Файл: Тема Роль декоративноприкладного искусства в Древней Греции. Греческая керамика.( Изо, 5 класс) Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции.
Греческая керамика .( ИЗО , 5 класс)
Цель: знакомство со стилистическими особенностями древнегреческой живописи по керамике.
Задачи: Обучающая: дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества, научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чернофигурную вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента;
Развивающая: формировать познавательный интерес к истории Древней Греции, развивать творческую активность, гуманитарную культуру школьников;
Воспитательная: воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
а) учителя:иллюстрации ,презентация по греческой вазописи, шаблоны ваз;
б) ученика: альбом, бумага красного - черного цвета, ножницы, клей, маркеры, краски, кисти, шаблоны, таблицы с орнаментами.
Тип урока : комбинированный .
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний .
3.Мотивация . Целеполагание .
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из известных видов искусств Древней Греции.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали.
С детства знакомы любому из вас
И Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь каково
Было гончарное их мастерство!
-О чем мы будем говорить на уроке? (О гончарном мастерстве)
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров.
- А где он находится, вы мне скажите сами.
- Назовите самый известный греческий город. (Афины)
- Конечно же, это Афины.
Древнегреческий писатель сказал так: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А
если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» И хотя он говорил шутливо, но был прав. Древнегреческий писатель сказал так: «Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался – осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» И хотя он говорил шутливо, но был прав.
Но нас интересует один из районов города - Керамик. От названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары, произошло
слово …
- Кто догадался, какое? (керамика)
- Правильно. Что оно означает? (ответы детей)
Керамика(от греческого «керамос» - глина ) - все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
Тема нашего урока «Греческая вазопись».Целью урока является знакомство с основными видами древнегреческих ваз, их формой и декором.
4.Изучение нового материала .
В Древней Греции, как и во всем древнем мире, искусство играло огромную роль в жизни человека. Особенная роль принадлежала изобразительному искусству.
- Вы изучали историю древнего мира, поэтому должны знать, какие еще виды искусства существовали в древней Греции (архитектура, скульптура)
- Как называется искусство создания предметов быта с их художественным оформлением? (ДПИ).
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на Олимпийских играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города
Прекрасные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. И по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
Древняя Греция славилась многими искусствами. Но особенное место занимало искусство роспись ваз – вазопись.
Вазопись – роспись керамических сосудов.
Вазопись развивалась в едином направлении с монументальной живописью и скульптурой.
В Керамике жили гончары и художники, создавшие великолепные расписные вазы.
Гончар сперва долго и тщательно разминал глину. Затем, сидя у гончарного круга, лепил тулово сосуда , ножку , соединял их, прикреплял ручки, а потом готовые сосуды ставил в тень, чтобы они как следует просохли . И только после этого передал свои творенья вазописцу.
Роспись была трудным делом :вазописец сначала заостренной палочкой намечал рисунок, затем покрывал черным лаком фон вокруг фигур, потом тонкой кистью прорисовал черты лица и складки одежд - это была кропотливая работа ! Она требовала сноровки и твердой руки: поверхность у всех сосудов выпуклая, так что рисовать по ней не просто.
После росписи сосуды отправлялина обжиг в специальную печь. Мастера хорошо знали: огонь может подарить красоту и долголетие, но может уничтожить или сделать сосуды уродливыми. Поэтому перед обжигом мастера пели специальную песню, обращенную к богине Афине, помогавшей ремесленникам.
( Как древние греки традиционно изготавливали вазы и сосуды ?
После того, как глина приобретала необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами (Геродот II 36) и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круги центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э., он описан в Илиаде(XVII 599—601).Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках.
После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты. )
- Посмотрите на эти вазы. (Дети рассматривают вазы разных форм и стилей.)
-Чем отличаются вазы? (Разной формой).
Сосуды были разной формы и назначения.
- Давайте подумаем, для чего они предназначались?
-В каком сосуде хранили зерно, оливковое масло и почему?
Амфора-остродонные сосуды с узким горлом для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.
Грузовые амфоры - выглядят они как-то простовато: и шейка слишком длинная, и ножка чересчур узкая, заострённая. Так что они бедняжки и стоять-то без специальной опоры не могут. И ни какой росписи, даже лаком не покрыты! Но уж зато они попутешествовали! Весь свет объездили –ведь в них перевозили вино, воду, масло, зерно, мёд. Даже нефть говорят...
Самая большая амфора–почти два метра в высоту , она находилась под открытым небом, нередко под дождём, поэтому у неё не было дна.
Панафинейские амфоры - их специально делали для Панафиней .
Панафинеи - это торжественное празднество , длилось несколько дней .Включало шествие на акрополь, жертвоприношение и одевание нового покрывала на статую Афины! В честь богини устраивались выступления лучших артистов и музыкантов. А ещё состязания атлетов. Они так и назывались - Панафинейские игры, такие же, как Олимпийские игры в Олимпии. В качестве награды победителю вручали особые панафинейские амфоры, наполненные драгоценным маслом от священных олив. На одной стороне изображалась Афина Промахас (воительница), на другой –состязание, в котором была одержана победа.
Дипилонская амфора - когда то она была надгробным памятником и
стояла на городском кладбище в Афинах, близ Дипилонских ворот .
Лекифы–узкий кувшин с одной ручкой для хранения оливкового масла .
Арибал - когда древнегреческие атлеты отправлялись в палестру (место для занятий спортом ), в сосуд наливали масло и брали с собой , подвешивая за ручку шнурком к поясу. В палестре арибалвешали на стену, а перед началом состязаний маслом из сосуда натирали тело - кожа атлетов от этого становилась упругой, а суставы гибкими.
Ольпа – кувшин для хранения благовонных масел и вина.
-Из какого сосуда пили вино? - Какой сосуд для этого пригоден?
Кратер – объемный сосуд с широким горлом для вина, смешанного с водой, обычного напитка греков.
Килик– изящная ваза для питья , его делали небольшим , легким, изящным .
Киликами играли на симпосии (пирах)- оставят немного на дне вина, проденут палец в ручку и стараются вылить капли вина в цель. Эта игра называлась коттаб. Весело было!
Скифос– керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками. Греки любили вино, но осуждали пьянство, поэтому разбавляли вино водой. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла. Изображения скифоса часто встречаются на древнегреческих вазах.
Киаф– сосуд с одной ручкой, использовавшийся на симпосиях для зачерпывания вина.
Ойнохойя–кувшин для разливания вина с одной ручкой и трехлепестковым венчиком. Ойнохойе часто придавалась форма человеческой головы.
Ритон ( керас ) - сосуд в виде головы быка и других животных , часто встречаются в крито-микенском искусстве. Возможно, ритон распространился в Греции под персидским влиянием .Ритоны изготавливались из глины или металла. В нижней части сосуда было отверстие, через которое вино выпускалось в чашу или прямо в рот пирующего. Греки часто придавали этим сосудам форму головы какого-либо животного, по которому он и назывался –"олень", "собака", "змея", "мул" и т.д
-За пресной водой надо было ходить к источнику. В каком сосуде удобнее носить воду?
Гидрия– изящный сосуд для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, поднимать их на голову, и третьей вертикальной, чтобы снимать с головы. (За вертикальную ручку сосуд несли, когда он был пустой, а за две горизонтальные держали, поставив под льющуюся струю воды или придерживали, неся на голове.)
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но , несмотря на это, она искусно украшалась росписью.
- Вглядимся в роспись двух (одинаковых по форме) греческих ваз. Чем они отличаются?
(У одной вазы фон оранжево-красный, а фигуры черные.)
Существовало два стиля вазописи :
1.Был ранний стиль – чернофигурный – сформировался к 4 в до н.э. : по красноватой глине (естественном цвете глины ) художник наносил фигуры черным лаком.
2. В 5 веке фон стал черным, а фигуры оранжево красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается черным лаком .Детали уже не процарапываются , а обозначаются тонкими черными линиями ,это позволяет прорабатывать мускулатуру , передавать тонкие складки одежды , волнистые локоны .