Файл: Дипломной работы по теме Христианское консультирование и служение исповедания.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые на основании текстов (1 Тим. 3, 2; Тит. 1, 6) считают, что епископ (пресвитер) не имеет права даже после смерти своей жены вступать вторично в брак. Подтверждение такому толкованию, якобы можно найти в 1 Кор. 7 гл. Но указанные места Священного Писания имеют только один смысл: епископ (пресвитер) должен быть примерным мужем, хранящим брачный союз во всей его чистоте и святости.
Для правильного понимания этих текстов нам необходимо иметь, хотя бы, некоторое представление о моральном состоянии дохристианского мира. Истинное целомудрие, чистоту супружеских и семейных отношений, - вот что прежде всего принесло христианство в этот мир. Известно, что до того полигамные браки были нередки даже среди иудеев. Положение же в языческом мире было еще хуже.
Поэтому нет ничего необычного в этом напоминании апостола Павла, что христианская церковь должна явить пример подлинного целомудрия: епископом может быть только муж одной жены. Всякое другое толкование этих текстов может привести только к искажению их подлинного смысла.
Ветхий Завет о браке.
Согласно Книге Бытия, цель установления брака двоякая - умножение и сохранение рода человеческого (Быт. 1, 27 - 28) и взаимная помощь супругов в прохождении земного поприща (Быт. 2, 18). Божественная благодать, освящающая брачный союз, содействует достижению целей брака.
После потопа Бог снова утвердил брачный союз, освятив его, как это было вначале: “ И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю” (Быт. 9, 1).
Таким образом, благодаря семье, как установлению Божию, род человеческий продолжает существовать и поныне, свидетельствуя тем самым о неизменном всемогуществе божественного установления. “ От одной крови (aima)Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога” - epoihsen te ex eno" (старый, прежний) pan eqno" anqrwpwn katoikein epi panto" proswpou th" gh", orisa" prostetagmenou" kairou" kai ta" oroqesia" th" katoikia" autw, ( Деян. 17:26).
Обычной формой брака было единобрачие (полигамия являлась исключением). Мотивом к взятию второй жены иногда служила бездетность первой (Быт. 16). При двух женах в семье часто происходили распри: нелюбимая жена ревновала к любимой, бездетная к плодовитой (Быт. 21, 10 - 17, 29, 31 - 33; 1Цар. 1, 5 - 6). Не составляли исключение браки и между довольно близкими родственниками, впоследствии, однако, близкие браки были запрещены. Нормальным возрастом брака для мужчины считался 18 - летний. Кто не женился в двадцать лет, считалось, что он проводит свои дни в греховных помыслах. Акт бракосочетания считался весьма важным событием. Супружеская жизнь регулировалась многочисленными предписаниями, направленными к поддержанию чистоты супружеских отношений. Однако это не всегда достигало цели.
До срока Бог терпел эту слабость, пока Сын Божий не возвестил снова первоначальное высокое назначение брака. Он сказал им: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так” (Мф. 19, 8).
Новый Завет о браке.
С пришествием Иисуса Христа на землю и провозглашением Его учения, брак снова обрел свое первоначальное достоинство, как изначальное божественное установление. Впервые в истории, после грехопадения, рядом с мужчиной была поставлена женщина как равноправная “ сонаследница вечной жизни”. В течение всех предшествующих веков женщина находилась в бесправном положении. Спаситель не только поднял ее из праха унижения, но, провозгласив нерасторжимость брачного союза, встал также на защиту ее достоинства.
Господь непрестанно охраняет семью как основную единицу человеческого рода, где рождается, воспитывается и формируется человек, как образ и подобие Божие. Супружеская любовь, будучи самой освященной любовью, является в то же время и самой сильной между всеми видами любви.
Христианская этика выделяет в супружеской любви две стороны: естественную и духовную. Естественное начало проявляется как предпочтение одного любимого существа всем другим. Духовное же начало наполняет любовь истинным содержанием, определяет ее глубину и величие. Апостол Павел, например, возвышает брачный союз до образа соединения Христа со Своей Церковью. “ Тайна сия велика”, - говорит он в Послании к Ефесянам 5:32. И если влечение со временем может угаснуть, то духовное родство, как проявление тайны Божией, с годами возрастает еще больше, приобретая прекрасные, божественные черты. Даря друг другу любовь, супруги получают ее обратно приумноженной и обогащенной.
Апостол Павел призывает верующих: “ Достигайте любви” (1 Кор. 14, 1). Проявление этой любви должно найти свое выражение прежде всего в супружеской жизни. “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” - Еф. 5, 25. Это требование во всем соответствует этике Нового Завета, которая ведет свое начало от Новой божественной заповеди: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (
entoleVn kaineVn divdomi umin, ina agapate allhlouV , kaqwVV hgavphsa umaV ina kaiV umeiV agapate allhlouV) - Ин. 13, 34. Супруги призваны любить друг друга не так, как они любятсамих себя, а как Христос возлюбил их”.
Новая заповедь дана нам вместе с Новым Заветом. Она является новой по своей глубине и направленности. Вот почему создание семейной жизни на основе этой наивысшей заповеди должно проявляться не в благочестивых словах, а в подлинно христианском поведении, делах и поступках. Согласно новой заповеди истинное предназначение человека заключается в том, чтобы жить не ради самого себя, а ради ближнего. Отсюда самой большой радостью супругов являются их дети, которым они отдают лучшие годы своей супружеской жизни.
Воспитание детей.
Семья является тем очагом, где человек учится истинной любви и добру, где все должно способствовать нравственному и духовному его развитию. Основы личности формируются в семье. Если молодой человек не любит и не почитает своих родителей, то вряд ли он будет любить и уважать свою жену.
Христианский дом - это питомник добродетелей и святых идеалов. Семья в Священном Писании уподобляется цветущему саду, за которым необходимо непрестанно ухаживать. “ Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (1 Тим. 5, 8). Верно сказано, что христианство начинается с семьи, с дома. “Я и дом мой будем служить Господу! - сказал Иисус Навин в решающий час своей жизни. Апостол Павел, напоминая Тимофею о том, как должно поступать в доме Божьем, пишет, что “епископ должен быть непорочен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью” (1 Тим. 3, 4). То, что ребенок приобретает в семье в ранние годы, остается с ним на всю жизнь. Об этом же свидетельствовал апостол Павел, когда писал Тимофею о своей уверенности, что в сердце Тимофея обитает та же нелицемерная вера, которая обитала и в сердце его матери и бабки - (2 Тим. 1, 5).
12. Душевные и психические заболевания, микроклимат в семье, моральные нормы.
Для нормального, объективного понимания что такое личность, нам необходимо разобраться в слагаемых личности: основные ингредиенты- свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности. Эти четыре качества особенно важны для личности человека, как будет ясно из последующих рассуждений. В качестве более широкого определения: личность- это осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом. Одним из основных принципов- постулатов является то, что любой человек, или пациент, или подопечный, должен отвечать за свои поступки. Как пример: страдающие неврозами подопечные чаще всего стараются переложить вину за свои трудности и проблемы на кого-то(родителей, коллег, несчастливое детство и т.д.) Объяснить это легко, стоит такому человеку взять ответственность на себя, так ему же прийдется предпринять какие-то шаги, чтобы справиться с неврозом. Если у человека не удалась жизнь, есть определенные трудности в семье, на работе, ему не остается ничего другого, как уверовать в судьбу, в предопределенность. Его горячность в спорах только доказывает подсознательное чувство вины за свои неудачи. Невроз - это, утрировано, отказ от свободы, подчинение своей личности устойчивым правилам, формулировкам, и, как следствие, превращение человека в автомат, зомби. Душевное здоровье подразумевает обретение человеком личной ответственности, и следовательно, свободы.
Свобода это основной принцип существования личности, именно свобода отличает человека от животного, потому что человек обладает способностью разорвать прочную цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются животные. Человек сам формирует свою личность с помощью Божьей воли, а первопричиной является отсутствие у консультируемых таковой. Свобода личности способна возрастать, чем здоровее душевно и духовно становится консультируемый, тем больший потенциал приобретает в нем свобода. Итак, свобода личности ответственна за свои поступки, свой выбор, за конечный итог своей жизни, - первая задача. Индивидуальность: Основная трудность людей заключается в том, что они не могут или не умеют быть самими собой, т.е. не могут выразить свою индивидуальность. Каждый индивидуум уникален и не похож на остальных, и от того приемлет ли он эту уникальность зависит его душевное здоровье. Стоит лишь заглянуть под маску непроницаемости, сухости, безразличия и вы увидите удивительнейшее разнообразие и неповторимость человека, это его неординарность, оригинальность, экспансивность, эмоциональность. Бесконечна изобретательность нашего Господа и Творца “ Помыслю ли о Небесах твоих, о делах рук твоих... Что есть человек? Ибо Ты едва не уподобил его Богу, и увенчал его славой и честью” (Пс 114:3). Вот почему
вторая задача христианского консультанта: сохранить и развить человеческую неповторимость, дать правильное Библейское направление, помочь ему остаться таким, каковым его создал Бог. Все жизненные проблемы начинаются тогда, когда человек пытается играть кого-то, представлять кого- то, действовать согласно какому- то стереотипу. Это страх показаться смешным под бравадой этакого удальца, супермена, рюмка, другая спиртного для храбрости, кстати с этого и начинается скрытое бытовое пьянство. Из-за страха показаться наивным, банальным, непонятым начинают применять наркотики подростки. Сексуальная распущенность многих молодых людей проистекает из страха быть самим собою, играть не свойственную им роль. И только Господь может убрать страхи, даст возможность быть самим собой, принося удовлетворение, способствуя укреплению и возрастанию духовного здоровья личности.
Сейчас настало время создать повсеместно специальные христианские молодежные программы, которые будут помогать в воспитании молодежи в страхе Господнем. К психологическим типам стоит отнести высказывание известного Швейцарского психолога внесшего значительный вклад в понятие индивидуальности, как интроверт, ориентированный на себя, на субъективные данные, и экстраверт, напротив ориентированный на условия и требования извне. Примером первого типа могут быть: философы, поэты, священнослужители , исследователи. Ко второму типу можем отнести: военные, деловые люди, политики корреспонденты. Эти характеристики однако не дают нам основания говорить об их непогрешимости, так как каждый индивидуум представляет собой единственную и неповторимую категорию. Главная же задача помочь человеку определить свою уникальность и свое место в обществе, Не руководствуйтесь своей личностной моделью, своими нравственными установками, своими взглядами, перенося все это на своего подопечного, тем самым вторгаясь в его личностную жизнь.
Социальная интегрированность является третьей составляющей устойчивой личности, этот аспект настолько значим, что люди обычно полагают, что если человек испытывает сложности, то это непременно связано с социальным окружением, а если человек достиг успеха в обществе, то никаких проблем у него быть не может. Это, безусловно поверхностный взгляд на личность. Но если вникнуть в проблему, то для каждой личности имеет огромное значение приспособляемость, общественный интерес и сотрудничество, которые присущи здоровым индивидуумам, осознающим и принимающим на себя ответственность. Здоровый индивидуум становиться социально интегрированным, целостным -он восстанавливает себя как органическую часть сообщества. Душевные болезни, как нарушение целостности в сознании консультируемого, что и сопровождается различными конфликтами, Целью консультации является восстановление целостности, мы говорили об этом выше. Этот нюанс многими понят в буквальном смысле: чем целостнее личность, тем она здоровее, тем самым всякие конфликты и конфликтные ситуации сами по себе признак нездоровья. Не подлежит сомнению, что невротик страдает от нарушения целостности, его преследует чувство вины, которое порой приобретает патологическую форму.