Файл: Перечень вопросов к зачету по Конституционному праву рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имеют свою собственность, свой бюджет (и имущество территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации).

7. Субъекты РФ имеют свою систему органов государственной власти, которую согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) устанавливают самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким законом является уже упоминавшийся Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Здесь стоит упомянуть о некоторых основных конституционных правилах, которые предопределяют порядок создания и деятельности органов масти субъектов РФ. Они являются общими для всех видов субъектов Федерации:

  1. субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы или органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и принципу разделения властей (ст. 10). Например, создание на уровне республики монархического государства или советской системы организации власти недопустимо;

  2. наличие органов государственной власти субъектов РФ не препятствует осуществлению власти органами государственной власти РФ на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов. При этом субъекты обязаны содействовать работе федеральных органов власти;

  3. федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции РФ), в том числе и действующих на территориях субъектов РФ;

  4. в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по вопросам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Таким образом, органы исполнительной власти Федерации будут являться в указанной сфере вышестоящими для органов власти ее субъектов;

  5. каждый субъект РФ участвует в формировании федеральных органов власти, например, Совета Федерации (верхней палаты российского парламента);

  6. для статуса субъекта РФ характерно и то, что он имеет право на международные и внешнеэкономические связи (п. "о"ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но право это не является абсолютным, так как Российская Федерация координирует такого рода деятельность ее субъектов.


Общим для статуса всех субъектов РФ является также то, что они вне зависимости от видовой принадлежности имеют равные права по взаимодействию с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ направляет двух представителей в состав Совета Федерации; главы субъектов входят в состав Государственного Совета РФ на равных основаниях; субъекты Федерации учреждают постоянные представительства при Правительстве РФ; участвуют в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, подготовка заключения по проектам федеральных законов в сфере совместного ведения, инициатива внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра).

21. Предметы ведения РФ , законы принимаемые по предметам исключительного ведения РФ

Статья 71 Конституции РФ

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти <*>;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования <*>;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность <*>;



к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных <*>;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности <14>;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет <*>;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

23. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, законы принимаемые по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют полномочия, закрепленные в качестве таковых в Основном законе.


Согласно положениям статьи 72 Конституции России предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют следующие правомочия:

обеспечение полного соответствия конституций, уставов, законов и других нормативно-правовых актов республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, городов федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств;

обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

разграничение государственной собственности и имущества;

введение общих принципов организации системы органов государственной и муниципальной власти;

охрана режима пограничных зон;

координация внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ, выполнение положений международных договоров Российской Федерации;

координация решения вопросов сферы здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства, детства;

гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения;

сферы воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и массового спорта;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, водными и иными природными ресурсами;

вопросы природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты особо охраняемых природных территорий и культурно-исторических памятников;

реализация мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий;

принятие общих принципов системы налогообложения в Российской Федерации;

административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, трудовое, земельное, лесное и водное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды;

кадры правоохранительных и судебных органов;

адвокатура и нотариат;

защита традиционной среды обитания и образа жизни малочисленных этнических народностей.

Нормы статьи 72 Конституции о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в равной и полной мере распространяются на республики, края и области, автономные округа и автономную область, города федерального значения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ должны издаваться федеральные законы, а также принимаемые в полном соответствии с ними законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ. При этом положения федеральных законов не должны противоречить положениям Конституции и федеральных конституционных законов.


Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года), полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются:

Конституцией Российской Федерации;

федеральными законами;

соответствующими договорами и соглашениями о разграничении полномочий и соглашениями;

нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Конституцией и федеральными законами;

законами субъектов РФ.

Вышеуказанные источники, определяя полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать:

права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

источники и порядок финансирования реализации соответствующих полномочий.

Не допускается одновременно возлагать одни и те же полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

24. Конституционно правовой статус органов исполнительной власти федеральной и субъектов РФ

Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;