ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
185 элементам телемедицинского комплекса, особенно к надежности и качеству те- лекоммуникаций. В настоящее время некоторые варианты дистанционного управления уже входят в практику. Примером может служить управление сете- выми видеокамерами, что эффективно при наблюдении за состоянием пациен- тов в палатах интенсивной терапии и дистанционном контроле хирургических операций. Другим примером дистанционного управления является управление удаленным микроскопом, благодаря чему врач-консультант получает возмож- ность проведения патогистологического или патоцитологического исследова- ний в полном объеме, просмотра всех имеющихся образцов материала (теле- морфология).
Перспективы телемедицины связаны с дальнейшей миниатюризацией контрольно-измерительных средств, внедрением смарт-технологий, робототех- ники, новейших достижений информатики, прикладных аспектов нанотехноло- гии.
Вполне проявившей себя тенденцией развития телемедицинских техноло- гий является формирование региональных телемедицинских сетей. Такие сети, с одной стороны, будут развиваться вглубь территорий, охватывая все большее число медицинских учреждений, а с другой стороны – объединяться друг с дру- гом. При создании телемедицинских сетей будут использоваться практически все доступные средства связи – наземные и спутниковые, волоконно- оптические и беспроводные, широкополосные сети передачи данных и сети мо- бильной телефонной связи
Большинство современных телемедицинских систем созданы на базе глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет рекомендован в качестве основы для медицинских информационных систем Украины Указом президента
Украини "Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної
інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україні" від №928/2000 от 31 июля 2000 года.
В 2007 году в Киеве был создан Государственный клинический научно- практический центр телемедицины МЗ Украины, который предоставляет телемедицинские услуги населению, занимается развитием телекоммуникационных сетей, разрабатывает нормативное и методическое обеспечение для телемедицинских услуг на всей территории Украины.
Создание в Украине национальной телемедицинской сети началось в 2009 году, когда Министерство здравоохранения Украины и Представительство
ООН в Украине компания совместно с «МТС Украина» начали реализацию проекта «Мобильная медицина». Целью проекта является повышение доступ- ности высокоспециализированной медицинской помощи для жителей област- ных центров и жителей отдаленных населенных пунктов Украины с помощью телекоммуникационных технологий.
На сегодня в рамках первого этапа проекта «Мобильная медицина» «МТС
Украина» выделила средства и построила ядро национальной телемедицинской сети, объединяющей Министерство здравоохранения Украины, Государствен- ный клинический научно-практический центр телемедицины в г.Киеве, Донец- кую и Закарпатскую (г.Ужгород) областные больницы, Национальный институт
186 сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М.Амосова и Республиканскую клиниче- скую больницу им. Н.А.Семашко (г.Симферополь). В данный момент постро- енная сеть используется в рабочем режиме.
Благодаря успешной реализации первого этапа проекта удалось проде- монстрировать, что уже сегодня украинской медицине доступны самые совре- менные технологии как передача диагностических данных в онлайн-режиме, организация своевременных интерактивных консультаций профильных специа- листов и он-лайн консилиумов врачей, участие специалистов в профильных конференциях без отрыва от рабочего места.
Ожидаемые результаты внедрения национальной телемедицинской сети:
создание единой телемедицинской информационной системы.
повышение доступности специализированной медпомощи для населения, проживающего в отделенных и труднодоступных местах, а также лиц, на- ходящихся в особых условиях (работников морского флота, военных и т.п.);
повышение качества предоставления медпомощи за счет улучшения ди- агностики, ускорение предоставления медпомощи;
смещение акцента предоставления диагностической и консультативной помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, сокращение количе- ства койко-дней и количества коек;
преодоление тенденции к формированию сверхрасходной модели здраво- охранения за счет дублирования узко-профильных клинико- диагностических структур в регионах;
расширение перечня платных услуг;
снижение транспортной составной при предоставлении консультативно- диагностической помощи и обучении;
снижение затрат на санитарную авиацию, повышение эффективности врача и медицинских бригад "по вызову";
привлечение в развитие здравоохранения внебюджетных источников фи- нансирования, инвестиционного капитала;
ускорение внедрения в практику новых методов диагностики и лечения;
закрепление медицинских кадров областных и районных центров;
повышение качества образовательных услуг, глобальное распространение профессиональных навыков путем привлечения к подготовке и проведе- нию дистанционного обучения высококвалифицированных преподавате- лей, специалистов-практиков, в том числе в сфере информационных и те- лекоммуникационных технологий;
расширение возможности граждан в получении непрерывного образова- ния в течение всей жизнь;
улучшение управления общественным здоровьем, включая контроль за заболеваемостью;
усовершенствование системы информационного обеспечения области на основе широкого развития информационных сетей,
187
создание баз данных по различным проблемам медицины и здравоохра- нения;
прорыв системы здравоохранения на современный технологический уро- вень и ускорение ее интеграции с зарубежными системами.
Таким образом, телемедицина представляет собой основу для принципиального новой организации медицинской помощи населению
Украины в условиях всестороннего полноценного обмена необходимой информацией между врачами, научными сотрудниками и организаторами здравоохранения всех уровней.
Контрольные вопросы
1 Приведите классификацию компьютерных сетей.
2 Расскажите об аппаратном обеспечении компьютерных сетей.
3 Каковы основные протоколы, действующие в Интернете.
4 Какова история развития Интернет?
5 Каковы основные услуги, предоставляемые сетью Internet.
6 Перечислите функции Web-браузера.
7 Какие Вам известны способы поиска информации в WWW?
8 Как используется телемедицина?
9 Назовите основные приложения телемедицины.
10 Какова история развития телемедицины в Украине?
Список литературы
1 Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. Мультимедийный электронный учебник
2 Телемедицинские технологи в системе здравоохранения// Самченко И.А.,
Годлевский Л.С., Даирбеков О.Д., Байзак У.А., Коваленко А.С., Баязитов
Н.Р., Смирнов Н.В., Калинчук С.В., Чумак А.Г.:Шымкент-Одесса.- 2009.-
366 с.
3 Осташко В.Г., Слабкий Г.О., Голубчиков М.В., Коваленко О.С. Організацій- но-управлінські аспекти створення телемедичної мережі// Вісник соц. гігієни та орган. охорони здоров’я.- 2009.- №1.- С.44-47;
4 Владзимирский А.В. Руководство по телемедицине для семейных врачей. -
Донецк ООО «Норд», 2005. - 42 с.
5 Владзимирский А.В. История телемедицины: люди, факты, технологии. –
Донецк: ООО «Цифровая типография», 2008. - 82 с.
6 Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Дистанционное обу- чение в медицине. – Донецк ООО «Норд», 2005. - 80 с.
7 http://www.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/kiit/ научно-методический журнал
«Медицинская информатика и телемедицина»
8 http://www.dvo.sut.ru/libr/biomed
Л.М.Макаров Телемедицина. Основы построения диагностических решений
Интернет-ресурсы
1 www.mednavigator.net
Медицинская поисковая система
188 2 www.doctor.ru
Медицинский Портал – консультации врачей
3 www.rmj.ru
Интернет-версии периодических изданий
4 www.medinfo.com.ua
Медицинская поисковая система Украины
5 http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed – Всемирная поисковая система по науч- ным публикациям по медицине
6 http://www.nbuv.gov.ua/ - Национальная библиотека имени В.И.Вернадского
189
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
ТЕМА 16
ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИН-
ФОРМАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Развитие современной медицины характеризуется, прежде всего, все бо- лее активным использованием компьютерных технологий, в частности, меди- цинской информатики, а также оживлением интереса к этико- деонтологическим вопросам, связанным с компьютеризацией отрасли.
Сейчас, по мнению многих исследователей, этика и деонтология вновь приобретают важность, как учение о юридических, профессиональных, мо- ральных обязанностях медицинских работников по отношению к пациентам и к коллегам. В процессе дифференциации медицины, оснащения ее новым обору- дованием, формирования новых специальностей возникают новые, сложные проблемы морально-этического плана, в частности, взаимоотношения «врач- пациент-компьютер».
Информационные системы активно используются во всех отраслях прак- тической медицины - в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, аку- шерстве и гинекологии, психиатрии и других. Вместе с тем, практически без- граничные возможности оптимизации медицинской помощи, предоставляемые телемедициной, осложняются такими обстоятельствами, как привлечение для обслуживания информационных систем многочисленного технического персо- нала, который в процессе выполнения профессиональных обязанностей получа- ет доступ к разнообразной медицинской информации, к сведениям о пациенте.
Такая информация становится доступной и для пользователей коммуни- кационных сетей. Кроме того, врачи должны адаптироваться к новым условиям и к новым возможностям оказания медицинской помощи, общения с коллегами и обучения. Современная медицинская практика обогащается навыками работы с компьютерной техникой, с техническим персоналом, обеспечивающим функ- ционирование автоматизированных систем. При такой форме оказания меди- цинской помощи судьба больного зависит от рабочих отношений, складываю- щихся между абонентом и консультантом, от соблюдения ими правовых и эти- ческих норм.
Роль и авторитет врача непосредственно связаны с умением разрешать этические и деонтологические проблемы, которые неизменно возникают в про- цессе выполнения профессиональных обязанностей. Имеются в виду взаимоот- ношения врача с пациентами и их близкими, с коллегами, с младшим медицин- ским и техническим персоналом, психотерапевтическое влияние личности вра- ча на больного, а также соблюдение врачебной тайны, поведение врача по от- ношению к больному и многое другое.
В нашей стране этические нормы поведения медицинских работников совпадают с правовыми требованиями и поддерживаются законами. Основные подходы к решению этой проблемы изложены в Основах законодательства Ук- раины о здравоохранении (19.11.1992 г.). Так, в разделе V «Лечебно- профилактическая помощь» в статье 39 «Обязанности предоставления меди- цинской информации» обсуждаются действия врача, направленные на реализа- цию прав пациента на получение сведений о состоянии своего здоровья.
ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИН-
ФОРМАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Развитие современной медицины характеризуется, прежде всего, все бо- лее активным использованием компьютерных технологий, в частности, меди- цинской информатики, а также оживлением интереса к этико- деонтологическим вопросам, связанным с компьютеризацией отрасли.
Сейчас, по мнению многих исследователей, этика и деонтология вновь приобретают важность, как учение о юридических, профессиональных, мо- ральных обязанностях медицинских работников по отношению к пациентам и к коллегам. В процессе дифференциации медицины, оснащения ее новым обору- дованием, формирования новых специальностей возникают новые, сложные проблемы морально-этического плана, в частности, взаимоотношения «врач- пациент-компьютер».
Информационные системы активно используются во всех отраслях прак- тической медицины - в терапии, хирургии, травматологии и ортопедии, аку- шерстве и гинекологии, психиатрии и других. Вместе с тем, практически без- граничные возможности оптимизации медицинской помощи, предоставляемые телемедициной, осложняются такими обстоятельствами, как привлечение для обслуживания информационных систем многочисленного технического персо- нала, который в процессе выполнения профессиональных обязанностей получа- ет доступ к разнообразной медицинской информации, к сведениям о пациенте.
Такая информация становится доступной и для пользователей коммуни- кационных сетей. Кроме того, врачи должны адаптироваться к новым условиям и к новым возможностям оказания медицинской помощи, общения с коллегами и обучения. Современная медицинская практика обогащается навыками работы с компьютерной техникой, с техническим персоналом, обеспечивающим функ- ционирование автоматизированных систем. При такой форме оказания меди- цинской помощи судьба больного зависит от рабочих отношений, складываю- щихся между абонентом и консультантом, от соблюдения ими правовых и эти- ческих норм.
Роль и авторитет врача непосредственно связаны с умением разрешать этические и деонтологические проблемы, которые неизменно возникают в про- цессе выполнения профессиональных обязанностей. Имеются в виду взаимоот- ношения врача с пациентами и их близкими, с коллегами, с младшим медицин- ским и техническим персоналом, психотерапевтическое влияние личности вра- ча на больного, а также соблюдение врачебной тайны, поведение врача по от- ношению к больному и многое другое.
В нашей стране этические нормы поведения медицинских работников совпадают с правовыми требованиями и поддерживаются законами. Основные подходы к решению этой проблемы изложены в Основах законодательства Ук- раины о здравоохранении (19.11.1992 г.). Так, в разделе V «Лечебно- профилактическая помощь» в статье 39 «Обязанности предоставления меди- цинской информации» обсуждаются действия врача, направленные на реализа- цию прав пациента на получение сведений о состоянии своего здоровья.