Файл: Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в рф Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. часов | Тема урока | Содержание урока | Знания, умения, навыки | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся |
«Дизайн и архитектура в жизни человека» | ||||||
1 четверть | «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» | 9 часов | ||||
1 | | 1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.) Зрительное равновесие масс в композиции | Основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20 |
2 | | 1 | Прямые линии и организация пространства | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции. | Ритм и движение, разрежённость и сгущённость. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22 |
3 | | 1 | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | Функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. Абстрактные форму в искусстве. | Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27 |
4 | | 1 | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Искусство шрифта. Буква как знак. Изобразительно-композиционное превращение линии в строку. | Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31 |
5 | | 1 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность. Изображение – образный элемент композиции. Макетирование открытки ( в реальном формате) | Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39 |
6 | | 1 | Многообразие форм полиграфического дизайна | Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Графическое макетирование. | Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45 |
7 | | 1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве. | Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53 |
8 | | 1 | Архитектура – композиционная организация пространства. | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Композиционная взаимосвязь объектов в макете. | Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57 |
9 | | 1 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Композиционная взаимосвязь объектов в макете. | Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57 |
2 четверть | «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий» | 7 часов | ||||
10 | | 1 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение. | Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64 |
11 | | 1 | Важнейшие архитектурные элементы здания | Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. | Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69 |
12 | | 1 | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. Схематическая зарисовка. | Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75 |
13 | | 1 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | Создание образно-тематической инсталляции. | Сочетание образного и рационального. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75 |
14 | | 1 | Роль и значение материала в конструкции. | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи. | Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81 |
15 | | 1 | Роль и значение материала в конструкции. | Роль материала в определении формы. Проект «Из вещи – вещь» | | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81 |
16 | | 1 | Цвет в архитектуре и дизайне. | Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. | Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87 |
17 | | 1 | Цвет в архитектуре и дизайне. | Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. | Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87 |
3 четверть | «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» | 10 часов | ||||
18 | | 1 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города. | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101 |
19 | | 1 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектурные образы прошлых эпох. | Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101 |
20 | | 1 | Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Образ современного города и архитектурного стиля будущего. | Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109 |
21 | | 1 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Макетно-рельефное моделирование фрагмента города. | Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115 |
22 | | 1 | Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д. | Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119 |
23 | | 1 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. | Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации) | Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125 |
24 | | 1 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.) | Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.) | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131 |
25 | | 1 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город» | Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135 |
26 | | 1 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики. Проектирование архитектурного образа города «Поселение в космосе» | Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135 |
27 | | 1 | Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. | Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач. | Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142 |
4 четверть | «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» | 7 часов | ||||
28 | | 1 | Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. | Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция) | Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146 |
29 | | 1 | Дизайн и архитектура моего сада. | Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Макетирование фрагмента сада из природных материалов | Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153 |
30 | | 1 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма) | Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161 |
31 | | 1 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке» | Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168 |
32 | | 1 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Изменение образа средствами внешней выразительности. | Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173 |
33 | | 1 | Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. | Человек как объект дизайна. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика. Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы» | Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173 |
34 | | 1 | Моделируя себя – моделируешь мир. | Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. | Заключительное занятие. Обобщение темы года. | А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» |
7.Календарно-тематическое планирование. 9 класс
9+7+10+8 недель в четвертях соответственно.
№ урока | Дата прове-дения урока | Кол. Ча-сов | Тема урока | Содержание урока, цели урока | ЗУН, ООУН | Опыт творческой деятельности | Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся | |
| «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» | |||||||
1 четверть | «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств» | 9 часов | ||||||
1 | 03.09.2009 | 1 | Синтетические искусства и изображения. Роль и место изображений в синтетических искусствах. | Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества... | Уметь понимать общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента | | |
2 | 07.09.2009 | 1 | Театр и экран – две грани изобразительной образности. | Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение. | Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии. | Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом | | |
3 | 14.09.2009 | 1 | Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества. | Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций. | Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров. Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое. | Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления. Решение образа спектакля в виде инсталляции. | | |
4 | 21.09.2009 | 1 | Сценография как искусство и производство. | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.). | Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации | Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж | | |
5 | 28.09.2009 | 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм. | Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. | Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). Костюм, его игровая природа и характерность. Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены. | Проведение круглого стола по теме « Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия». Эскиз костюма персонажа. | | |
6 | 05.10.2009 | 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. | Образность театрального грима и причёски. | Роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. | Эскизы грима и причёски персонажа. | | |
7 | 12.10.2009 | 1 | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска. | Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок. | Условность художественно-образного языка сценографии. | Создание маски персонажа. | | |
8 | 19.10.2009 | 1 | Театр кукол. | Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра | Виды театральных кукол и способы работы с ними. Чёрный театр. | Создание эскиза кукольного персонажа. | | |
9 | 26.10.2009 | 1 | Театрализованный показ проделанной работы. | Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы. | - сценический этюд, - карнавально-масочное действо, - фрагмент кукольного спектакля, - театрализованный показ костюмов. | Сценический этюд с подготовленными персонажами. | | |
2 четверть | «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» | 7 часов | ||||||
10 | 09.11.2009 | 1 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. | Понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. | | |
11 | 16.11.2009 | 1 | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. | Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки. | | |
12 | 23.10.2009 | 1 | Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. | Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра. | Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии. | Анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художественного опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой, осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения. | | |
13 | 30.11.2009 | 1 | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. | Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность» | Свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный. Передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки. | Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой). Съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов, передача настроения в пейзаже. | | |
14 | 07.12.2009 | 1 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого. | Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. | Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки. | | |
15 | 14.12.2009 | 1 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. | Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных. | Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей. | | |
16 | 21.12.2009 | 1 | «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. | Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события. | Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти. | | |
3 четверть | «Азбука экранного искусства» | 10 часов | ||||||
17 | 11.01.2010 | 1 | Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино. | Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино. | Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров. | | |
18 | 18.01.2010 | 1 | Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений. Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино. | Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий. | Тренинг операторского умения снимать монтажно (т.е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим), съёмка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода), внутрикадровый монтаж. | | |
19 | 25.01.2010 | 1 | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. | Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка. | Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики. | Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий) | | |
20 | 01.02.2010 | 1 | Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой. | Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя. | Создание пейзажно-видового кинонаблюдения на заданную тему (например, «Выпал снег»; применение в этюде приобретённых операторских навыков (изменение крупности планов) | | |
21 | 08.02.2010 | 1 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре. | Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж. Правда и жизни и её «киноправда». Интервью – искусство диалога общения. | Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков | | |
22 | 15.02.2010 | 1 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме. | Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий. Понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»). | Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое. | | |
23 | 01.03.2010 | 1 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Драматургия звукомузыкальной составной фильма. Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма. | Многообразие аспектов режиссёрской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком. | Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа. | | |
24 | 08.03.2010 | 1 | Компьютер на службе художника. | Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. | Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д. | Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов. | | |
25 | 15.03.2010 | 1 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм | Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства | Изобразительные возможности компьютера в нашей школе. | Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объёме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе). | | |
26 | 22.03.2010 | 1 | Компьютер на службе художника. | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. | | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. | | |
4 четверть | «Фильм – искусство и технология» | 8 часов | ||||||
27 | 5.04.2010 | 1 | От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду. | Кино – это дело коллективное, создание фильма – сложный производственный процесс. От кино к видео. | Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом. | Коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съёмочных) групп и составление плана-графика производства фильма. | | |
28 | 12.04.2010 | 1 | Этапы сценарной работы над видеофильмом. | Определение жанра предстоящих съёмок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе. | | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы. | | |
29 | 19.04.2010 | 1 | Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские. | Наивность и грамота киносъёмочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся. | Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссёра и оператора в период съёмок. | | |
30 | 26.04.2010 | 1 | Монтаж видеофильма: правила и реальность. | Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой. | Практика монтажа: технология и реальность. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой. | | |
31 | 03.05.2010 | 1 | Звук в любительском видеофильме. Итог на экране. | Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме. | Теория и практика звукового оформления видеоленты с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. | Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением. | | |
32 | 10.05.2010 | 1 | Связь искусства с жизнью каждого человека. | Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. | Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им. | Свобода и ответственность художественного творчества. Сочинение, воплощение и восприятие произведения. Рефераты. | | |
33 | 17.05.2010 | 1 | Современные проблемы пластических искусств. | Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Проблемы культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство | Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд. | Рефераты на тему урока. Поиск в сети интернет материала. | | |
34 | 24.05.2010 | 1 | Вечные истины искусства. | Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему? | Отражение вечных проблем в искусстве 20 века. Проблемы взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность. | Письменные проекты учащихся. | |