя стр. 96 | |
24 | | 1 | Народные промыслы родного края | Экскурсия в краеведческий музей г. Сарапула. В музей ДПИ г. Ижевска | Разнообразие промыслов. Перечень. Характер и приёмы изготовления. | Каталог «Удмуртия» | |
25,26 | | 2 | Красота земли родной. Обобщающий урок-путешествие. | Как показательное занятие в рекреации школы. Выставка кружковцев, выставка рисунков и изделий мастериц школы и деревни. Театрализованное представление учащихся. | | | |
4 четверть | Декор - человек, общество, время. | | |||||
27 | | 1 | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта. | Декоративная работа по мотивам древнеегипетских шейных украшений | Ускх – воротник-ожерелье. | М.п. для учителя стр.121. работы учащихся. Журнал «Юный художник» Мифы Древнего Египта. Газета «Искусство» | |
28 | | 1 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи древней Греции. | Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр. Костюм эпохи Древней Греции. | Костюм, символика. Цвет. Хитон, гиматий, хламида, диплоидий… | Учебник по истории древнего мира, 5 класс. М.п. для учителя стр.125 | |
29 | | 1 | Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика | Предметы декоративно - прикладного искусства Древней Греции. Чернофигурные или краснофигурные греческие вазы. | Греческие вазы: краснофигурные и чёрнофигурные. Форма, орнамент. Вазопись. Амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы. | Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе», стр. 72 Краткий словарь стр. 8 | |
30 | | 1 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. | Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья. Костюм эпохи Средневековья. | Различные социальные группы в определённые периоды развития общества. Влияние мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства. | Презентация «Готика» | |
31 | | 1 | Символика цвета. | Смена художественных стилей. Стилевое единство декоративного искусства. Витраж. Фломастеры. Живая линия. Заливка цветом, гуашь. | Улица средневекового города. Архитектура средневековья. Особенности художественного языка классического декоративного искусства – тонкие переходы одного цвета в другой, цветовые нюансы, усложнённый характер линейных очертаний, утончённое переплетение растительных элементов. | Собор Шартре. Стр. 14 Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» Журнал «Юный художник» | |
32 | | 1 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | Символический характер языка декоративного искусства особенно проявляется в гербах, флагах, эмблемах. Герб ремесленного цеха на материале средневековья | Символика цвета в классической геральдике (золото – знатность, богатство; серебро – невинность и доброта; красный цвет – храбрость; зелёный – надежда; чёрный – мудрость и печаль. | История средних веков. Журнал «Моя игрушечка» Журнал «Наука и жизнь» | |
33 | | 1 | Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе. | Символика в наши дни. Символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов. | Эмблема своей семьи. Как читать эмблемы. Из истории геральдики. | Журнал «Моя игрушечка» История герба своей семьи. | |
34 | | 1 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Обобщающий урок-викторина. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» М.п.для учителя стр 156 |
- 1 2 3 4 5 6 7
Календарно-тематическое планирование. 6 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. часов | Тема урока | Содержание урока | Знания, умения, навыки | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся | |
«Изобразительное искусство в жизни человека» 34 часа. | |||||||
1 четверть | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | 9 часов | |||||
1 | | 1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Урок-лекция с показом репродукций. Виды ИЗО. Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства | Живопись, графика, скульптура. Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура. | И.В. Шешко, стр. 42 Н.П. Костерин, стр. 57, таб. 1 «Школа ИЗО», стр 26. | |
2 | | 1 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности | -рисунок – основа мастерства художника -значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства) -рисунок – способ познания окружающего мира Упражнения стр.30-39 И.Б. Шешко Рисунок железной дороги. | Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке | И.Б. Шешко стр.30-39 | |
3 | | 1 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | Перспектива, тон Наблюдательная перспектива. Картинная плоскость. Предметная плоскость. Главная точка схода. | И.Б. Шешко стр. 43 Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания ИЗО в школе» стр. 137 | ||
4 | | 1 | Объём – основа языка скульптуры. | Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры. Отличие скульптуры от других видов ИЗО. - лепка головы человека, пропорции, эмоции. | Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание). Материал (глина, пластилин) | Н.П. Костерин, стр. 179 ИЗО «Основы рисунка» 5-8 кл. Стр. 35 | |
5 | | 1 | Объём – основа языка скульптуры | Определение пропорций фигуры человека. - лепка фигуры человека с передачей разных состояний | Виды (монументальна, станковая, декоративная) и жанры (портретн., бытовой, исторический, анималистический) скульптуры | Н.П. Костерин, стр. 196 ИЗО «Основы рисунка», стр. 36 | |
6 | | 1 | Чёрное и белое – основа языка графики | Отношение чёрных и белых пятен, их ритм – способ решения задач. Пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень. | Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка. Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная | ИЗО «Основы композиции» Стр. 15 | |
7 | | 1 | Цвет. Основы цветоведения. | Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний. Пейзаж в суровом, грозном, напряжённом настроении. | Передача тоновой растяжки. Линия и светотень резкие, напряжённые. | ИЗО «Основы композиции» Стр. 54 | |
8 | | 1 | Цвет – основа языка живописи. | Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме. Фактурный ствол дерева и осенняя листва пастозным мазком. | Гармония тёплого цвета с различными его смесями. Гармония холодного цвета. | ИЗО «Основы живописи» Стр. 63 | |
9 | | 1 | Цвет – основа языка живописи. | Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Насыщенность цвета и его образное звучание. Передать впечатление водной ряби, впечатление от цветущей сирени, вишни, яблони. | Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка» | ИЗО «Основы живописи» Стр. 20 | |
2 четверть | Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 часов | |||||
10 | | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения. | История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. | Заполнение листа, равновесие и движение. Пропорции предметов, характер формы. | И.Б. Шешко Стр. 61. Н.П. Костерин Стр 91. ИЗО «Основы рисунка» Стр. 79. | |
11 | | 1 | Изображение предметного мира – натюрморт. | Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое в произведении изобразительного искусства. Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Краски. | Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния. Выделение смыслового центра при помощи освещённости. | ИЗО «Основы композиции» Стр. 38 | |
12 | | 1 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Схема натюрморта. Заполненность листа. Фломастеры. «Фрукты» | Локальный цвет. Декоративность. | ИЗО «Основы живописи» Стр. 34. «Основы композиции» стр. 38 | |
13 | | 1 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт. Правила объёмного изображения геометрических тел. | Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого. Схемы выделения акцентов композиции. | Журнал «Юный художник» ИЗО «Основы живописи» Стр. 53 | |
14 | | 1 | Освещение. Свет и тень. | Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта. Карандашный рисунок асимметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны» | Штриховка. Симметрия и асимметрия. Выразительность линии. Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень. | ИЗО «Основы композиции» Стр. 27, 31. Стр 77 - «Основы рисунка» | |
15 | | 1 | Натюрморт в графике. | Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник. Композиция с натуры «Школьные принадлежности» | Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения. | Школьные принадлежности. ИЗО «Основы композиции» стр 29 | |
16 | | 1 | Цвет в натюрморте. | Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Фламандский и голландский натюрморт. «Цветы и бабочки», гелиевая паста, работа по сырому листу. | Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. | | |
3 четверть | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. | 10 часов | |||||
17 | | 1 | Образ человека – главная тема искусства | Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому. История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра. Урок-лекция. Просмотр СД-диска «Музеи мира» | Жанра портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике) Фаюмский портрет, древнеримский портрет. Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет. | ИЗО «Понятийный справочник» Работы школьников. Н.П. Костерин стр 170. | |
18 | | 1 | Конструкция головы человека и её пропорции | Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Подвижные части лица, мимика. Портрет писателя. Карандаш. | Рисование головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. | ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.142 | |
19 | | 1 | Изображение головы человека в пространстве | Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. | Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы. | ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр. 148 | |
20 | | 1 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Портрет защитника родины. Эпос, история Родины. | Линия горизонта. Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит. | Журнал «Моя игрушечка». «Корни» П. Корин. Александр Невский. | |
21 | | 1 | Портрет в скульптуре | Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений. Выразительные возможности скульптуры. Скульптуры «Литературный герой». Герои одного произведения. | Литературный герой – не конкретный человек, а собирательный образ. Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт. | Программный материал по литературе. Библиотечный Конкурс. Н.П. Костерин. «Учебное рисование» Стр. 190-200 | |
22 | | 1 | Сатирические образы человека. | Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж Портрет соседа по парте. Работа с натурой. Акварель. | Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы – обобщение формы. | ИЗО «Понятийный справочник». журнал «Юный художник» | |
23 | | 1 | Образные возможности освещения в портрете | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Портрет девочки в фас, профиль, три четверти. Карандаш. | Рисунок карандашом. Уточнение пропорций лица. Светотеневая моделировка формы – создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения. «Чародеи света» Рембрандт Харменс Ван Рейн. | ИЗО «Основы рисунка» Стр. 80. А.Д. Алёхин «Когда начинается художник», стр. 29 | |
24 | | 1 | Портрет в живописи | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках. Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения. Портрет девочки. Гуашь. | Прокладка основного цвета. Прорисовка деталей. Образная характеристика девочки. Соблюдение верных тональных и цветовых отношений. | ИЗО «Основы живописи» Стр. 57. | |
25 | | 1 | Роль цвета в портрете. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи) | ИЗО 6 класс. Поурочное планирование Стр. 189 | |
26 | | 1 | Великие портретисты (Обобщение темы) | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. | Галерея образов. Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка». Рефераты школьников. | А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» | |
4 четверть | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 8 часов | |||||
27 | | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. | Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. | ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196 | |
28 | | 1 | Изображение пространства. | Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. | Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. | ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 199 | |
29 | | 1 | Правила линейной перспективы. | Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. «Архитектурный пейзаж» | Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Законы линейной перспективы. | ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 212 И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 115 | |
30 | | 1 | Правила воздушной перспективы. | Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. | Композиция Воздушная перспектива, Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой. | И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 90. ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196 | |
31 | | 1 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности. Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки». | Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический). Гамма минорная, мажорная. Классицизм, романтизм, импрессионизм. | Н.П. Костерин Стр. 139 ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 220 | |
32 | | 1 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Монотипия. Граттаж –«Летний луг» | Значение линии, пятна. Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. | ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 230 | |
33 | | 1 | Городской пейзаж. | Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж» | Ритмическая организация листа, - воздушная перспектива, - колорит. - линия горизонта, - пространство. | И.Б. Шешко Стр. 90 ИЗО «Основы рисунка» Стр. 53 6 класс стр. 238. | |
34 | | 1 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства. Открытый и закрытый пейзаж. | Выразительность высокого и низкого горизонта. Роль тона и цвета в изображении пространства. | ИЗО «Основы композиции» Стр. 7 6 класс стр. 248 |
-
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. часов | Тема урока | Содержание урока | Знания, умения, навыки | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся |
«Изобразительное искусство в жизни человека» | ||||||
1 четверть | «Изображение фигуры человека и образ человека» | 9 часов | ||||
1 | | 1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Человек как высшая ценность нашего общества. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные исторические эпохи. Урок-лекция. | В мастерской художника. Художественное мышление. Пластика, рельефы, динамика, живопись. | Школа изобразительного искусства, стр.76. В.И. Ракитин «Искусство видеть» Стр. 44. |
2 | | 1 | Пропорции и строение фигуры человека. | Пропорции фигуры человека. Постановка фигуры. «Рисовать – значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего…» Н.Н.Ге. Канон пропорций С. Боттичелли. Аппликация | Пропорциональный канон. Модуль – высота головы человека. Золотое сечение. | А.К. Щеголихина «Рисунок» стр. 71. Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы рисунка» стр 33 |
3 | | 1 | Красота фигуры человека в движении. | Скульптура малых форм. Мелкая пластика. Статуэтки из глины. | Особенности подвижной натуры. | Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр.189 И.Б. Шешко стр.100 |
4 | | 1 | Изображение на плоскости фигуры человека. | Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии. Особенности работы от общего к частному. Рисование простым карандашом. Рисование головы. | Линия, тоновое пятно, характер штриха. Избирательность нашего зрения. Основные линии построения. | А.К. Щеголихина «Рисунок», стр. 75 Н.П. Костерин, стр. 201 |
5 | | 1 | «Великие скульпторы» | Личность художника, целостность его представлений о красоте человека. | Скульптура: идеал и чувство реальности. Декоративное и монументальное искусство. | В.И. Ракитин «Искусство видеть», стр. 27, 31. |
6 | | 1 | Изображение фигуры человека с использованием таблицы. | Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними. | Применение пропорциональных схем. Деталирование рисунка. Светотени. Покрытие основных цветовых пятен. Выявление тональных отношений. | ИЗО «Основы композиции» Стр. 49. |
7 | | 1 | Набросок фигуры человека с натуры. | Глазомер, ассоциативно-образное мышление. Рисунок соседа по парте. | Набросок и техники его выполнения. Пластическая анатомия человека. | |
8 | | 1 | Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия» | Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека. Настроение дня. | Чувство, состояние, место, персонаж. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы живописи» стр. 15 |
9 | | 1 | Мир интересов человека. | Коллективная работа. Город мастеров. | Рисунки предыдущих уроков, коллаж. Композиция из разнообразных материалов и природных форм. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 44 |
2 четверть | «Поэзия повседневности» | 7 часов | ||||
10 | | 1 | Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства Урок-лекция. | Обобщение. Целостность изображения. Композиционный центр. Жанр. Сюжет. Бытовой жанр. | Г. Семеров «Пути к искусству» стр. 48 Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» стр. 91 |
11 | | 1 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. «Урок конференция». | Малые голландцы обобщённое название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта. | Ян Вермер и делфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры. | ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 70 |
12 | | 1 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине. | Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов | Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости. | Н.П. Костерин. Учебное рисование. Стр. 31. ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 77 |
13 | | 1 | Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н. Крамской, В.Г.Перов. Значение деятельности П.М. Третьякова Последовательность рисования дерева в тёплом колорите. | Передача цветом пространства. Цветовые отношения. Выступление детей о художниках-передвижниках. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы живописи» стр. 45, 63. «Крестьянка». Вкладыши «Третьяковская галерея» |
14 | | 1 | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | Роль сюжета в решении образа. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотнах Рериха!» Творчество Н.К. Рериха Горный пейзаж. | Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура) | В.И. Ракитин «Искусство видеть» стр. 31. А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 109. |
15 | | 1 | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Творчество Леонардо да Винчи. | Эскиз как переходный этап при создании композиции. Нет предела знаниям. | Композиция. Замысел работы, эскиз | А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 5 Журнал «Крестьянка» -вкладыш «картинная галерея» |
16 | | 1 | Творчество Ф.А.Васильева. | Глубок смысл природы. Новые техники рисунка. По-сырому. Пейзаж «Весеннее утро». | Композиционное размещение на листе. Прокладка основного цвета. Использование приёма «вливание цвета в цвет». Дорисовка по сухому слою краски. | А.Д. Алёхин Когда начинается художник» стр. 70 Журнал «Крестьянка» вкладыш – «Третьяковка» ИЗО «Основы живописи» стр. 53 |
3 четверть | «Великие темы жизни» | 10 часов | ||||
17 | | 1 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни. Урок-лекция | Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма. | В.И. Ракитин «Искусство видеть», стр. 55 |
18 | | 1 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И. Сурикова | Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Урок-лекция. | Ценность для человечества личностного видения исторических событий. | «Крестьянка» - коллекция. СД-диск «Шедевры русской живописи». А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 59. |
19 | | 1 | Сложный мир исторической картины | Выбор волнующей темы для графической серии. Обсуждение. Эскизы по выбранной теме для всего класса. | Композиция. Базовые принципы композиции. Замкнутая и открытая композиция. Несколько планов. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 7 |
20 | | 1 | Графические серии. | Серия «Это не должно повториться», просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» | История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения. | Журнал «Крестьянка», коллекция, графические серии. |
21 | | 1 | Зрительские умения, и их значение для современного человека. | Эссе «О чём мне рассказал художник» | Композиция. Композиционные средства и приёмы: многоплановая композиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм. | Н.П. Костерин «Учебное рисование». Стр.201. ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 122. |
22 | | 1 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. | Сложный мир исторической картины. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» | Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа. | 7 кл. стр 131. ИЗО Н.М. Сокольникова «Основы композиции» стр.17. СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» |
23 | | 1 | Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок» | И.Я. Билибина. Иллюстрации к сказкам. В. Васнецов. Фольклорно-исторические картины. «Что за прелесть эти сказки!» | Ясно читаемая композиция. Распределение масс. Чередование тёмных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» Стр 8, 15 Н.П. Костерин «Учебное рисование». Таб.11 |
24 | | 1 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. | Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». Чародей света. | Контраст. Цельность композиции. Ритм, движение, покой. | Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 23 А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр29. |
25 | | 1 | Историческая тема в живописи. | Передача симметрии и асимметрии в композиции. Передача равновесия. Уравновешенная композиция. | Симметрия – покой, величественность, особая торжественность, значимость событий. | Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 27,30 |
26 | | 1 | Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея. Викторина «Знакомые картины и художники» | Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера. | Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» 7 класс стр. 174 |
4 четверть | «Реальность жизни и художественный образ» | 8 часов | ||||
27 | | 1 | Плакат и его виды. Шрифты. | Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате. Выполнение эскизов. Композиционное решение плаката. По теме «Экология жизни» | Учебный иллюстративный плакат. Плакат - схема. | Брошюра «Оформительские работы». Н.П. Костерин. Стр. 228. |
28 | | 1 | Плакат. | Оформление плаката надписью. | Шрифты (гротеск, египетский, ленточная антиква, итальянский, новая антиква, стандартный, трафаретный). | Борисов «Как оформить выставку» стр 76. Н.П. Костерин, стр. 220. |
29 | | 1 | Плакат. | Просмотр компьютерной программы Word, шрифты, работа с текстом. Компьютерный рисунок с текстом. | | |
30 | | 1 | Книга. | Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления книги в соответствии с выбранной темой. Просмотр книг. Выбор темы. (Подарок для детского сада) | Книжная графика. Миниатюра. Часть издательского дела. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 19,36 |
31 | | 1 | Книга. Обложка. | Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность. Обложка для своей книги. | Переплёт. Иллюстративная обложка, декоративная обложка, шрифтовая обложка. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 51. Н.П. Костерин, стр. 235. |
32 | | 1 | Книга. Титул. | Рисунок для своей книги. | Форзац, авантитул, контртитул. Titulus – надпись, название. | Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 75 |
33 | | 1 | Книга. Шрифт. | Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость. Выполнение буквицы для своей книги. | Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Рисунок букв-иероглифов. Буквица и её роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления. | |
34 | | 1 | Обобщающий урок. | Тест по ИЗО | | Программа стр. 109. |