Файл: Степанов Степан Дмитриевич студент 2 курса кгпу им. В. П. Астафьева.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕКСТ №1.
Степанов Степан Дмитриевич
студент 2 курса КГПУ им. В. П. Астафьева
Филонов Андрей Александрович
студент 2 курса КГПУ им. В. П. Астафьева
Название:____________________________________
Аннотация: с развитием информационных технологий расширяются потенциальные возможности использования элементов электронного обучения. Обоснованное дополнение процесса обучения элементами электронного обучения позволяет расширить временные рамки учебного процесса и более качественно решить многие педагогические задачи. В статье описаны примеры использования элементов электронного обучения в педагогическом вузе.
Ключевые слова: интерактивные технологии, информационные образовательные технологии, электронное обучение.
В мире образования набирают силу и обороты интеграционные процессы. Одним из важных факторов развития системы образования является мобильность студентов и преподавателей. Необходим качественно новый подход к построению образовательной системы в России, при которой должна возрасти эффективность самостоятельной работы обучающихся и созданы условия для максимальной индивидуализации обучения.
В сложившейся ситуации основная функция преподавателя заключается уже не в хранении и передаче знаний, а в формировании у обучающихся стремления к самообразованию и выработке у них навыков творческого освоения знаний.
По мнению авторов одним из возможных способов решения этой проблемы является использование элементов электронного обучения в качестве поддержки самостоятельной деятельности обучающихся, осуществляемой ими вне вуза.
Электронное обучение новая прогрессивная форма организации учебного процесса на основе принципа самостоятельного обучения ученика с помощью различных информационных ресурсов. Электронное обучение определяется следующими возможностями в обучении: комфортные условия (рабочее место, свобода выбора времени на обучение), эффективность (мультимедиа, интерактивность, коммуникативность), незначительная стоимость обучения.
Четырехлетний опыт включения в образовательную систему элементов электронного обучения в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (далее КГПУ им. В.П. Астафьева) накоплен немалый.
Первоочередная задача по определению уровня готовности и способности профессорско - преподавательского состава эффективно работать в условиях информатизации по нашему мнению решена. Формирование готовности преподавателей университета к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов осуществлялось благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации и переподготовки в области информационных технологий силами ИДОиПК КГПУ им. В.П. Астафьева. 90% штатных преподавателей университета прошли обучение по программе повышения квалификации «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в электронной информационно-образовательной среде. Возможности платформы Moodle».
Следующим этапом было создание «единого окно» («Электронный университет КГПУ им. В.П. Астафьева» http://e.kspu.ru/) для входа в электронную информационную среду в КГПУ им. В.П. Астафьева. Для обеспечения электронных форм образования и самостоятельной работы, обучающихся используется оболочка с открытыми кодами Moodle.
Формирование и наполнение информационной электронной среды в значительной степени происходит за счет коллекции электронных версий учебных изданий, электронных учебных курсов разработанных преподавателями университета.
В КГПУ им. В.П. Астафьева утверждена следующая структура электронных учебных курсов :
-
вводная часть: аннотация курса; информация о преподавателе; -
рабочая программа дисциплины; -
методические рекомендации для обучающихся и для преподавателей (тьюторов) по работе с электронным курсом; -
план-график работы с курсом; -
технологическая карта рейтинга дисциплины; -
глоссарий - толковый словарь терминов, сокращений и обозначений; -
элементы для консультирования обучающихся (форум, чат, блог, онлайн консультации для общения и обсуждения со студентами вопросов по теме или модулю); -
информационное обеспечение по теме: основная и дополнительная литература по теме (точные библиографические данные с указанием страниц) и открытые электронные ресурсы; -
тексты для самостоятельного изучения студентом; -
дидактические материалы для самоконтроля; -
фонд оценочных средств для промежуточного контроля;
Электронный учебный курс содержит итоговый контрольный блок:
-
итоговый тест/итоговое задание с оценочным листом, включающим критерии оценивания и баллы;
-
вопросы к зачёту и/или экзамену, способ проведения процедуры зачета и/или экзамена.
По-нашему мнению, основу качества знаний в системе электронного обучения определяют три основных компонента: качество учебно-методических материалов (обучающий контент); профессиональная компетентность преподавателей; качество информационной насыщенности и материально-технической оснащенности образовательной среды, включающей необходимый спектр предоставляемых образовательных услуг.
Эти компоненты достойно представлены в электронных учебных курсах «Информационная культура и технологии в образовании: оценочные средства»
http://e.kspu.ru/course/view.php?id=132 (487 участников курса) «Модуль_Информационные технологии в образовании» http://e.kspu.ru/course/view.php?id=1168 (60 участников курса). Пользователи: обучающие по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профиль «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»; 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Основная цель : формирование способности и готовности обучаемых к использованию информационно-коммуникационных технологий в качестве инструментов (средств) решения задач учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о перспективности данного обучения в ВУЗе. К достоинствам электронных учебных курсов можно отнести: гибкость графика обучения; возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям; объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний; возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения.
Очевидно, что электронное обучение – это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботиться о комплексном решении перечисленных проблем, создать условия для подготовки педагогов, так как электронное обучение – это новые возможности образования.
Список литературы:
Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент
управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.
Порядок применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Проект. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL:http://минобрнауки.рф/документы/3244/ электр.обучение.pdf (дата обращения 10.06.1019).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 07.05.2013) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/(дата обращения 10.06. 2019).
ТЕКСТ №2
Перова Лариса Валентиновна,
старший преподаватель кафедры психологии ИППО КГПУ им.В. П.Астафьева,
г. Красноярск
ОСОБЕННОСТИ САМОПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: В статье представлены результаты проведенного анализа особенностей самопонимания
мальчиков и девочек подросткового возраста. Дан анализ понятия «самопонимание» в отечественной и зарубежной литературе, раскрыты представления современных подростков об образе Я, представлены особенности самоотношения в подростковом возрасте, намечены пути развивающей работы для обучения подростков навыкам самопознания, развития умения планировать, осознавать жизненные перспективы, развития умения строить жизненные планы.
Ключевые слова: подростковый возраст, самопонимание, самоотношение, самопознание, личностная рефлексия.
Современное образование в числе актуальных психолого-педагогических проблем важное место отводит личностному развитию, самопониманию подростков. В подростковом возрасте самопонимание приобретает специфический характер – значительно усиливается стремление к глубинному восприятию и пониманию себя. В данный период пересматриваются и перестраиваются все сложившиеся ранее отношения подростка к окружающему миру, другим людям и к самому себе. Именно процессы самопонимания и дальнейшего личностного самоопределения приводят к оформлению жизненной позиции подростка, к выбору жизненного пути, к взрослой осознанной жизни.
Личностное самопонимание в психологической литературе трактуется неоднозначно: как когнитивная репрезентация себя, проявление интереса к себе и своей индивидуальности (Д.Харт, В.Дэймон); как особая форма самосознания, как "самопонимание и самопознание", "самопонимание и самоанализ"; как одна из характеристик процесса социализации, охватывающего весь онтогенез человека (Б.В. Кайгородов, И.В. Романова) [3,с. 103].
В возрастной психологии самопонимание рассматривают как одну из характеристик личностного самоопределения и обозначают как основное новообразования подросткового возраста (Л. С. Выготский, Л.И. Божович).
В нашем исследовании мы опирались на характеристику самопонимания Л.И. Божович о том, что формирование самопонимания у младших подростков возможно при определенном уровне развития самосознания, формирования образа Я, когда у личности появляется способность к рефлексии, адекватном отношении к себе [1, с.128 ].
В соответствии с вышесказанным, целю научного исследования является изучение особенности самопонимания современных подростков (мальчиков и девочек). Для проведения исследования была подобрана эмпирическая выборка, состоящая из 84 подростков 6-7 классов, в возрасте 12-14 лет, в том числе 42 девочки и 42 мальчика. Для изучения особенностей самопонимания был подобран следующий методический инструментарий: Тест «Кто Я?» (М.Кун, модификация Т.В.Румянцевой), который выявляет характеристики образа Я [2, с. 51]; Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС), которая выявляет содержательные структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения[2,с. 54].
По результатам диагностического обследования по методике «Кто Я?» получены данные, показывающие, что у девочек преобладают такие уровни образа Я как: социальное Я (72%), коммуникативное Я (68%), физическое Я (45%) и рефлексивное Я (49%). Частота встречаемости этих же показателей у мальчиков: социальное Я (61%), коммуникативное Я (56%), физическое Я (48%). Это говорит о том, что у младших подростков не достаточно сформирована картина будущего (перспективное Я и у девочек 18%, у мальчиков — 16%) и своего места в нем. У них в меньшей степени выражена рефлексия своего внутреннего мира (рефлексивное Я у мальчиков 23%) , оценка собственных перспектив. Младшие подростки характеризуют себя по очевидным, поверхностным признакам (пол, социальный статус, увлечения, материальные блага), но при этом мало внимания уделяют своим личностным особенностям, индивидуальному стилю деятельности, умениям и навыкам.
По методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева мальчики показывают более избирательное отношение к себе (86%), чем девочки (69%); уверенность в себе присутствует у мальчиков в большей степени (83%), чем у девочек (62%), но в привычных для себя ситуациях; избирательное восприятие отношения окружающих к себе демонстрируют и мальчики (88%) и девочки (67%). Склонность воспринимать не все стороны своего «Я», не в полной мере принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений характерна для мальчиков (79%) и в меньшей степени для девочек (55%); стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других свойственно мальчикам (81%), несколько меньше девочкам (72%); неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов и у мальчиков (79%) и у девочек (72%); обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих и у мальчиков и у девочек (64%).
Проведенное исследование показывает, что младшие подростки пока поверхностно и ситуативно воспринимают себя и относятся к себе. Так же для них характерны: недоверие к себе и собственным способностям, недооценка духовного «Я», ригидность «Я-концепции», стремление сохранить в неизменном виде собственные качества.
В связи с этим планируется разработка программы развивающих занятий для формирования самопонимания подростков, что является актуальным для личностного и профессионального самоопределения в старшем подростком возрасте. Цель программ: развитие самопонимания подростков. Задачи программы: