Файл: Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в рф Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Календарно-тематическое планирование. 8 класс

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

1 четверть

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

9 часов

1




1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция.

Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.)

Зрительное равновесие масс в композиции

Основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20

2




1

Прямые линии и организация пространства

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.

Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.

Ритм и движение, разрежённость и сгущённость.

Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22

3




1

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Абстрактные форму в искусстве.

Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27

4




1

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.

Искусство шрифта. Буква как знак. Изобразительно-композиционное превращение линии в строку.

Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31

5




1

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность.

Изображение – образный элемент композиции. Макетирование открытки ( в реальном формате)

Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39

6




1

Многообразие форм полиграфического дизайна

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Графическое макетирование.

Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45

7




1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве.

Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53

8




1

Архитектура – композиционная организация пространства.

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.

Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

9




1

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.

Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

2 четверть

«Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий»

7 часов

10




1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.

Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64

11




1

Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69

12




1

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.

Схематическая зарисовка.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75

13




1

Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

Создание образно-тематической инсталляции.

Сочетание образного и рационального.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75

14




1

Роль и значение материала в конструкции.

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.

Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

15




1

Роль и значение материала в конструкции.

Роль материала в определении формы.

Проект «Из вещи – вещь»




А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

16




1

Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.

Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.


А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

17




1

Цвет в архитектуре и дизайне.

Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.


Психологическое воздействие цвета.

Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

3 четверть

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10 часов

18




1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города.

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101

19




1

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Архитектурные образы прошлых эпох.


Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101

20




1

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки.

Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Образ современного города и архитектурного стиля будущего.

Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109

21




1

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.

Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115

22




1

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.

Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119

23




1

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)

Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)

Архитектурный «остов» интерьера.

Историчность и социальность интерьера.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125

24




1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.

Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)

Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131

25




1

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135

26




1

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

Проектирование архитектурного образа города «Поселение в космосе»

Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135

27




1

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.


Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142

4 четверть

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

7 часов

28




1

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.

Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)

Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146

29




1

Дизайн и архитектура моего сада.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.

Макетирование фрагмента сада из природных материалов

Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153

30




1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового.

Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)

Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161

31




1

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.

Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»

Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168

32




1

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.

Изменение образа средствами внешней выразительности.

Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

33




1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

Человек как объект дизайна.

Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»

Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

34




1

Моделируя себя – моделируешь мир.

Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Заключительное занятие. Обобщение темы года.

А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»



7.Календарно-тематическое планирование. 9 класс

9+7+10+8 недель в четвертях соответственно.

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

Ча-сов

Тема урока


Содержание урока, цели урока

ЗУН, ООУН

Опыт творческой деятельности

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся




«Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»

1 четверть

«Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»

9 часов

1

03.09.2009

1

Синтетические искусства и изображения. Роль и место изображений в синтетических искусствах.

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества...

Уметь понимать общность и специфику восприятия художественного образа в разных видах искусства. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента




2

07.09.2009

1

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Ведущий художественный, образно-созидательный элемент в спектакле – актёрская игра, в фильме – изображение.

Понимать виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Игровая природа сценографии.

Анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов. Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов актёров с вещью или любым другим сценографическим элементом




3

14.09.2009

1

Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.

Два направления художественной деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актёра. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Знать выразительные средства сценографии: пространство сцены, сценосвет, внешний облик сцены и актёров.

Иметь представление и водах сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое.

Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления.

Решение образа спектакля в виде инсталляции.




4

21.09.2009

1

Сценография как искусство и производство.


Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.

Театральные службы и цеха.

Элементы декорационного оформления спектакля: жёсткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации


Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж




5

28.09.2009

1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм.


Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Искусство и специфика театрального костюма

Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды.

Знать художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). Костюм, его игровая природа и характерность. Знать общие законы восприятия композиции картины и сцены.


Проведение круглого стола по теме « Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия».

Эскиз костюма персонажа.




6

05.10.2009

1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим.

Образность театрального грима и причёски.

Роль грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках.

Эскизы грима и причёски персонажа.




7

12.10.2009

1

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.


Маска – внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Традиции и культура театра масок.

Условность художественно-образного языка сценографии.

Создание маски персонажа.





8

19.10.2009

1

Театр кукол.

Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы – создатель образа куклы-актёра

Виды театральных кукол и способы работы с ними. Чёрный театр.

Создание эскиза кукольного персонажа.




9

26.10.2009

1

Театрализованный показ проделанной работы.

Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы.

- сценический этюд,

- карнавально-масочное действо,

- фрагмент кукольного спектакля,

- театрализованный показ костюмов.

Сценический этюд с подготовленными персонажами.




2 четверть

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

7 часов

10

09.11.2009

1

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Понятие общей природы художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве.

Обзор живописи, фотографии и экранных произведений; их сравнительный анализ.




11

16.11.2009

1

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.

Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.

Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.




12

23.10.2009

1

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора.

Художественно-композиционные момента в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.

Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки – это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.

Анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художественного опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой, осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения.




13

30.11.2009

1

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.

Свет – изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность»

Свет в натюрморте – постановочный, в пейзаже – природный. Передача светоцветового состояния природы – средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъёмки.

Фотосъёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съёмке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой).

Съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов, передача настроения в пейзаже.




14

07.12.2009

1

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение – образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.

Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет – портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение.

Фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съёмки.




15

14.12.2009

1

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности. Мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация.

Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом – история в родных лицах и память о своих родных.

Репортажная съёмка в спортзале, на школьном мероприятии, передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей.




16

21.12.2009

1

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Фотография – остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях.

Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события.

Открытая трибуна (диспут) по всей проблематике 2 четверти.




3 четверть

«Азбука экранного искусства»

10 часов

17

11.01.2010

1

Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Новый вид изображения – движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Грамота изложения киномысли. Художественно-выразительная и образная роль детали в кино.

Кинослово и кинофраза как монтажно-образное построение кинокадров. Монтажная прерывистость последовательного движения или действия в кино.

Составление кинофразы (как ряда следующих друг за другом рисунков или фотографий) и рассмотрение изменения её образного содержания в зависимости от изменения монтажной последовательности кадров.




18

18.01.2010

1

Кино – запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Практика монтажа. Чередование крупных и общих планов, монтажное соединение разнонаправленных движений.

Использование художественной выразительности и образно-смысловой роли детали в кино.

Монтаж – это расчёт длины планов, их хронометража. Условность передачи времени в кино. Монтажная передача на экране параллельного и последовательного действий.

Тренинг операторского умения снимать монтажно (т.е. с учётом монтажного соединения одного плана с другим), съёмка статичной видеокамерой простых форм движения (например, катящийся по столу шарик, пар из носика чайника, текущая из крана вода), внутрикадровый монтаж.




19

25.01.2010

1

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка.

Начало фильма – замысел. Фильм как последовательность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий; изобразительная запись, т.е. покадровая зарисовка фильма, - раскадровка.

Элементарная грамота записи сценарного плана и практический аспект его реализации. Технология создания раскадровки в условиях учебной практики.

Работа над литературным сценарием на тему известной сказки или рассказа (с указанием, что снимается, откуда и с какой крупностью), а также работа по созданию раскадровки (изобразительной записи видеоряда фильма) – составление «рассказа в картинках» как одной из форм монтажа с помощью различного иллюстративного материала (фотографии, вырезки из газет, журналов, буклетов и рекламных изданий)




20

01.02.2010

1

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

Изменяющееся и неизменное в фильмах от братьев Люмьеров до наших дней. Немы фильмы. Чёрно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Художественное начало в кино проявляется не обязательно в игровом фильме, но и в кинопроизведении любого жанра и вида, созданном талантливым автором с чуткой душой.

Жанры кино: анимационный, игровой и документальный. Многообразие сюжетной событийности и жанровых форм в документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения за падающими снежинками до военного телерепортажа или постановки боя.

Создание пейзажно-видового кинонаблюдения на заданную тему (например, «Выпал снег»; применение в этюде приобретённых операторских навыков (изменение крупности планов)




21

08.02.2010

1

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

Социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация. Реальность времени прямого эфира. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Принципы работы с человеком в кадре.

Сиюминутность – специфика телевизионного изображения. Событийный репортаж.

Правда и жизни и её «киноправда». Интервью – искусство диалога общения.

Съёмка видеоинтервью или короткого видеорепортажа о событиях в школе с использованием всех приобретённых операторско-монтажных навыков




22

15.02.2010

1

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Главенство играемого актёрами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.


Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.

Понятие о контрапункте в кино («вижу – одно, слышу – другое»).

Звукооператорский тренинг монтажного соединения звука (музыки) и изображения в единое кинодраматургическое целое.




23

01.03.2010

1

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Драматургия звукомузыкальной составной фильма.

Азы звукорежиссуры и практика звукооформления видеофильма.

Многообразие аспектов режиссёрской профессии: от работы с актёрами до работы со звуком.

Сценарная запись и раскадровка своего музыкального клипа.




24

08.03.2010

1

Компьютер на службе художника.

Новые способы получения изображения. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы.

Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги и т.д.

Знакомство со школьным компьютером и его киновозможностями в процессе просмотра отрывков из мультфильмов, телевизионных заставок и клипов.




25

15.03.2010

1

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства

Изобразительные возможности компьютера в нашей школе.

Разработка эскиза телевизионной заставки, музыкального клипа или анимационного фильма (в объёме, предполагающем изучение лишь принципиальных подходов к этой работе).




26

22.03.2010

1

Компьютер на службе художника.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.





Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.




4 четверть

«Фильм – искусство и технология»

8 часов

27

5.04.2010

1

От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду.

Кино – это дело коллективное, создание фильма – сложный производственный процесс. От кино к видео.

Специфика видеофильма. Общее и различное в «большом» кинематографе и учебной видеоленте. Основные этапы работы учащихся над своим видеофильмом.

Коллективное изучение производственной (технологической) цепочки выпуска видеофильма, создание творческих (съёмочных) групп и составление плана-графика производства фильма.




28

12.04.2010

1

Этапы сценарной работы над видеофильмом.

Определение жанра предстоящих съёмок, замысел, сценарный план и сценарий. Возможные сложности в работе.




Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на этап сценарной работы.




29

19.04.2010

1

Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские.

Наивность и грамота киносъёмочного этапа работы. Подражание и самобытность в видеолентах учащихся.

Смысл и ценность любительского видео. Возможные сложности и типовые ошибки на этом этапе работы над фильмом.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы режиссёра и оператора в период съёмок.




30

26.04.2010

1

Монтаж видеофильма: правила и реальность.

Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы над видеолентой.

Практика монтажа: технология и реальность.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности монтажного периода работы над любительской лентой.




31

03.05.2010

1

Звук в любительском видеофильме. Итог на экране.

Роль звука (музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме.

Теория и практика звукового оформления видеоленты с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением.

Практическая коллективная деятельность по созданию видеофильма с акцентом на особенности работы над звуковым оформлением.




32

10.05.2010

1

Связь искусства с жизнью каждого человека.

Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия.

Три формы художественного мышления (художественной деятельности). Право и возможность зрителя формировать собственную позицию и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций и подчинения им.

Свобода и ответственность художественного творчества. Сочинение, воплощение и восприятие произведения. Рефераты.




33

17.05.2010

1

Современные проблемы пластических искусств.

Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Проблемы культуры, антикультуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство

Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм, реализм и андеграунд.

Рефераты на тему урока. Поиск в сети интернет материала.




34

24.05.2010

1

Вечные истины искусства.

Диалог через века. Какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему?

Отражение вечных проблем в искусстве 20 века. Проблемы взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов. Искусство и нравственность.

Письменные проекты учащихся.