Файл: Перечень вопросов к зачету по Конституционному праву рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воздушным столбом РФ считается воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ до высоты геостационарной орбиты спутников Земли (приблизительно 100-120 км). Воздушный кодекс устанавливает, что под воздушным столбом РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем (ч. 2 ст. 1). Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Однако если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем Воздушный кодекс, действуют правила международных договоров. Полеты иностранных гражданских самолетов в связи с международными рейсами осуществляются по маршрутам воздушных коридоров, установленных для этого Правительством РФ.

2. В отличие от государственного суверенитета РФ, который распространяется на государственную территорию РФ, в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на этих территориях. Их режим определяется федеральными правовыми актами - Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", а также международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация (Конвенцией ООН по морскому праву). Субъекты РФ не вправе своими законами регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, даже если эти территории являются прилежащими к субъекту РФ. Континентальный шельф РФ - это общее понятие для всех морских территорий за Государственной границей. Шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Это 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Континентальный шельф заканчивается обычно крутым спуском в подводные глубины. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права по разведке и разработке минеральных ресурсов (недр) и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными: если Российская Федерация не разведывает и не разрабатывает ресурсы, никто не может делать это без ее согласия. Суверенные права означают также исключительное право сооружать и регулировать использование искусственных островов, установок, сооружений, юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных правил и безопасности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении исследований на континентальном шельфе, защиты морской среды, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и т.д. Осуществляя юрисдикцию, Российское государство не препятствует судоходству, реализации иных прав и свобод других государств, являющихся общепризнанными принципами и нормами международного права. Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, имеющий особый правовой режим, установленный законами РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Понятие исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, не пригодных для жизни или хозяйственной деятельности. Беспредельно расширять границы исключительной экономической морской зоны нельзя. Ее внутренней границей является внешняя граница территориального моря, внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Но международными договорами РФ можно установить и иную ширину исключительной экономической зоны. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна, осуществляет исключительное право разрешать буровые работы, сооружать и разрешать сооружения искусственных островов или каких-либо установок, осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил, морских научных исследований,
защиты морской среды от загрязнений, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. "Территориальные границы республик, как и всех других субъектов РФ, являются не государственными, а административными" (Определение Конституционного Суда РФ от). Однако если субъект РФ граничит с иностранным государством (государствами), эта часть его административно-территориальной границы становится частью Государственной границы РФ и подчинена правилам государственного пограничного режима. Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что запрещается устанавливать какие-либо таможенные или иные барьеры между субъектами РФ, препятствовать свободному обмену товарами, финансами, рабочей силой. Какие-либо ограничения такой свободы могут быть установлены лишь федеральными органами в соответствии с федеральными законами в случае чрезвычайных событий, например, эпизоотий, массовых заболеваний скота, птиц и др. Административно-территориальные границы между субъектами РФ не могут быть произвольно изменены Федерацией, такие изменения требуют согласия субъектов РФ. Но и субъекты РФ не вправе единолично изменять границы между ними. Такие изменения, как предусматривает п. "а" ч. 1 ст. 102, требуют утверждения со стороны Совета Федерации. Таким образом, любые изменения территории субъектов РФ возможны лишь с общего согласия Федерации и данного субъекта РФ. В этом находит свое выражение принцип территориальной целостности субъектов РФ. Необходимость изменения границ между субъектами РФ обычно возникает при передаче населенного пункта из одного соседнего субъекта РФ в другой для удобства населения (близость к административным центрам, учреждениям социального обслуживания, школам, больницам, удобство путей сообщения и др.). В случае такой необходимости заинтересованные субъекты РФ приходят к согласию между собой. Дальнейшая процедура урегулирована ст. 147 Регламента Совета Федерации. Поступившие от субъектов РФ документы о согласии изменить административные границы сначала рассматриваются Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, который принимает заключение и представляет его на заседание Совета Федерации. На это заседание приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти тех субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, представители Правительства РФ, других органов государственной власти. Сначала рассматриваются доклады представителей субъектов РФ, подготовленные ими географические карты с обозначением предлагаемых изменений, затем оглашается заключение Комитета Совета Федерации. Решение об утверждении изменения границ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если такого большинства не получено, соглашение субъектов РФ об изменении границ отклоняется. Совет Федерации неоднократно утверждал соглашения субъектов РФ об изменении границ, связанные с передачей населенных пунктов (между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской и др.), а иногда и целых районов (например, Сокольнического района из состава Ивановской в Нижегородскую область). Отрицательных решений не было. Соглашение об изменении границ утверждается также законодательными органами соответствующих субъектов РФ. Крупные изменения административно-территориальных границ в России связаны с процессом объединения автономных округов с краями и областями, в состав которых они входили. Оно происходит в соответствии с Законом о порядке принятия в РФ. В результате создается новый субъект РФ (край, область, иногда сохраняющие прежнее название, например, Красноярский край, а иногда получающий новое, например, Забайкальский край). Для каждого случая объединения и образования нового субъекта РФ принимается специальный ("именной") федеральный конституционный закон. Границы нового субъекта РФ вовне остаются прежними (это границы прежнего края области), но границы прежнего автономного округа упраздняются, поскольку он сам перестает существовать. Процесс объединения субъектов РФ осуществляется на основе добровольности. Процедура "укрупнения" субъектов РФ объективно занимает

достаточно длительный промежуток времени, поэтому в каждом соответствующем конституционном законе предусматривается переходный период продолжительностью два-четыре года, предназначенный для формирования новых органов публичной власти, урегулирования вопросов правопреемства и т.д. Процесс объединения включает: инициирование образования нового субъекта РФ органами власти заинтересованных субъектов РФ, выражение согласия (поддержки) со стороны Президента РФ, проведение референдумов в каждом из объединяющихся субъектов РФ, принятие по инициативе Президента "именного" федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ, издание указа Президента, утверждающего положение о выборах законодательного органа нового субъекта РФ и проведение таких выборов, включение нового названия субъекта РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции с одновременным исключением названий тех субъектов РФ (автономных округов), которые перестали существовать. На 1 марта 2008 г. процесс объединения прошли шесть автономных округов, в результате чего их границы ликвидированы, а в Российской Федерации осталось 83 субъекта. Конституционный Суд, рассматривая вопросы об изменении границ между субъектами РФ, указал, что такие изменения должны проводиться с учетом п. "б" ст. 71, устанавливающего, что федеративное устройство и территория РФ находятся в ведении Российской Федерации, административно-территориальные границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия.


20. Статус субъектов РФ

Конституцией РФ определен статус субъектов Федерации. Субъекты РФ равноправны, но все же имеют некоторые особенности в правовом статусе.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ. Как уже было отмечено, субъекты, входящие в состав Российской Федерации, могут быть распределены на три группы в зависимости от сочетания национального и территориального начал при их формировании, а также особенностей статуса:

  1. республики (государства);

  2. автономная область или автономные округа (национально-государственные или автономные образования);

  3. края, области и города федерального значения (территориально-государственные образования).

Российская Федерация включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом, что позволяет считать Россию ассиметричной федерацией.

Республики отличаются по своему статусу от иных субъектов, прежде всего тем, что признаны на конституционном уровне государствами (ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 66) и обладают всеми его признаками, кроме суверенитета, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, законодательство, свой государственный язык, используемый наряду с русским. Как и остальные субъекты Федерации, они имеют систему республиканских органов государственной власти, другие атрибуты государственной власти.

Автономная область и автономные округа являются национально-государственными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ, уставом (по своей юридической природе он идентичен конституциям республик), принимаемым каждым субъектом самостоятельно. Отдельные положения устанавливаются и федеральным законом об автономной области или автономном округе, который может быть принят по представлению законодательных или исполнительных органов данных субъектов (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Федеральная Конституция определяет также, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти данных субъектов (ст. 66). Некоторые автономные округа, непосредственно находясь в составе Российской Федерации, входят еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области). В составе Российской Федерации имеются две области, отделенные от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, Калининградская область – территорией иностранных государств.


Территориально-государственные образования, хотя и созданы по территориальному признаку, но обладают сходным правовым положением с автономными образованиями. Однако в отличие от последних их статус определяется только Конституцией РФ и уставом, принимаемым образованием самостоятельно, создания специального федерального закона (как для автономии) Конституцией РФ для них не предусмотрено.

Вместе с тем проявлением принципа равноправия субъектов РФ является наличие еще целого ряда общих характеристик их статуса, которые указывают одновременно на их самостоятельность как особых государственных образовании.

1.Конституция РФ, с одной стороны, определяет единство правовой основы Федерации, обязанность субъектов следовать в своей правотворческой деятельности федеральному законодательству, принятому по вопросам ведения Российской Федерации (ст. 4 и 76), а с другой стороны, в той же ст. 76 определена возможность самостоятельного правотворчества в сфере, находящейся за пределами ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 4).

Таким образом, субъекты Федерации имеют правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства.

2. Невозможно изменить статус субъектов без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).

3. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют свое наименование. Новое наименование субъекта РФ включается в ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ.

4. Субъекты РФ вправе иметь собственную символику: герб, гимн, флаг, столицу (республики) или административный центр (иные субъекты).

5. Субъекты РФ обладают собственной территорией. Территория субъекта РФ может быть изменена только с его согласия. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Такое изменение подлежит утверждению Советом Федерации. Субъекты РФ в соответствии с федеральным законодательством самостоятельно устанавливают административно-территориальное устройство своей территории.

6. Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и собственность субъектов РФ. Однако субъекты РФ не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и иные материальные объекты на том основании, что они расположены на территории субъекта РФ.

В то же время важно отметить как момент самостоятельности субъектов РФ то, что они