Файл: Какие отличия Вы выявили.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем — социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности (см. приложение 2). В традициях российской благотворительности такие формы деятельности, как помощь каждому нуждающемуся («слепня»), общинная и общественная помощь в виде призрения и др. Учет национальных особенностей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность социальной работы, ее статус и престиж в обществе.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ассоциациями и союзами социальных работников, непременно содержат требования к качествам личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как уже отмечалось важнейшую роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический статус клиента, влияют на моральный уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснованно предъявляют повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные

группы:

— качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);


— качества, необходимые для профессионального и личностного роста социального работника, его самосовершенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые качества социального работника. Однако нам представляется, что волевые качества необходимы социальному работнику как в работе с клиентом, так и в работе над собственным профессионально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем, поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.

Как бы то ни было, социальные работники понимают, что соответствие личности всем тем конкретным требованиям, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы, — быть честным, добрым, способным и готовым к сочувствию и сопереживанию, иметь силу воли и др. — свидетельствовало бы о совершенстве личности, которую в реальной действительности найти не так легко. Не всегда возможен и эффективен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме на работу или в учебное заведение соответствующего профиля. В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость постоянного профессионального и нравственного совершенствования специалиста, его личностного роста, — что может быть достигнуто в результате самоанализа, и постоянной работы над собой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен (см. приложения 1, 2), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Соблюдение требований этического кодекса социальным работником — не формальность, а необходимое условие эффективности его повседневной практической деятельности, критерий ее общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований этического кодекса становится непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для повышения авторитетности ее представителей, ведет к самоуважению и самоутверждению личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.



При всем различии профессиональных этических кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, связанных со спецификой менталитета различных народов, их национальными обычаями и традициями, уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали, ожиданиям общества по отношению к профессии и ее отдельным представителям. Все это дает возможность говорить о социальной работе как о существенном факторе повышения уровня общественной морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности — самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.