Файл: Литература Математика Начальная школа Немецкий язык Русский язык Спорт в школе Управление школой Физика Французский язык Химия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Английский язык
Библиотека в школе
Биология
География
Дошкольное образование
Здоровье детей
Информатика
Искусство
История
Литература
Математика
Начальная школа
Немецкий язык
Русский язык
Спорт в школе
Управление школой
Физика
Французский язык
Химия
Школьный
психолог
Педагогика
Библиотечка «Первого сентября»
№4(10)/2006
К
ак рассадить детей в классе
А.И. САВЕНКОВ
Психологическое пространство личности ребенка
1
БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Школьный психолог»
Выпуск 4 (10)
Москва
Чистые пруды
2006
А.И. Савенков
КАК РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ В КЛАССЕ
Психологическое пространство личности ребенка
3
Введение
Всем известно, что мы не случайно выбираем то или иное место в про- странстве. Есть такие участки в самых разных помещениях, где нам очень ком- фортно, а есть такие, где мы чувствуем себя скованно и неуютно. Существуют предельно малые и предельно большие расстояния, на которых мы готовы и способны эффективно взаимодействовать или просто общаться с людьми.
Многие школьные психологи и учителя неоднократно замечали, что сто- ит посадить ученика в классе за другую парту, как он вдруг меняется. Причем измениться могут и его поведение, и результаты его учебной деятельности, и его социальный статус в среде сверстников. Этим простым и эффективным инструментом, наверное, пользовались многие, но часто ли задумывались о том, как он в действительности работает и как им правильно распорядиться?
В этой связи интересен вопрос: можно ли, меняя пространственное располо- жение учеников в классной комнате, добиться позитивных изменений в их учебной деятельности?
Мы решили проверить эту гипотезу в ходе специальных исследований,
проведенных в московских школах. В нашем исследовании участвовали се- миклассники из школы № 697 (Западное окружное управление образования)
и учащиеся второго класса прогимназии № 1882 (Юго-Восточное окружное управление образования). В седьмом классе было 27 детей, среди них шест- надцать девочек и одиннадцать мальчиков, во втором классе также оказалось
27 детей, среди них тринадцать девочек и четырнадцать мальчиков. Учебные занятия с семиклассниками вела заместитель директора школы по научной работе Тамара Валентиновна Горбачева, а с второклассниками — учитель прогимназии Маргарита Григорьевна Андреева.
В седьмом классе наше исследование разворачивалось преимуществен- но на базе предмета «Обществознание», семиклассники изучали темы: «Че- ловек и природа»; «Межличностные отношения»; «Радости и сложности общения»; «Малая группа» и др. Второклассники, как им и положено, осва- ивали традиционную программу второго класса.
Последовательно варьируя способы расстановки столов и стульев в класс- ной комнате, мы меняли расположение учащихся на занятиях и отслеживали изменения характера их учебной деятельности. Основное внимание мы уделяли:
— степени активности детей на занятиях,
— характеру и особенностям их взаимодействия в ходе учебной работы,
— уровню учебной результативности.
Нас интересовали также вопросы социометрического статуса учащихся в классном коллективе, возможности влияния наших пространственно-деловых перемещений на коэффициент групповой сплоченности в классном коллекти- ве, на статус социометрических «звезд» и «отверженных», на динамику фор- мирования и переформирования микрогрупп в классном коллективе.
Прежде чем рассказать о первых результатах, кратко опишем несколько принципиально важных общих положений, имеющих прямое отношение к нашему исследованию.
4
Личная территория и психологическое пространство личности
О психологии территориального поведения человека
Обычно специалисты, характеризуя территориальное поведение челове- ка, начинают с обсуждения психологии территориального поведения живот- ных. Предполагается, что этот вид поведения у животных и человека имеет общие эволюционные корни. Объясняя значимость такого поведения у жи- вотных и человека, социолог И.А. Шмерлина отмечает [6]: «Клетка имеет обо- лочку, тело — кожные покровы, социально-пространственный «организм» —
территориальные границы. Только таким способом эти системные единства в состоянии поддерживать свое автономное… функционирование».
Животное не будет ни пить, ни есть, ни спать, ни размножаться, не опре- делив и не обозначив свою территорию. Но по этому показателю живые существа далеко не однородны. По образу жизни они более или менее отчет- ливо делятся на социальные и одиночные, или территориальные, виды. Ярко выраженное территориальное поведение, характеризующееся жестким при- креплением к определенному месту, свойственно таким представителям тер- риториальных животных, как птицы, рыбы, рептилии. При этом не только человек, но и другие приматы, сохраняя черты поведения сугубо территори- альных животных, в большей мере относятся к социальным.
Социальные животные и человек не так тесно связаны с территорией.
Исследователи подчеркивают, что территориальная доминанта организации жизни у социальных животных ослабевает по мере продвижения вида по эволюционной лестнице. В ходе естественной истории человек постепенно освобождался от территориальности в ее изначальном биологическом смыс- ле. Жизнь высокоразвитых животных и человека в значительной степени бази- руется не на территориальной, а на персонально-символической регуляции,
требующей способности индивидуально распознавать членов сообщества.
Однако, несмотря на менее выраженное, чем у большинства животных, терри- ториальное поведение, для человека оно тоже характерно. Поэтому психоло- гов всегда интересовало, что происходит с индивидом в пространстве, как он на него реагирует, как строит коммуникацию в тех или иных условиях, как адапти- руется к различным параметрам пространственной среды.
В современной социальной психологии пространственная регуляция по- ведения человека — одна из популярных исследовательских и практических задач. Специалистами обычно обсуждаются два ее основных аспекта. Пер- вый связан с анализом психофизиологических механизмов восприятия и ин- дивидуального поведения в пространстве. Второй ориентирован на анализ
5
психологических механизмов поведения человека в пространстве коммуни- кативном.
Существует целая наука о поведении людей в пространстве непосред- ственной коммуникации — проксемика, но ее достижения пока мало вос- требованы педагогической психологией и образовательной практикой. В свя- зи с этим нельзя не отметить такой психолого-педагогический парадокс: с одной стороны, связь жизненного пространства с физическим бытием чело- века и его психологическим миром представляется очевидной, с другой —
вопросы пространственного размещения учащихся на занятиях в педагоги- ческой психологии практически не обсуждаются. Психологи и педагоги обыч- но игнорируют факт влияния пространственного размещения на успешность учебной деятельности и, как правило, не рассматривают территорию школы или классной комнаты в качестве объекта, способного повлиять на результа- тивность учебной работы.
Дистанции комфортного общения
Центральным звеном проксемики является понятие «коммуникативная дистанция». Здесь обычно выделяются: публичное, социальное, личное и интимное измерения. Эта тематика приобрела популярность благодаря серии кросс-культурных исследований, посвященных анализу дистанций комфортного общения представителей разных культур (Шмерлина И.А.).
Теперь уже широко известно, что люди, живущие в разных странах и вос- питанные в разных культурных традициях, бессознательно выбирают раз- ные дистанции для межличностного общения.
Авторы подобных исследований настаивают на культурной обуслов- ленности этих различий, что вряд ли надо оспаривать. Следует лишь до- полнить эти сведения тем, что комфортная коммуникативная дистанция может выступать диагностическим показателем психического здоровья индивида. Специальные исследования свидетельствуют, например, что шизоидные типы склонны к дистанцированию от окружающих. Многие психопатологические состояния делают человека очень чувствительным к режиму пространственной близости, ряд психопатологических состояний являются по своей природе коммуникативными, они связаны с простран- ственным расположением личности относительно других (Гарднер Р., Гил- берт П., Шмерлина И.А. и др.).
Особое место в социальной психологии отводится изучению простран- ственных механизмов, способных управлять социальным взаимодействием и коммуникативным поведением людей в закрытой жизненной среде или замкнутом пространстве. Исследователи выделяют два типа замкнутой про- странственной среды: один препятствует установлению межличностных
6
коммуникаций (например, устройство мест в автобусе), второй, напротив,
способствует общению людей (пример — купе поезда). По этому принципу
(содействия/препятствия взаимодействию) можно без труда поделить спосо- бы размещения учащихся в пространстве классной комнаты. Ряд специалис- тов обращает внимание на феномен постоянства поведения людей в услови- ях специфической пространственной конфигурации закрытого помещения.
Они подчеркивают, что физическая организация среды накладывает отпеча- ток на поведение людей (Черноушек М.).
О совместном учении
Необходимо различать личную территорию и личное психологическое пространство. Всем известно, что границы своей территории склонны обо- значать не только люди, но и животные. У человека, в отличие от животных,
есть еще и границы личного психологического пространства. Они имеют прямое отношение к территориальному поведению, но часто простираются там, где это самое пространство уже не измеряется в единицах расстояния и площади. И если границы территории, на которую человек притязает, мы можем обозначить и четко измерить, то границы личного психологического пространства остаются невидимыми. Конечно, это не повод для того, чтобы считать их несуществующими.
Когда школьники занимаются вместе, их индивидуальные психологиче- ские пространства активно соприкасаются, пересекаются, вероятно, у них появляются зоны взаимного наложения. Сказывается ли это на успешности учебной деятельности? Если сказывается, то каким образом? Как это влияет на групповую динамику? Эти вопросы мало изучены.
Миф об эффективности индивидуального обучения
В сознании многих педагогов и даже школьных психологов живет миф о высокой результативности индивидуального обучения. Он родился много десятилетий тому назад. Учителя советской школы, вынужденные порой работать в классах, где число учащихся достигало 40 и более человек, мас- су сил тратили на организацию и поддержание рабочей атмосферы. Мно- гим из них справедливо казалось, что стоит уменьшить количество детей в классе, как учебная работа станет более результативной. Следуя этой ло- гике, если бы в классе был один ученик, то к концу школьного обучения он бы обязательно стал если не доктором наук, то, как минимум, медалистом.
Никто не обращал внимания на другой факт — параллельно с суще- ствованием переполненных школьных классов в крупных городах, в том же
Советском Союзе были сельские малокомплектные школы, где нередко на одного учителя приходилось по одному-два ученика. А уровень образова-
7
ния этих «счастливчиков» обычно заметно уступал уровню подготовки городского школьника из переполненного класса. При этом не говорилось и о том, что, например, в Китае или Японии в обычном классе обучается
60 детей, и педагоги не бьют в набат.
У нас и по сей день принято считать, что для повышения результатив- ности учения следует постоянно наращивать количество педагогов на душу учащегося населения. И чем меньше учеников будет приходиться на одного педагога, тем больших результатов можно достичь в образова- нии. Этот процесс сдерживается, как считается, отсутствием матери- альных средств в государственном образовании.
Любопытный опыт предлагает нам в этом плане современная система негосударственного образования. Пользуясь фактически неограниченны- ми материальными возможностями, многие владельцы частных школ ста- ли комплектовать школьные классы, например, из четырех-пяти детей.
Казалось бы, вот оно — счастье! Никто не ускользнет от учителя, не усвоив определенный материал, объясняя новое, учитель видит и слышит каждого. Но быстро выяснилось, что результативность такого обучения невысока.
Конечно, можно обвинять во всем деформации в иерархии мотивов учения, обычно возникающие у ребенка из обеспеченной семьи, и прикре- пить к классу из четырех учеников, кроме учителя, еще пару психологов.
И такое бывало, только нужных результатов нет…
А вывод напрашивается сам собой: наверное, обучаясь, человек про- должает оставаться существом социальным, и механизмы социального взаимодействия существенным образом детерминируют и характер учеб- ной деятельности, и ее результат. Вероятно, присутствие других людей включает какие-то важные механизмы, интенсифицирующие учебную дея- тельность, которые надо не отключать, а активно эксплуатировать.
Социальная фасилитация в обучении
В специальных психологических исследованиях неоднократно замечено,
что уже сам факт присутствия других людей при выполнении индивидуумом какой-то деятельности влияет на ее результат. И в этом смысле данная индиви- дуальная деятельность уже может рассматриваться как совместная. Описы- вается работа этого механизма с помощью специального термина — соци- альная фасилитация. Данный феномен характеризует собой влияние факта присутствия других людей на действия индивидуума. Обычно, говоря о соци- альной фасилитации, специалисты имеют в виду определенные последствия,
вызываемые присутствием других людей вне зависимости от степени их ак- тивности. Этот эффект обнаружен не только у людей, но и у животных.
,