Файл: Перечень вопросов к зачету по Конституционному праву рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечень вопросов к зачету по Конституционному праву РФ

1.Предмет правового регулирования Конституционного права РФ

2. Метода правового регулирования Конституционного права РФ

3. Источники Конституционного права РФ

4. Понятие и специфика конституционно-правовых отношений

5. Субъектный состав конституционно-правовых отношений

6.Понятие и нормы принципы Основ Конституционного строя РФ – общие положения

7. Характеристики Российского государства в соответствии с нормами принципами Основ Конституционного строя РФ

8. Экономические основы Конституционного строя РФ

9. Организация государственной власти в соответствии с нормами принципами Основ конституционного строя РФ

10.Правовые основы Основ Конституционного строя РФ

11.Закрпление сферы и характера прав и свобод , установленных общепризнанными принципами и нормами международного права

12.Конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина

13. Личные права и свободы в соответствии с Конституцией РФ

14. Политические права и свободы в соответствии с Конституцией РФ

15. Экономические права и свободы в соответствии с Конституцией РФ

16. Социальные права и свободы в соответствии с Конституцией РФ

17.Конституционные обязанности человека и гражданина

18.Конституционные гарантии прав и свобод граждан

19. Элементы территории РФ

20.Статус субъектов РФ

21. Предметы ведения РФ , законы принимаемые по предметам исключительного ведения РФ

23.Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, законы принимаемые по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

24. Конституционно правовой статус органов исполнительной власти федеральной и субъектов РФ

1.Предмет правового регулирования Конституционного права РФ

Конституционное право - это отрасль российского права. представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции РФ и конституционном законодательстве основ конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, основ организации системы государственной власти и местного самоуправления.


Предмет конституционного регулирования — это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом конституционного регулирования являются отношения во всех областях жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.), а также отношения, вытекающие из основ конституционного строя РФ, т. е. отношения, которые содержат:

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа РФ;

3) основы социальной политики РФ;

4) основы экономической системы РФ;

5) основы политической системы РФ.

Также предметом конституционного регулирования являются основы взаимоотношений человека с государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через:

- Установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя - базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов;

- Установление формы государственного устройства: Россия, как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболее важных аспектов регулирования российской государственности является упорядочение отношений Федерации и ее субъектов, определение предметов их ведения и полномочий. Этот комплекс отношений и соответствующих им норм охватывается институтом федеративного устройства;

- Установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали (разделение властей) и по вертикали: система органов государственной власти (федеральной и региональной) и система местного самоуправления и его органов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации, которая является источником конституционно-правового регулирования.
2. Методы правового регулирования Конституционного права РФ

Метод конституционно-правового регулирования. Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и методрегулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.



Под методом конституционно-правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на конституционно-правовые отношения.

В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод — это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод — это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека). Названные методы могут быть в свою очередь подразделенына следующие способы правового воздействия (регулирования).

1. Предписание, или позитивное обязывание, — способ правового воздействия, суть которого состоит в обвязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу — ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности — ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ и др.). Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права, случаях использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности. В конституционном праве довольно широко используется способ предписаний, на основе которого определяется системаи компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними; без этого способа невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.


2. Запрет — способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.

В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями. Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации». В соответствие со ст. 21 Конституции РФ «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.

3. Дозволение — способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ). Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Нередко одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.


Таким образом, человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может либо воспользоваться данным правом, либо отказаться от него.

Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственно-властных отношениях, в целом основанных на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве.

Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно договорная. Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностьювоенных органов и должностных лиц. В последнем примере гражданину, в соответствие с Конституцией РФ, должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

3. Источники Конституционного права РФ

Принято различать в материальном и формальном юридическом смысле.

В материальном смысле – те факторы, которые определяют само содержание права (материальные условия)

В юридическом смысле – это формы, по средствам которых получают и устанавливают обязательную силу правовые нормы, такую функцию выполняют правовые акты.

Источниками КП являются НПА, посредством которых устанавливается, и получают юридическую силу КП нормы. К источникам КП относятся только действующие НПА в настоящее время.

Источники КП разнообразны.