Файл: Занятие 1 по теме 7 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти»



Группа Др19Э191
Студент
И.А. Сидельникова

МОСКВА 2023


Практическое занятие 1 по теме 7

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов


  1. Феноменология коррупции в предметной деятельности.

Специфичность предмета, связанного с исследованием истоков и сущности феномена коррупции, заключается в том, что все известные философские, экономические, исторические, психологические идеи, направления и позиции авторов объединяются вокруг проблемы человека. Именно поиски ответа на вопрос «Откуда, почему появляется и существует коррупция?» способствуют дальнейшему раскрытию сущности человеческой природы, пониманию ее неисчерпаемой многомерности.

Для того чтобы изучить и осмыслить феномен коррупции в контексте человеческой природы, необходимо установить определенные границы анализа и рассматривать коррупцию с позиций социокультурных условий и факторов, т. е. с точки зрения культурной парадигмы.

Понятие «культурная парадигма» отражает потребность в актуализации той части реальности, в которой витают общие существенные для эпохи идеи, ценности, отражающие некое смысловое единство культуры на конкретном отрезке времени. Кроме того, рассмотрение природы и сущности феномена коррупции в рамках культурной парадигмы позволяет исследовать его содержание в зависимости от того, какое место занимает исследуемый феномен в социальном бытии людей, в решении их смысла жизненных задач в разных сферах деятельности, оценивать его не просто как концепт или виртуальную смысловую единицу, а как реальное явление объективной социокультурной действительности. Другими словами, феномен коррупции реально существует только в контексте факторов социокультурной жизни, поскольку культура и есть система смыслов, определяющих мышление, ценностные установки, способы самореализации, ведущие переживания, поведение, стиль жизни людей.


Как правило, основным фактором смены культурных парадигм является фактор изменения типов (или способов) решения жизненных задач. Однако, нынешний стиль жизни и стойкость коррупции позволяют говорить о ее системном характере, о ее способности к трансформации и адаптации при смене поколений. То есть коррупционное поведение в иерархии базовых ценностей для решения проблем субъекта занимает далеко не последнее место.

По всей видимости, имеет место быть феномен, обладающим онтологическим статусом, т. к. он стал органической частью общекультурного стиля жизни многих людей. А это означает, что данный стиль жизни объективен, его нельзя искусственно создать, воспроизвести, выбрать как готовую систему форм, которую можно переносить в любую социокультурную ситуацию, он выступает в качестве модели, некоего закона или правила, способа поведения или идентификации субъекта культуры.

Влияние социально-демографических характеристик на отношение к коррупции опосредовано в свою очередь такими психологическими переменными как ощущение собственной адаптированности/неадаптированности, представление о возможности активного влияния населения на процессы развития в стране, базовые ценностные установки.

В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти. Коррупционность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррупционными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностями для отмывания денег.

Не следует забывать и том, что в действительности очень тонкая грань отделяет непреступные коррупционные правонарушения от преступлений в силу, прежде всего, неопределенности правовых норм.

Естественно, что содержание коррупции не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, а включает также различные проявления эксплуатации сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций служебного статуса вопреки интересам службы. Российский законодатель достаточно точно «предугадал» коррупционную природу всех преступлений, совершение которых в принципе может быть связано с эксплуатацией служебного статуса в личных интересах. Число видов коррупционных преступлений (помимо основных названных) достигает тридцати (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, организация преступного сообщества — преступной организации — для совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений и др.). При этом коррупция в системе государственной и муниципальной службы традиционно рассматривается как качественно более опасное явление.



В качестве основных возможностей снижения уровня коррупции до приемлемого следует указать на дальнейшее развитие рыночных отношений и демократических институтов, культивирование в обществе ценности активного противодействия коррупции.

В условиях кардинальных реформ постепенно изменяются взгляды и позиции россиян. Сейчас около 70 % экономически активного населения стало надеяться в решении своих проблем в большей мере на себя и свою семью. В то же время около 40 % молодых людей одобрительно относятся к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, а более 60 % согласны, что сегодня нет нечестных способов зарабатывать денег, есть только «легкие и трудные пути». Конечно же, такие явления, как злоупотребление властью, оказание услуг по знакомству, взяточничество, невозможно признать нормальными, однако большая часть населения считает это не только допустимым, но и эффективным механизмом социальных взаимодействий и решения личных проблем.

Воспроизводству таких психологических установок в немалой степени способствует отсутствие развитого гражданского общества, в центре которого должна находиться суверенная и свободная личность, чье поведение определяется ее собственными потребностями и интересами.

Для того чтобы борьба с коррупцией наконец принесла свои плоды,

национальные программы противодействия коррупции должны включать в себя научно обоснованные средства психологического сопровождения. Таким образом, назрела необходимость обосновать психологическую природу коррупционного поведения государственных служащих как нового научного направления социальной и юридической психологии, характеризующегося собственным предметом, категориально-понятийным аппаратом, проблематикой, феноменологией, субъектами и объектами, объяснительными моделями, методологическими подходами и методами исследования, прикладными областями и практическими приложениями. Особого внимания заслуживает изучение социально-психологических детерминант коррупции, конфликта интересов и профессиональной деформации государственных служащих как источников коррупционного поведения, аксиологических аспектов в природе коррупции и т. д.

В связи с этим основными задачами методологического уровня в исследовании психологии коррупции является обоснование границ предмета, принципов построения, форм и способов организации научного познания коррупционного поведения, а также способов установления критериев достаточной обоснованности и верифицированности полученных знаний.


К методологии сегодня предъявляются следующие требования:

• это должна быть методология на исторической основе, т. е. учитывающая исторический путь, пройденный психологией;

• это должна быть деидеологизированная методология;

• это должна быть методология плюралистическая (не ориентированная на единый универсальный научный стандарт);

• это должна быть методология, учитывающая возможность наличия различных целей получения психологического знания (познавательных или практических);

• это должна быть содержательная методология, т. е. рассматривающая вопросы реального предмета психологической науки.

Специфика предмета юридической психологии определяется общественно необходимым и личностно опосредованным взаимодействием субъекта с системой права. С этой точки зрения и взяткодатель, и коррупционер в равной степени являются субъектами права и несут юридическую ответственность за противоправное действие. Поэтому некорректно рассматривать в структуре коррупционного поведения только, скажем, коррумпированного чиновника. В психолого-юридическом взаимодействии обе стороны продуцируют необходимые атрибуты противоправной ситуации. В то же время государственный служащий, как представитель государственного аппарата, является уполномоченным лицом, и за нарушение закона он обязан подвергнуться более строгому наказанию. Юридическая психология изучает феномен коррупции с точки зрения поведения субъекта власти в системе категорий «Мотив», «Деятельность», «Личность», «Правосознание», «Умысел», «Объект преступления», «Субъект преступления» и др. Феномен коррупционного поведения субъекта власти невозможно описать без использования понятийного аппарата психологии личности («самоотношение», «Я-концепция», «мотивация», «ценности», «смыслы» и др.), социальной юридической психологии («социальные установки», «криминальные нормы», «групповые эффекты», «социальные стереотипы», «организованная преступная группа» и т. д.).

Таким образом, специфика предмета психологии коррупционного поведения государственных служащих заключается в том, что объекты исследования выступают в качестве результата взаимодействия субъектов в юридически релевантной ситуации.

На операциональном уровне исследование коррупционного поведения требует введения новых понятий и определений. Концепция психологического исследования коррупционного поведения базируется на системе таких основных понятий как «коррупционное поведение», «коррупционное давление» и «антикоррупционная устойчивость».


Таким образом, психология как мультипарадигмальная область знания позволяет применять различные методологические основания, интеграция которых достигается за счет понимания субъекта в качестве предмета исследования. Полимодальная структура феномена коррупции требует полиморфной объективизации научного познания и применения междисциплинарных подходов, а психологический анализ феномена коррупции предполагает аттрибутирование ее правовых, социальных, экономических и психологических аспектов.

В заключение следует подчеркнуть, что сейчас в России еще не сложились базовые, институциональные условия, необходимые для преодоления коррупции. В то же время тот качественно иной тип динамики, который демонстрирует Россия последние 10–15 лет, позволяет надеяться, что если будет осуществляться целенаправленная государственная политика оздоровления общества, сферы нравственности и морали, то в отдаленной перспективе нормализуется работа всех институтов государства.
Задание 1. Какова взаимосвязь коррупционных проявлений с экономической безопасностью государства?

Ответ: Коррупция является одной из глобальных проблем современности, в значительной степени препятствующая социально-экономической и политической развитии любой страны. Ее воздействия для экономики страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяется область коррупционных преступлений.

Коррупция (от лат. corruption-подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики и государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ в любой форме.

Взяточничество и коррупция обходится мировой экономике в 2,6 триллиона долларов ежегодно. Эти средства составляют более 5% глобального ВВП. Об этом говориться в исследовании ООН, выпущенному к Международному дню борьбы с коррупцией.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.