Файл: Занятие 1 по теме 7 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Российской Федерации термин экономическая безопасность определяется как состояние защищенности национальной экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается суверенитет страны единство, ее экономического пространства, усилия и для реализации стратегических и национальных приоритетов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. «О стратегии экономической безопасности на период до 2030 года» к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.

Коррупция побуждает такие негативные последствия для Российской Федерации как:

– реальная угроза экономической безопасности во всех ее формах и проявлениях;

– сложность достижения стоящих перед ней стратегических задач;

– огласка наличия коррупции в высших эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под сомнение их легитимность;

– снижение уровня жизни подавляющей части населения;

– увеличение имущественного неравенства и бедность большой части населения;

– рост теневой экономики;

– замедление появления эффективных частных собственников;

– увеличение социальной напряженности, которая подрывает и ослабляет национальную экономику и угрожает политической стабильности в стране;

– ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

– нарушение конкурентных механизмов рынка;

– лишение общества значительной части интеллектуального потенциала ввиду наличия коррупции в образовательной сфере;

– падение престижа страны на международном уровне, рост угрозы ее экономической и политической изоляции, и т.д.

Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцветания теневой экономики. Причина и следствие, цель и средства здесь настолько взаимоувязаны и переплетены что создают прочный замкнутый круг.

Международная антикоррупционная организация Transparency International в 2018 году составил ежегодный индекс восприятия коррупции в странах, где Россия оказалась на 138 месте из 180 позиций рейтинга, попав в один ряд с Гвинеей, Ливаном, Ираном, Мексикой.


В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реализация Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы по Указу Президента Российской Федерации. В данном плане предусмотрены следующие задачи:

- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

- совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;

- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц;

- систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;

- повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

Помимо данного нормативного акта существует Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где предусмотрен ряд мер по профилактике коррупционных преступлений.



Также в рамках борьбы с коррупцией предусмотрена уголовная и административная ответственность за коррупционные преступления.

Подводя итог, можно отметить, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях особо выделяют проблему борьбы с коррупцией в связи с общими проблемами экономической безопасности государства. Рассматриваемые вопросы свидетельствует о серьёзности положения и критическом состоянии дел в сфере коррупционных явлений, которые рассматриваются как угроза национальной безопасности.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный Федеральный закон определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Согласно данным Правилам экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции Российской Федерации, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также аккредитованные независимые эксперты, институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Следует отметить, что в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проводится с задачей выявить коррупциогенные факторы, а также дать рекомендации по устранению действия таких факторов.

Как показывают исследования и практика, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов имеет важное значение для развития правотворчества. Данная мера выступает в качестве средства совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в законодательстве.

Ценностью антикоррупционной экспертизы является то, что она носит предупредительный характер в работе по профилактике и предупреждению коррупции. Она, являясь обязательным инструментом для органов
государственной и муниципальной власти, способствует повышению качества подготавливаемых нормативных правовых актов на этапе их проектирования.

Одним из элементов работы данной системы является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Целью его создания является усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости их деятельности.

Под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов (проектов) понимается исследовательская деятельность аккредитованных независимых экспертов, а также неаккредитованных институтов гражданского общества и граждан по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и выработке предложений для их устранения.


Задание 2. Дайте характеристику основных положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» об антикоррупционной экспертизе правовых актов и их проектов как важнейшей мере профилактики коррупции.

Ответ: Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации является разновидностью экспертизы нормативных правовых актов, наряду с другими видами: правовая, научная, лингвистическая, финансово-экономическая, экологическая и др. В то же время антикоррупционную экспертизу можно рассматривать и как часть (этап) правовой экспертизы, проводимой уполномоченными органами государственной власти.

Правовой основой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ является федеральное законодательство, действующее на всей территории Российской Федерации, а также региональное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы правотворческими органами субъекта РФ, разработанное в рамках реализации единой антикоррупционной политики Российской Федерации.

Впервые на уровне федерального закона положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов были закреплены статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которой антикоррупционная экспертиза выступает одной из шести мер по предупреждению (профилактике) коррупции. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ действие института антикоррупционной экспертизы распространяется как на федеральные нормативные правовые акты, так и на законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. На современном этапе развития антикоррупционного законодательства в сфере организации и проведения экспертной работы во всех исполнительных органах государственной власти процедура проведения антикоррупционной экспертизы урегулирована ведомственными методиками.